Найти тему
Елена Евдокимова

Как написать книгу? Часть 1: начинаем писать или самодисциплина для писателя

- Завтра я обязательно начну!
- Сегодня было столько дел... Вот, завтра точно!
- Просто нет вдохновения!

Знакомо? Со мной такое случается стабильно пару тройку раз за год. То учёба, то работа, то одни проекты, то другие... Времени на писательство стабильно не хватает. В какой-то момент я поняла, что так можно никогда и не начать. Тогда-то мне и попался курс Молчанова «Самодисциплина для писателей».

Я хочу рассказать о тех инсайтах, что помогли мне начать писать, о тех мыслях и действиях, на которые меня натолкнул этот курс и которые продолжают выручать раз за разом.

Наверное, самое важное – понять, а надо ли тебе это вообще? Живут же люди без писательства. Зачем такие трудности, если можно просто не писать? Настолько ли это важно для тебя?

Я бросала писательство раз так... много. И мне казалось, что я теряю часть себя. Писать – мой способ общаться с миром. Каким бы тяжело порой не было, я не готова отказаться от текстов, которые меняют мир. Мой так точно.

Если с тобой происходит похожее, этот текст для тебя.

Писательство – не только и не столько про вдохновение и талант (хотя и они важны), сколько про привычку, понимание и желание расти.

Так как же найти время для писательства в жизни и успевать жить, продолжая писать?

Вот те правила, что помогают мне войти в колею:


1. Полноценный отдых
Да, можно выпить кофе и не поспать ещё одну ночь. Можно перейти на энергетические напитки. А что потом? Заемная энергия (а это про неё) приводит к выгоранию. И писательство заканчивается.


Выгорание – один из моих кошмаров. Я продолжаю жить на автомате, не испытывая удовольствия от того, что делаю, подгоняемая «надо» и «ты обещала». И тексты, которые я вымучиваю по часами получаются блёклыми и безрадостными.

2. Не креативная работа и норма знаков
У каждого человека есть внутренний ресурс. И писатель – не исключение. Допустим, мой ресурс – две-три тысячи знаков в сутки. Если я ежедневно пишу норму, в год я выходит от 730 до 1095 тысяч знаков, это 18-27 авторских листов или 2-3 средних романа. Если писать больше, я выдохнусь. Допустим, после пяти-шести тысяч знаков я не пишу несколько дней или недель, после чего вновь не могу начать. В результате за год не выходит и половины книги.


То же самое касается и креатива, как основной деятельности: вдоволь проявив свою творческую сторону в одном, в другом начинаешь пробуксовывать.


Поэтому принцип «мало, но регулярно» для писательства тоже работает.

3. Отдельное место
Когда работаешь в одном и том же месте, а лучше – ещё в одно и то же время, привыкаешь к обстановке и быстрее настраиваешься на нужный лад. Мозг запоминает условия и перестает сопротивляться. Но это работает, если в этом месте ты только пишешь – не спишь, не ешь, не отдыхаешь, не работаешь над другими проектами.


Что делать, если выделить целое отдельное место невозможно? Например, живёшь в маленькой квартире без личного кабинета или в комнате в общежитии?


Для себя я выделила два варианта: либо уходить работать в кафе/библиотеку/парк или любое другое место, либо завести «маркер», который будет однозначно говорить, что сейчас ты будешь писать. Маркером может быть любая вещь, появляющаяся на рабочем месте (или наоборот, исчезающая). Я писала при зажженных свечах.

4. Не отвлекаться
Вот, ты отдохнувший и настроившийся приступаешь к работе, и... звонит телефон/о чем-то спрашивают/вспоминаешь, что не выключил плитку/придумываешь новую идею — нужное подчеркнуть. Отвлекаешься, а потом не можешь вспомнить о чём так хотел написать.


После каждого отвлечения необходимо до получаса, чтобы вновь поймать волну и продолжить.


Поэтому прежде, чем начать, проверяю — не будет ли что-то отвлекать, предупреждаю домашних/соседей по комнате, что меня нет, отключаю звук на телефоне и обязательно кладу рядом с собой блокнот. Зачем? Чтобы записать пришедшую идею, не отвлекаясь. Придумала, записала, вернулась к работе. Не обдумываю, не оцениваю – это ещё успеется.

5. Управлять нужно не временем, а состоянием
Можно сидеть и целый час вымучивать одну строку, а можно за это время написать целый рассказ или главу романа. Вдохновение? Нет, ресурсное состояние.


В чём разница?


Вдохновение – это когда осенило, пальцы бегают по клавиатуре практически без твоего участия и кажется, что нужные слова диктуют свыше. Муза – дама капризная, приходит и уходит когда вздумается, а писатель – человек деловой, ему ждать некогда.


А ресурсное состояние создается человеком самостоятельно: да, именно для этого мы высыпаемся и организуем рабочее место – так проще настроиться.


Для того чтобы работать продуктивно, нужно правильно выбирать время – в пик активности пишется лучше всего, и дневную норму можно выполнить в рекордные строки. Пик активности уже занят? Ну, хозяин барин, возвращаемся к вопросу: «А надо ли это тебе вообще?». Писать можно в любое время, вопрос в том, насколько продуктивно.


Пик активности у сов и жаворонков приходится на разное время. Логично, правда? День сов начинается с «тупки» в окно, экран телефона или соседнюю стену. Дальше сова начинает раскачиваться, выполняя рутинные дела, переходит к коммуникации и после этого выходит на пик. С жаворонками наоборот – они выходят на пик сразу после пробуждения, после чего через коммуникацию и рутину идёт спад энергии до «тупки».
Пиков может быть несколько, и это тоже необходимо учитывать при составлении расписания на день.

Подведём итоги: чтобы начать писать, нужно полноценно отдыхать, не изматывать себя, организовать для писательства отдельное рабочее место, исключить отвлекающие факторы и научиться управлять состоянием.

На этом всё. Желаю регулярно заниматься любимым делом и не сдаваться!