Добровольная сдача в плен и активная помощь врагу тем или иным способом нигде и никогда не приветствовалась и за нормальное явление не считалась. Суровые приказы окруженным войскам сражаться до последнего есть не проявление "бесчеловечности кговавого гежима", а военная необходимость. И имели место они по обе стороны фронта.
Краткий пересказ-перевод:
Гитлер в двух первых абзацах пишет о необходимости "беззаветной храбрости частей и стойкой выдержки", примером которых должен быть командир.
"... Если командир части, предоставленный сам себе, считает себя вынужденным прекратить борьбу, то он должен сначала опросить своих офицеров, потом унтер-офицеров, потом рядовых, не хочет ли кто-нибудь из них взять на себя выполнение задачи и продолжить борьбу. Если это имеет место, то он передает ему - не взирая на чин - все полномочия и подчиняется сам..."
Мы подробно описали на нашем канале причины появлений приказов № 270 (приказ Ставки от 16 августа 1941 г.) и 227(приказ Народного комиссара обороны от 28 июля 1942 г.) за подписью И.В. Сталина и опубликовали их тексты, которые так любят (не читая в оригинале, разумеется) вспоминать разные борцы за нашу и вашу свободу. Документы эти регулярно искажаются в сторону ужесточения, хотя в 270-м приказе речь о высшем командном составе (в части репрессий членов семей), а в 227 - об отдельных паникерах и трусах (в части расстрела на месте).
А как дело обстояло по ту сторону фронта? Давайте изучим, благо теперь есть такая возможность.
В венгерских приказах и вовсе содержится указание направлять семьи перебежчиков в лагеря ( приказ опубликован на канале). Цитирую в переводе:
"Жен, детей, родителей и братьев перебежчиков посылать в лагеря на принудительные работы".
Также предусматривалась конфискация имущества и отмена пособий. В приказе указан случай перехода 5 роты 1 батальона 54 пехотного полка "к русским" в полном составе 6.1.45 . С оригиналом на венгерском языке можно ознакомиться по ссылке выше.
Ниже официальная цифровая копия ЦАМО приказа по 4-му танковому корпусу CC от 9 марта 1945 года о доведении до личного состава приказа Гитлера о лишении пособий и пенсий родственников военнослужащих, добровольно сдавшихся в плен.
Перевод:
Нижеследующий приказ фюрера довести немедленно до сведения всего личного состава.
За начальника штаба корпуса / подпись/ Хауптштурмфюрер СС.
Фюрер приказал:
Тот, кто сдается в плен, не будучи раненным или не сражаясь до последней возможности, совершает бесчестный поступок. Честные и храбрые солдаты изгоняют такого из своей среды. Ответственность за него падает на родственников. Выплата каких-либо пенсий или пособий прекращается.
Настоящий приказ опубликовать немедленно. Подробней определит начальник OKW.
По поручению фюрера
Генерал - фельдмаршал Кейтель /подпись/.
Разумеется, этот приказ не единственный. Далее будет представлена вниманию читателей памятка разведотдела 68-й дивизии о поведении в плену. В первом абзаце упоминается некий фельдфебель, который не только сдался в плен, но еще сообщил нашим ценные сведения и даже рассказал слабые стороны немецкой обороны. В документе говориться, что пленные, сообщающие на допросе лишнюю информацию о своих подразделениях, дают возможность противнику эффективно использовать полученные сведения в листовках или называть через громкоговоритель конкретные номера частей, должности, фамилии и звания, показывая так свою полною осведомленность о состоянии немецких войск и тем самым негативно воздействуя на боевой дух личного состава.
Очень грамотно составленный документ, между прочим. Имеется требования проведения занятий с личным составом по поведению в плену.
" Присяга связывает все еще солдата, попавшего в плен и обязывает его - даже без оружия - продолжать защищать свою Родину."
Следовательно необходимо успеть уничтожить или спрятать карты и прочие важные или секретные документы, а на допросе сообщать только звание, фамилию, место и дату рождения, даже под угрозой смерти или физического воздействия.
Выделяется факт негативного отношения к сдавшимся в плен во всех армиях (предавший раз, предаст и второй), так что вроде как на снисхождение рассчитывать при этом не стоит - все равно расстреляют после допроса. Так что лучше, внимательно посмотрев по сторонам, где там у русских пушки и танки и сколько их, и при первой возможности совершить побег, доставив своим ценные сведения.
"Также не давать себе обмануть радушным приемом или хорошим обращением - в глазах врага солдат, дающий показания, также является предателем, с которым обращаются соответственным образом."
Предостерегает памятка и от "добрых советчиков" из числа завербованных врагом пленных и о возможности прослушки помещений для их содержания.
Увы, в Красной Армии таких памяток похоже не было вовсе. Не подготовили. Никто не ожидал, что в плен попадут в таком значительном количестве. Отчасти их заменили листовки, сбрасываемые бомбардировщиками для населения оккупированных территорий и окруженцев, но это была полумера, да и тексты листовок были в стиле "все равно мы вернемся". Немцы активно использовали данный факт в вербовке хиви и чинов "восточных батальонов", сообщая пленным, что их ждет неминуемая кара только за одно нахождение в плену.
Меж тем, советское руководство вполне было способно проявлять гибкость при необходимости - наглядный пример тому история бригады СС Гиля, перешедшей на сторону партизан. Впрочем, немцы тоже спохватились поздновато - процитированный выше документ, содержащий требование ГОТОВИТЬ солдат к правильному поведению в плену вышел лишь летом 1944 года.
Предвидя поток комментариев про "все поголовно в лагеря" , предлагаю читателям заодно ознакомиться с документами о судьбах освобожденных Красной Армией военнопленных - некоторые даже фильтрации не прошли, сразу были направлены в действующую армию (ссылка).
Сдерживанию паники, приведению в боеспособное состояние разбитых частей немецкое командование также уделяло большое внимание, предписывая при необходимости применять оружие к паникерам без уда и следствия.
Ранее мы публиковали (ссылка) приказ по 50-му егерскому полку за февраль 1944 года о создании опорных пунктов, гарнизоны которых, помимо основной задачи, должны были выполнять функции аналогичные советским заградотрядам:
" Командиры опорных пунктов обязаны оборонять их всеми имеющимися в распоряжении средствами, воспрепятствовать ВСЯКОМ БЕГСТВУ С ПЕРЕДНЕГО КРАЯ или из опорного пункта, пуская в действие в необходимых случаях оружие ".
Тотальная война кардинально отличается от "правильных баталий" 19-го или 18-го века с обменом любезностями при сдаче шпаги победителю. Необходимость мобилизации всех ресурсов в критический момент истории исключает какие-либо сантименты в принципе - по-другому в такой борьбе победить нельзя.