Найти тему

6-летний первоклашка? Нужен особый подход!!!

Сформированность или несформированность внутренней позиции будущего первоклассника своеобразно проявляется во время игры в школу. Так, если ребенок выбирает роль ученика, в выборе между уроком и перерывом преимущество дает первой и хочет, чтобы содержание игры сводилось к реальной учебной деятельности, то можно сказать, что ребенок психологически готов к школе. И наоборот: если ребенок психологически не готов к школьному обучению, то, как правило, выбирает роль учителя, предпочтение отдает перерыву.

Если результат теста указывает, что ребенок не совсем готов идти в школу, это не повод для отчаяния. Ведь всегда есть возможность заинтересовать ребенка, показать, что в школе ему может быть очень хорошо и интересно.

Адаптация ребенка к школе будет проходить успешно, если взрослые из ближайшего окружения (родители, учителя) будут знать специфические особенности психологического развития и обучения 6-летних первоклассников.

Первоклассники
Первоклассники

12 советов родителям

Интересными и полезными, на наш взгляд, являются размышления по этой проблеме кандидата биологических наук, профессора В. Еремеевой.

1. У 6-летнего ребенка очень слабая мускулатура, которая управляет сохранением определенной позы. А это означает, что ребенок может без усталости бегать и прыгать, а вот оставаться в одной и той же позе (сидеть, стоять) в течение даже 15 мин кажется сложной задачей: ребенок устает, у нее возникают неприятные ощущения в спине, шее, руках. ей срочно надо подвигаться, изменить положение тела, а если мы этого не позволим, об учебе в таком состоянии первоклассник думать не сможет. Становится понятным, что физкультпаузы, физкультминутки выдуманы не зря. Важно, чтобы взрослые не забывали о них и вовремя предлагали ребенку для отдыха. Вообще для нормального роста и развития ребенку нужно много двигаться. Это должны знать и соблюдать, прежде всего, родители.

2. Другая физиологическая особенность, присущая ребенку 6-летнего возраста, легкая форма дальнозоркости. Кроме того, у детей этого возраста низкие резервы аккомодации (процесс адаптации глаза к ясному видению предметов, находящихся на разном расстоянии). А это значит: если первоклассник смотрел в тетрадь или книжку, а потом перевел взгляд на доску, то какое-то время он видит ее нечетко, расплывчато. То же самое происходит, если он перевел взгляд с доски или с учителя на страницу книги. Поэтому не нужно торопить ребенка.

Первоклассники - 1 сентября, первый урок
Первоклассники - 1 сентября, первый урок

3. Для ребенка важно, чтобы поверхность, на которой лежит книга или тетрадь, была наклонной и размещалась параллельно той плоскости, в которой пребывают его глаза. Если этого не происходит, возникает эффект «оптической перспективы»: отсутствие четкого видения предметов. Ребенок пытается выйти из сложившейся ситуации. Она наклоняет голову и все туловище, а взрослый, учитель, в это время просит его сесть прямо. Но одновременно сидеть прямо и четко видеть буквы ребенок не может. Поэтому при чтении книга обязательно должна стоять на подставке, а поверхность стола или парты, за которой сидит ребенок во время письма должна быть наклонной.

4. Помните: 6-летний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником. Он сохраняет особенности мышления, присущие детям дошкольного возраста. У него преобладает непроизвольная память, продуктивное внимание не более 10-15 мин.

5. Взрослые часто дают ребенку целую цепочку инструкций и если он пропускает какое-то звено, ругают его, называют невнимательным и непослушным. На самом деле ребенок не способен что-то выполнить не потому, что не хочет, а из-за психологического развития.

Первоклассники, 1 сентября, знакомство со школой
Первоклассники, 1 сентября, знакомство со школой

6. Шестилетний ребенок импульсивен и часто не может прогнозировать результаты собственных действий. Поэтому задача взрослых — не обращаться к ребенку со словами: «Ты что, не понимаешь, что могло бы произойти?», а предвидеть последствия и, таким образом, ограждать ребенка от принятия неправильных решений.

7. Взрослый человек может волевым усилием заставить себя что-то делать, даже если устал, не выспался, плохо себя чувствует или дело представляется ему неинтересным. Для ребенка же это сделать невероятно трудно, а зачастую даже невозможно. Если вам кажется, что ребенок ленив, то скорее всего предъявляемые требования превышают его возможности.

8. Нередко наблюдаем, что ребенок хорошо определяет время по электронным часам с цифрами, но никак не может справиться с часами со стрелками: путается, где 15 мин, а где без 15. Взрослый сердится: «Я тебе сто раз объясняла (объяснял), ты что, запомнить не можешь?"Но память здесь ни при чем: у ребенка недостаточно развита нижнетеменная область мозга, поэтому задача с часами для него пока остается непосильной.

9. То же самое происходит, когда нужно определить, где право, а где лево. Некоторые четко различают эти понятия, а для кого-то - это очень трудная задача. Придется немного подождать готовность ребенка к этому.

10. Не сердитесь и не ругайте ребенка, если он пишет буквы или цифры в зеркальном отражении, не может быстро оперировать числами. Для 6-летних детей эти трудности - нормальное явление, связанное с незрелостью нижнетеменной области мозга. А взрослым — родителям и учителям — нужно помнить, что мозг ребенка находится в стадии развития, и всячески помогать ему.

11. Речь тоже во многом построена на пространственных отношениях. Брат отца и отец брата — это одно и то же? И вообще, это один человек или два? Мать любит дочь и дочь любит мать — это одно и то же? Каждая пара фраз содержит одинаковые слова, а порядок слов — разный. Именно порядок расположения слов кардинально меняет значение сказанного. Чувствует ли эту разницу ребенок? Когда мы что-то говорим ребенку, то уверены, что он нас понимает. Оказывается, понимает, но не всегда. Иногда просто догадывается по ситуации. Если же ситуация неопределенная, то и понимания нет.

12. Мозг 6-летнего первоклассника еще не зрел, и поэтому его восприятие, мышление, память, эмоции происходят по другим законам, чем у взрослых. Дети и взрослые по-разному чувствуют, видят, слышат. Именно поэтому родители и учителя не всегда способны понять ребенка.

Рассмотрим такой пример: ребенок пишет в тетради. Взрослый видит - линии неровные, наклон разный. Видит ли это ребенок? Оказывается, не всегда. Доказано, что только в 4 года ребенок начинает четко чувствовать параллельность вертикальных линий, в 5 лет — горизонтальных и лишь в 6 лет — наклонных. Вот первоклассник старательно написал целую строку ровных линий, а несколько последних получились кривыми. Взрослый гневается: "Ты что, не видишь, что линии кривые? Ты не стараешься, торопишься!" Ребенок старался. А не видит, что линии неровные потому, что устал.

Первоклассники: наконец-то домой..
Первоклассники: наконец-то домой..

Памятка родителям 6-летнего первоклассника

Ребенок — вечный экспериментатор. Ему всё интересно, она все хочет знать. Но хотеть знать и хотеть учиться — это не одно и то же. Не надо тешить себя: 6-летний ребенок хочет идти в школу не для того, чтобы учиться, поскольку он еще не может ставить перед собой познавательных целей. Он этого желает, потому что ему купят красивую школьную форму, портфель, потому что днем не нужно спать, потому что надоело в детском саду, потому что «я буду школьником», потому что «мама деньги будет давать на обед». Если ребенок этого возраста говорит, что хочет учиться, то, скорее всего, он повторяет слова взрослых.

Вам интересен материал? Дальше - больше материалов по психологии детей и организации их жизни. Спасибо, подписывайтесь!