Проведение военных полетов сильно отличается от пассажирских и гражданских рейсов. Во-первых, пассажирские самолеты оснащены всеми необходимыми удобствами для гостей на борту, а во-вторых, они имеют фиксированное расписание рейсов. В военной авиации ничего подобного нет, иногда полет может длиться дольше, чем это было запланировано. Ведь пока задание не будет выполнено, летчики не могут вернуться на базу. Военные воздушные суда не предусматривают наличие обычного туалета на борту, ведь для них это в первую очередь балласт: биотуалет весит в районе 100 килограмм, примерно столько же может весить запас боеприпасов, или даже жертва военных действий, которую необходимо доставить на базу. Из соображений экономии загрузки судна конструкторы предпочли обойтись без унитазов. Но что же делать бедным членам экипажа?
Военно-воздушные суда, которые производились в Советском Союзе до 1980-го года, вообще не имели никаких удобств. Единственное, что выдавалось каждому члену экипажа - это "санитарный бачок". По сути это приспособление служит мочеприемником, который герметично закрывается и опорожняется только после окончания рейса. Справление "большой нужды" на этих самолетах предусмотрено не было - все "дела" приходилось делать после посадки. Среди советских самолетов своей оснащенностью отличился ТУ-22М. На его борту находятся целых два писсуара, к которым подведены шланги с каждого рабочего места членов экипажа. И хотя это тоже не решает проблему "большой нужды", такая оснащенность позволяет не отрываться от работы.
После 1980-х инженеры-конструкторы военного авиапарка серьезно задумались о "туалетном вопросе". Теперь на военные самолеты устанавливают специальные кабины, а иногда и комнаты, для удовлетворения базовых потребностей членов экипажа. Хотя до полноценных унитазов эти нововведения все еще далеки: обычно в кабине просто ставится ведро с крышкой. Это даже не "непроливайка", как подумали бы многие, а самое обычное хозяйственное ведро, которое опорожняют после полетов. Это не вредит загрузке самолета, позволяя больше грузоподъемности уделять под боеприпасы, оружие и прочие боевые предметы первой необходимости.
Эти нововведения произошли после того, как в военной авиации понемногу стали появляться представительницы прекрасного пола. На сегодняшний день женщины совершают полеты вместе с мужчинами, а значит, простых мочеприемников, как в советские времена, уже недостаточно. Однако эта практика все еще осталась - она в основном используется на истребителях. Во время выполнения заданий у каждого члена экипажа есть санитарный бачок, который используется для малой нужды. Для всех остальных "дел" истребители оснащены туалетными кабинами, которые при необходимости можно использовать.
Кроме того, было придумано решение, которое способно сильно облегчить жизнь экипажу военных истребителей. ОАО НПП "Звезда" разработало для них специальную рабочую одежду, в которую включены трусы с мочеприемником. Теперь членам экипажа даже не обязательно расстегивать летные комбинезоны - справить нужду они могут "не отходя от кассы"! Этот элемент костюма позволяет экипажу воздушного судна проводить в воздухе 10-12 часов, не нанося вред здоровью. Однако и он не решает проблемы "большой нужды". Для этого по-старинке приходится довольствоваться ведрами.
Военная авиация пополняется все новыми самолетами. Так что все еще есть надежда, что в будущем инженеры найдут способ вписать в конфигурацию военного самолета обыкновенный унитаз.