Недавно я рассказывал о пришедших в негодность архангелах Казанского собора. Сюжет об утраченном скульптурном убранстве архитектурных шедевров Петербурга считаю необходимым продолжить историей об утраченной скульптуре Главного Адмиралтейства.
Что это была за скульптура?
По замыслу зодчего Андреяна Дмитриевича Захарова фасад Главного Адмиралтейства украшало несколько десятков аллегорических изваяний, тем или иным образом олицетворявших морскую мощь России. Помимо сохранившихся в той или иной степени до наших дней рельефов и части круглой скульптуры на центральной башне (нимфы, несущие небесную сферу; фигуры античных полководцев; аллегории древних божеств – покровителей мореплавания и др.), это были:
- изображения двенадцати месяцев, венчавшие фронтоны здания
- аллегории Волги, Дона, Невы, Днепра, Енисея и Лены – шести «знатнейших российских рек», располагавшиеся у подножия двенадцтиколонных портиков
- аллегории четырёх частей света (Европы, Азии, Америки и Африки), фланкировавшие арки авильонов со стороны Невы
Все эти статуи были выполнены в 1810-х годах ведущими русскими скульпторами своего времени, Щедриным, Пименовым, Демут-Малиновским, и установлены на фасаде здания к 1820 году. Но простоять им было суждено лишь 40 лет...
Почему скульптура была утрачена?
Проблемы у описанных выше статуй начались после устройства в 1821 году западном крыле главного фасада Адмиралтейства церкви. Нарочито светская, в чём-то даже языческая скульптура сразу не понравилась петербургскому духовенству. И уже в 1827 году митрополит Серафим обратился в Синод с письмом весьма характерного содержания:
...поелику дошли до меня достоверные сведения, что таковым неприличным Св. Церкви украшением многие из православного народа соблазняются, то я обязанностию моею поставил отнестись к Вашему Сиятельству, дабы вы благоволили доложить Государю Императору, не благоугодно ли будет Его Величеству Высочайше повелеть, чтоб вместо сих Мифологических украшений были сделаны, в отвращение соблазна, другие...
Следует отметить, что представители церкви не призывали к уничтожению скульптуры, но лишь просили о замене её на более подобающую. Более того, выдвигались даже весьма остроумные проекты переделки статуй трёх времён года на «церковном» фронтоне в аллегории Веры, Надежды и Любви...
За спорами о судьбе адмиралтейской скульптуры шли годы и к концу 1850-х суровый петербургский климат постепенно привёл её в такое состояние, что встал вопрос о срочной реставрации, на которую потребовались бы баснословные по тем временам деньги – порядка 12 000 рублей. И тут в дело вмешался лично император Александр II. Указом от 25 апреля 1860 года он повелел:
...все статуи снять, кроме находящихся в центральной части здания и около шпица.
Так, росчерком монаршего пера, были отправлены на слом 22 работы крупнейших русских ваятелей начала XIX столетия, а замысел гениального зодчего Захарова оказался существенно искажён.
До наших дней от утраченной скульптуры Главного Адмиралтейства сохранились лишь постаменты, на которых впоследствии установили якоря или старинные морские орудия:
Планы по возрождению
Уже в дни разрушения адмиралтейской скульптуры в среде художников и искусствоведов сложилось почти единогласное мнение о том, что царём была допущена вопиющая ошибка. Предложения по восстановлению утраченных статуй последовательно выдвигались в 1874, 1911, 1940-х годах. Но все они не возымели успеха.
С конца 1980-х годов над проектом воссоздания скульптуры Главного Адмиралтейства трудился скульптор Константин Николаевич Бобков. Им была проделана колоссальная работа по изучению утраченных произведений и созданы их авторские реконструкции. Однако, в конце 2000-х годов предложения Бобкова также были отвергнуты петербургскими чиновниками.