Найти тему
7777TaNkiST777

Становление бейсболиста или история М36 Slugger

Шёл 1942ой год. Американцы, вполне довольные своей новой игрушкой М10, успокоились и в ближайшее время ничего нового не планировали к принятию на вооружение. Но вскоре всё должно было поменяться.

Началось всё, как ни странно, с Роммеля. Успешное применение им зениток 88 мм против танков натолкнуло многих конструкторов бронетехники на мысль использовать свои крупнокалиберные зенитные орудия против танков. Не обошла эта тенденция и Америку.

Собираясь в «день Д» устроить немцам неожиданность, американцы решили подстраховаться и подготовить к высадке что-то такое, могучее. Что могло бы обеспечить им победу в сражениях с весьма неплохими немецкими машинами. Перебрав доступные пушки, они поняли, что вариантов всего два: английская 17-фунтовка и американская 90-мм зенитка.

Исходя из этого, группе молодых инженеров поручили разработку самоходной 90-мм пушки на базе Шермана. К 29 июня 1942 года был готов первый вариант под индексом Т53. Со всех сторон от него несло сумраком. Решив, что раз пушка зенитная, то она должна не только танки бить, но и по самолётам стрелять, 90-мм орудие взгромоздили на зенитный станок и даже не подумали, чтобы выдать машине щиток. Видимо, предполагалось, что могучая 90-мм зенитка будет чпокать немцев с такой дистанции, что ружейно-пулеметный огонь никакой существенной роли играть не будет, а снижение массы и видимого силуэта орудия только на пользу пойдет. Несмотря на всё это, к середине июля был собран первый прототип на базе танка М4А1.

Среди больших плюсов машины было 200 градусов горизонтальной наводки и возможность ведения зенитной стрельбы, что позволяло сделать машину два-в-одном и сэкономить.

Немного покатавшись по полигону, военные поняли, что помимо пуль, которые может долетят, а может и не долетят – есть еще осколки снарядов, которые долетят точно. И есть всякая там авиация с пулеметами и малокалиберными пушками. Машину отдали в переработку.

Сначала попробовали установить щиток на уже имеющуюся машину.

-2

Из-за попытки сохранить возможность стрельбы по самолётам расположение щитка получилось очень неудобное. Было сложно перезаряжать пушку и наводить её. После небольших испытаний машина снова ушла на переработку.

Новый проект разработали довольно быстро. Кроме добавления щитка для орудия была переработана и сама машина. Для сокращения общей длины машины внутренности корпуса немного перекомпоновали. Двигатель сместился вперед, на место бывшего подбашенного отделения, а пушку поставили сзади, на получившуюся площадку с откидными бронебортиками. Возможность зенитной стрельбы была сохранена. Назвали всё это дело Т53Е1 и к середине июля собрали первый прототип.

-3

Первоначально машина военным понравилась, и было решено наклепать 500 штук до конца 1942 года и ещё 3500 потом. Но по мере испытаний настроение у военных делалось всё хуже и хуже.

-4

Машина оказалась не просто высокой, а очень высокой, при этом бронирование ее сильно уступало танковому. А в ходе испытаний выяснился еще один момент: пушка, расположенная далеко сзади, да еще и лишенная дульного тормоза – весьма сильно раскачивала самоходку. Расчет не вываливался, но про беглый огонь пришлось забыть. Можно было бы приделать опускаемые сошники, но тогда прощай мобильность, быстро от ответного огня уже не улизнешь.

-5

Также не вызывало радости у военных и расположение орудия. Несмотря на то, что удалось добиться поворота орудия на 360 градусов по горизонтали, удручали предельные углы вертикальной наводки. Вниз опускалось всего на -5 градусов. Короб же мешал быстро перезаряжать орудие.

Стремясь побороть хоть некоторые недостатки, был переделан орудийный щиток. Убрав броню сверху и изменив его форму, удалось сделать работу заряжающего более удобной. Опытный вариант машины собрали в январе 1943.

-6

Но помочь проекту Т53 это уже не могло. На горизонте замаячил куда более перспективный М36, и Т53 тихо прикрыли.

Сама идея поставить 90-мм пушку военных очень привлекала. Разведка доносила о появлении у немцев сильно бронированных кошек, что-то похожее слышали и про японцев. 76-мм пушки против них явно было мало. Нужна была 90-мм и на нормальном шасси. Тогда и вспомнили про М10. В серийном М10 была одна интересна особенность. Еще на стадии создания по просьбе англичан в него была добавлена возможность разместить 17-тифунтовую пушку (что англичане первым делом и сделали). По габаритам это орудие было очень близко к 90-мм зенитке М1/М2, так что военные решили втиснуть 90-мм пушку в М10 ничего не меняя.

-7

Зенитку переделали под расположение в танке и назвали Т7. К ноябрю 1942 года один М10 был оснащён пушкой Т7. Пушка встала почти как родная. Такую переделку можно было осуществить даже силами полевых мастерских. Но всё же были и проблемы. Более тяжёлая пушка вызывала ещё бóльшую разбалансировку башни, а самый совершенный механизм поворота башни – негр, уже не справлялся с этим делом. Было предложено переработать машину, сделав более сбалансированную башню и гидравлический механизм поворота башни.

-8

Конструкторы загрустили, но принялись за работу. А тем временем среди высших чинов разгорался спор. Генерал-майор Э. Брюсс, ознакомившись с проектом, заметил, что и так паршивая подвижность М10 (Брюссу нравились только машины со скоростью хотя бы 100 км/ч) уменьшится ещё. А 90-мм пушка просто не нужна, ведь быстрая ПТ объедет глупый Тигр и убьет его в борт. Брюссу почти удалось продавить своё мнение, но неожиданно у 90-мм пушки оказались союзники в Комитете вооружения и в фирме «Шевроле» (на которую и должны были пойти основные заказы на производство). Пушке дали зелёный свет.

К 3 марта 1943 года инженеры «Шевроле» закончили создание новой башни и приступили к сборке 2 прототипов. Первый Т71 на базе М10А1 и Т71Е1 на базе просто М10. Но тут задачу на сборку прототипов передали на «Форд», и машины были выпущены только в середине ноября 1943 года.

-9

Машины отлично показали себя на испытаниях. Естественно, лучше смотрелась Т71, в отличие от Т71Е1. И именно Т71 9 декабря рекомендовали к принятию на вооружение под индексом М36.

-10

Производство раскачивалось медленно, и ко дню Д машин в войсках было отвратительно мало. А вот немцы особого недостатка в сильно бронированных танках не ощущали. В срочном порядке для борьбы с ними был разработан проект М36В1. По сути это был обычный танк М4А3 с минимальными изменениями и с установленной башней от М36.

-11

Машина получилась неплохая. Из-за того что по толщине брони М4А3 превосходил и М10 и М36, М36В1 был самой защищённой серийной американской САУ. Всего было выпущено 187 машин, пока количество М36 в войсках не достигло нужного предела.