Найти тему
How to Bank

Оплата «голосом» - следующий виток развития платежей и e-commerce?

Мы уже рассказывали в нашем телеграмм-канале о встроенном в банковскую карту сканере отпечатка пальца и о будущем платежей по QR-коду, однако сегодня эксперты всерьез задумались о возможностях платежей с помощью голосового помощника (Siri, Alexa или Алисы). Мнения разделились: с одной стороны, применение искусственного интеллекта в сфере финтеха- довольно-таки заманчивая идея, которую стоит, как минимум взять во внимание, с другой стороны, представленные ныне решения не дотягивают по удобству и безопасности до того же ApplePay.

Какие решения с использованием голосового помощника есть сегодня на рынке?

Первой, но уже не единственной компанией, предложившей использовать ИИ при оплате, стала AmazonPay. О планах «дочки» Amazon стало известно уже в 2019 году, однако готовое решение было представлено в текущем месяце. Технология позволяет оплачивать топливо на 11,5 тыс. АЗС сети Exxon и Mobil с помощью одной лишь фразы: «Alexa, pay for gas», эта команда использует установленные по умолчанию настройки в личном кабинете пользователя Amazon. Конечно, для того чтобы воспользоваться решением необходимо иметь устройство с установленным приложением Alexa(американский аналог Алисы), это может быть как смартфон или амазоновские беспроводные EchoBuds, так и само транспортное средство с предустановленным ПО. По заявлениям AmazonPay, подобный способ оплаты абсолютно безопасен и не требует каких-либо касаний и лишних телодвижений: с помощью сервисов геолокаций Алекса автоматически распознает адрес АЗС и номер колонки, пользователю нужно лишь выбрать тип и количество топлива. Кстати, судя по всему, Алекса даже может активировать саму колонку для заправки. Впечатляет! Вот только функционал решения, пока, ограничивается конкретными автозаправками, для полноценной картины необходимо больше кейсов.

В России же представили аналогичный сервис от Visa и голосового помощника Яндекса- Алисы, который предлагает оплату в 30 московских кафе. Данное решение нам показалось не совсем «user-friendly»: количество голосовых манипуляций более чем предостаточно. Для начала, нужно вызвать навык Bartello (сервис по заказу и оплате еды), назвать заведение и заказ, ввести данные карты на платежной странице, после чего Алиса попросит придумать кодовое слово для дальнейших оплат (опустим тот факт, что само решение сильно ограничено количеством заведении). Учитывая периодические приступы глухоты у Алисы, данный сценарий оплаты может выглядеть немного сюрреалистично.

Несмотря на очевидно «сырую» технологию, ряд крупных российских банков заявили о своей заинтересованности (но не готовности к немедленному внедрению). По словам вице-президента, руководителя департамента эквайринга ВТБ, А. Киричека, банк заинтересован во внедрении всех инноваций при обслуживании клиентов, к которым относится и проведение платежей с верификацией по голосу, но подобная технология еще требует тщательной проработки, так как на практике ее можно применять только вместе с другими методами подтверждения личности плательщика.

Добавим, что технология «voice payments» получит должное распространение только при появлении на смартфонах/планшетах аутентификации по голосу, с помощью которой можно подтвердить платеж. Пока же производители делают упор на отпечаток пальца и снимок лица