Найти тему

СКРИПАЧ НА КРЫШЕ?

На фото: Тевье (н.а.России И.Скляр), Голда (з.а. России Д.Юргенс),их дочери  Годл (Е.Карпова),Цейтл (М.Лысюк),Хава (А.Подосинникова). Картина М.Шагала «Скрипач».Фото взято из интернетресурсов.
На фото: Тевье (н.а.России И.Скляр), Голда (з.а. России Д.Юргенс),их дочери Годл (Е.Карпова),Цейтл (М.Лысюк),Хава (А.Подосинникова). Картина М.Шагала «Скрипач».Фото взято из интернетресурсов.

Когда жизнь музыки, так же как и жизнь театральных спектаклей не исчезает с окончанием их исполнения, в таком случае говорят об успехе, удаче, гениальности их авторов и не менее - исполнителей. С каждым поколением эти лучшие из произведений обретают лишь новые краски, не теряя своей силы воздействия на слушателя и зрителя. Стоит только взять инструмент или выйти актеру на сцену и подхватить ту самую любимую на все времена мелодию, которую исполняли сотни лет назад, или сыграть тот самый любимый сюжет и сердце вновь отзовется, раскроется для добра и любви. Так всегда с нами происходит, когда например, мы слушаем песни «Катюша», «Синий платочек», вальсы и танго военных времен, смотрим любимые фильмы, связавшие навсегда нас, нынешних, со всеми людьми старшего поколения. Через эти произведения нам передается огонек жизни, мудрости. Больше того эти творения объединяют людей как отдельной семьи, так и больше - всей нации, всего народа. Заставляют задуматься.

Такие чувства вызвал недавно в нас, зрителях, спектакль Петербургского театра Балтийский дом «Скрипач на крыше». Его премьера в постановке Льва Рахлина и с участием народного артиста России Игоря Скляра и з.а. Дарьи Юргенс состоялась в январе 2020 г. Эта пьеса Шолом-Алейхема, еврейского Марка Твена, как его называют критики, о вечно философствующем Тивье-молочнике. В 1964 г она стала одним из наиболее известных бродвейских* мюзиклов (* напомним, что выражение «бродвейский театр» всегда переводилось как «театр со знаком качества»). В Лондоне позже в 1971 г на его основе был снят одноименный фильм. Название мюзиклу было дано в честь знаменитой картины Марка Шагала – «Скрипач на крыше». И до сих пор во многих театрах России - в Петербурге, Казани, на Алтае, в Свердловске лучшие режиссеры вновь и вновь обращаются к этому спектаклю. И он по по-прежнему, как и десятки лет назад имеет колоссальный успех. В Харькове была создана даже скульптура «Скрипач», которая венчает одну из крыш города. В чем же причина такого успеха?

-2

Эта история о жизни евреев в дореволюционной России задела вопросы, которые отозвались в душах не только отдельной нации, но и всего человечества. Речь идет о традиции. Традиция, как наследство, которое каждый человек получает при рождении. Будь то традиция одной семьи, нации или всего народа. В более широком смысле можно говорить о вероисповедании как о многовековой традиции отдельного народа, передающейся от поколения к поколению. Традиция всегда подвергалась вторжениям извне. Ей мешали семейные разногласия, гражданские, национальные войны, политические интересы. Даже сама традиция, защищая себя, может нести ту самую разрушительную силу, что и любая война. Наш главный герой задумался о том – что же в конце концов должно победить – человек или традиция или что-то другое? Опираясь на свои национальные привычки, герой хочет найти свое место в мире. Пытается понять и быть может оправдать все то, что выходит за рамки его понимания, а именно несправедливое и жестокое отношение властей к его народу. И самое главное для нашего героя - понять и принять отношение к этому миру своих детей, в которых он видит продолжателей своих традиций, что оказалось совсем не просто.

Действие происходит в маленькой украинской деревушке Анатовке в 1905 г. Живет там со дня ее основания молочник Тевье. Отец большого семейства. Он беден. Мы видим его постоянно в работе, он разносит молоко жителям своей деревни и при этом все время философствует сам с собой. Тевье не ропщет на свою судьбу, за все благодарит Бога, ревностно хранит свой очаг и тщательно соблюдает традиции своих предков. Однако он не прочь был бы, чтобы у него появилось состояние. «Деньги - дают уважение в глазах окружающих, покой в семье, время на изучение Священного писания». Он понимает, что все его богатство – пять дочерей. И Тевье мечтает выдать их удачно замуж. Удачное замужество для них - единственный способ вырваться из нищеты. Однако судьбы его трех дочерей складываются совсем не так, как он хотел, мало того, их взгляды на свою будущую жизнь нарушают традиции, которыми он дорожит больше всего на свете. Перед ним стоит сложный выбор – как не нарушить традицию, не отказаться от себя, и остаться в мире со своими детьми.

Давайте послушаем, что говорит Тевье-молочник в самом начале:

- «Скрипач на крыше» - звучит неправдоподобно. Но здесь, в нашей маленькой деревушке Анатовке вы можете сказать, что каждый из нас – скрипач на крыше. Он пытается выцарапать простой приятный мотивчик и не свернуть при этом себе шею. А это нелегко. Вы спросите, зачем нужно карабкаться туда, если это так опасно. Но мы поступаем так, потому что Анатовка – это наш дом. А как мы сохраняем равновесие – на это я отвечу вам одним словом – Традиция.

Благодаря традициям мы сохраняем равновесие уже много лет. Здесь, в Анатовке, у нас есть традиция на все – как спать, как есть, как работать, как носить одежду…»

Старшая дочь Цейтл любит бедного портного, но местная всегда желанная сваха уже решила судьбу девушки, сосватав ее за богатого мясника. Он годится ей в отцы, но Тевье это не смущает, он думает только о том, что дочь не будет знать нужды. Отец и новоиспеченный жених дают друг другу согласие. Но в последний момент Тевье, растроганный несчастьем дочери , соглашается с ее выбором и первый раз нарушает свои правила.

Вторая дочь Годл влюбляется в приезжего студента. Впоследствии ей придется разделить с ним участь ссыльного и уехать из родного дома в Сибирь. Не спрашивая отца, молодые сами решили свою судьбу. Второй раз Тевье терпит поражение. И второй раз принимает выбор дочери, с большим трудом, но он разрешает и благословляет этот брак.

Третья дочь Хава, пожалуй, самая любимая, нанесет Тевье самый сильный удар, отдав свое сердце русскому парню по имени Федя. Отец запрещает дочери даже думать об иноверце. И после того, как он узнает от жены что Федьку и Хаву обвенчал православный священник, он отказывается от дочери, считая ее умершей. Тевье никак не мог понять – как его дочь могла предать веру своего народа. И как ему теперь с этим жить.

В заключении приходит беда для всех жителей деревни. По указу все евреи должны покинуть губернию. Дороги родителей и детей расходятся. Тевье с женой и двумя младшими дочерьми едет в Америку, Цейтл и Мотл с сыном в Варшаву. Хава и Федька - в Краков. Хава и Федька приходят проститься с отцом. В момент расставания Тевье прощает и благословляет и их брак. Любовь к дочери побеждает. «И да будет с вами Бог!» - бросает Тевье вслед уже уходящим Хаве и Федьке.

Деревня опустела, по дороге идут обозы, старики и дети, а за ними вдогонку идет не спеша, вприпрыжку и неуверенной походкой Скрипач, играя свою привычную мелодию…

А.Измайлова.