Найти тему
Виктор Шохрин

Становление гусевской журналистики.

В 1912 году гусевская типография печатает лишь производственные и некоторые официальные бюллетени, но революционные прокламации можно было увидеть в посёлке уже в то время, бурные политические события в стране не могли не пройти мимо крупного «пролетарского» села.

С 1917 года количество агитаторов, пропагандистов и разнообразной «корреспонденции» быстро увеличивается, но новый режим оставляет «на плаву» только проверенных борцов «за светлое будущее».

В 1923 году местные корреспонденты испытывали высокую конкуренцию в деле «расширении информационного пространства». На первом заседании редакционной комиссии газеты Гусевских райкомов РКП и РКСМ, прошедшем 22 апреля, после доклада Божанова постановили: «Стенную газету назвать «Гусевская жизнь». Назначит ее редактором товарища Калачева и поручить ему к следующему заседанию коллегии наметить отделы в газете и подобрать материал. Срок выпуска определить к 1-му июня, тираж – 5 экземпляров».

«Михаил Рабочий» - Калачёв, автор январской публикации в «Призыве» заслужил повышение. Обком не даёт добро на выпуск полнометражной газеты, поэтому местные любители пера вынуждены ограничиваться стенной печатью.

На втором заседании редколлегии утвердили разделы газеты и их руководителей.

« - общий отдел (передовица) – Божанов;

- профессиональная жизнь – Исаев;

- заграница и по России – Калачев;

- хроника Гуся – Тимофеев;

- фельетоны, литературный отдел («крокодилий уголок») – Точигин;

- художественная часть – Штандель, Алякринский, Зубатов, Косогоров;

- в газете также будет отдел справок или «почтовый ящик».

17 июля 1928 года можно смело отмечать, как «День рождения гусевской периодической печати». Появившийся на свет первый номер газеты «Основа», является «печатным органом рабочих и работниц фабрики «Красный Профинтерн» и с передовицы обращается к читателю: «В проведении всех наших больших работ не последнее место должна занять наша новая печатная газета, которая выходит на смену старой стенгазете. Она должна стать могучим оружием в руках наших рабочих в борьбе с нашими язвами в быту и на производстве, основой строительства новой социалистической жизни на фабрике «Профинтерн».

Рядом с передовицей помещён материал «о зверском убийстве 27 июня, в 11 часов 30 минут вечера, в большой казарме двумя ударами колуна по черепу, из мести, одного из активнейших рабочих и рабкоров Петра Михайловича Рязанцева. Убийца – молодой рабочий Федор Буданов, только что вышедший из тюрьмы. Рязанцев разоблачил в печати, которую сам и организовал в казарме в 1927 году, все его гнусные похождения, как хулигана и дебошира. У Рязанцева остались двое детей и больная жена».

Следствие было не долгим и через полтора месяца, в августовский воскресный день в Гусь-Хрустальном состоялась выездная сессия губернского суда: «Очень редко можно было бы встретить такую наглость и такое преступление. Буданов откровенно заявлял в своих показаниях: «Я хотел убить Рязанцева за то, что он писал про меня в стенной газете». Правда, на самом суде он пытался опровергнуть это – мол, раньше он не хотел убивать Рязанцева, но, случайно встретив его ночью в коридоре, он три раза ударил его колуном по голове. Однако показания всех свидетелей, в том числе и матери, подтверждали давние намерения Буданова убить корреспондента.

Это преступление вызвало законное возмущение всех рабочих Гуся и они определенно требовали принять высшую меру наказания к такому отщепенцу из рабочей среды. Пролетарский суд выполнил требование рабочего класса и приговорил неоднократно судимого Буданова к расстрелу, а Верховный суд приговор утвердил».

Несмотря на смертельную опасность, сопровождающую профессию журналиста, количество любителей острого пера увеличивается и 24 августа в клубе «Коммуна» в 7 часов вечера назначено общегородское собрание рабкоров. В повестке дня: доклад о всесоюзном совещании рабкоров и смотре стенгазет, о выходе еженедельной газеты «Основа» и выборе делегатов на губернское совещание.

Нам очень интересны подробности собрания наших коллег, поэтому не откажем в удовольствии заглянуть «на огонёк».

«Собралось только три десятка рабкоров, так как в этот день было неожиданно назначено общегородское собрание рабочих. Вполне естественно, что главным вопросом у товарищей обсуждалась тема печатной газеты, они рассказывали, какой огромный подъем вызывает у рабочих каждый номер газеты «Основа» и потому переход на еженедельность вполне обеспечен.

В речи каждого выступающего чувствовалась бодрость и уверенность, что Гусь своевременно подготовится к 4-му совещанию. На губернское совещание делегированы: Киселев и Зверев от «Красного Профинтерна» и Левкоев с Бухаринского завода».

Хорошим подспорьем и путеводителем для восстановления картины исторических событий является для потомков газета «Основа», которая к своим 10 прошлогодним номерам добавила в 1929 году ещё 18 выпусков. Руководит изданием в начале года по-прежнему коллектив редколлегии, выдавая на суд гусевской публики самые разнообразные картинки местного репертуара. Однако, на очередном, январском заседании для более чёткой организации творческого труда, редакционное сообщество, под чутким руководством местной партячейки, выбирает ответственного редактора 24-летнего Сергея Киреева.

Однако, долго проработать в этой ответственной должности бывшему инструктору райкома комсомола и двоюродному брату игрока первой гусевской футбольной команды образца 1910 года Ивана Яковлевича Киреева, Сергею Ивановичу было не суждено. В конце июня газету вновь выпускает коллектив редколлегии.