Разбираемся, на что обратить внимание, какие документы брать с собой и как быть, если трубы протекают, а окно в царапинах.
Рассказывает Александр Головин, руководитель отдела сопровождения клиентов Службы клиентского сервиса Самолета.
У разных застройщиков процесс может незначительно отличаться, например, какие-то квартиры передаются клиентам без корзины для кондиционера, а некоторые застройщики отправляют уведомления только через Почту России. Мы будем рассказывать на примере Самолета.
Шаг 1. Получить уведомление и записаться на приемку
После того как застройщик сдает дом в эксплуатацию, он уведомляет клиента о том, что объект готов. Самолет уведомляет через Почту России, в личном кабинете и по смс.
Когда клиент получает уведомление, он может записаться на приемку — так называют процедуру осмотра квартиры и подписания акта. Записаться можно по телефону или через личный кабинет. Если человек пропустил уведомление, Самолет отправляет еще одного через две-три недели, а потом звонит. Бывает, что люди находятся в другом городе и не могут сразу приехать, тогда договариваются о дне приемки с учетом дороги и удобства.
Но если человек сознательно не принимает квартиру, например, купил ее для инвестиций и пока не хочет платить за коммуналку, застройщик вправе передать квартиру в одностороннем порядке. Такое право у него появляется через два месяца после той даты, что указана в договоре долевого участия как последний день приема объекта.Чтобы принять квартиру, понадобится паспорт: клиент приходит с паспортом в офис заселения, застройщик проверяет его данные, и они вместе идут смотреть квартиру. Если клиентов больше одного, на приемку должны прийти все или один, но с оригиналом доверенности от всех остальных.
Шаг 2. Подготовиться к осмотру
Перед осмотром стоит еще раз прочитать договор долевого участия. В нем прописано, какой тип отделки должен быть в каждом помещении, например, на полу в ванной — плитка, в коридоре — ламинат, а балкон без отделки. В квартире всё должно быть как в договоре: если там написано, что балкон без отделки, он будет без отделки, написано, что на полу керамическая плитка, значит, должна быть плитка, а не ламинат или линолеум.
С собой стоит взять:
- договор долевого участия, чтобы сверяться;
- блокнот и ручку, чтобы записывать недочеты;
- зарядку и телефон для проверки розеток;
- лист бумаги А4, чтобы проверять вентиляцию и окна;
- правило для проверки ровности стен, но это необязательно;
- цветные стикеры или скотч, чтобы отметить недочеты.
В Самолете недочеты менеджер вносит в дефектную ведомость на планшете, но если параллельно отмечать для себя в блокноте, будет сложнее что-то забыть или запутаться. Приходить на приемку лучше утром или днем, чтобы рассмотреть всё при естественном освещении, и идеально, если это будет выходной день, когда не нужно спешить на работу.
Шаг 3. Осмотреть входную дверь и коридор
Итак, клиент вместе с менеджером идут смотреть квартиру. Лучше всего проводить осмотр последовательно: от входной двери до балкона, помещение за помещением. Если начать осмотр в одной комнате, потом пойти в другую, вернуться в первую, может получиться сумбурно и есть риск пропустить недочет.
Входная дверь. Осмотр начинается со входной двери. Нужно осмотреть ее снаружи и внутри, на двери не должно быть царапин, сколов, она должна открываться без усилий, скрипа или шума. Замок плавно открывается и снаружи, и изнутри. Со внутренней стороны должен быть уплотнитель, который защищает квартиру от шума и потери тепла.
Коридор. В коридоре нужно проверить пол, потолок, стены и электричество.
В районе двери должен быть электрощит с автоматами УЗО — устройств дифференциального тока из разных комнат, проще говоря, с небольшими рубильниками, а на потолке — пожарные датчики.
Чтобы проверить, работает ли электричество, нужно переключить автомат в щитке и включить свет. Обычно в квартирах Самолета уже есть лампочки, но у других застройщиков лучше уточнить перед приемкой. А для проверки розеток у менеджера Самолета есть индикатор, но можно проверить своей зарядкой от телефона.
На потолке и полу должны быть хорошо закрепленные плинтусы.
Теперь пол. Если на полу керамическая плитка, на ней не должно быть сколов, царапин, а швы должны быть заполнены затиркой. Еще нужно проверить пустоты: постучать кулаком по нескольким плиткам, если звук от одной из них более глухой, значит, под ней пустота, и нужно записать в блокнотик. Неровности пола будут видны, если встать на противоположную от окна сторону и посмотреть на пол.
Чтобы проверить ламинат, нужно пройтись по периметру комнаты вдоль плинтусов. Если под весом тела ламинат проседает и становятся видны отверстия между плинтусом и покрытием, значит, пол не в порядке.
Стены должны быть ровными. Проверить можно с помощью правила — это такой длинный инструмент для штукатурки стен — поднести правило стык в стык к стене и двигать вниз, отмечая зазоры. Или проверить визуально: подойти к стене и посмотреть параллельно ей вдаль, кривизна, если она есть, станет видна и без приборов.
Кроме ровности, нужно проверить покрытие. Если стены покрашены, не должно быть просветов, проплешин, отличия в цвете. У стен с обоями проверяют:
- ровно ли они поклеены;
- одинаковый ли цвет;
- нет ли мест, где обои поклеены кусками — такого быть не должно;
- видны ли стыки — они не должны быть больше 0,5 см, если стыки видно с расстояния трех метров, это непорядок;
- нет ли следов подтеков с потолка или повреждений полотен.
Потолок тоже должен быть ровным, однотонным и без пятен или подтеков.
Шаг 4. Проверить сантехнику и счетчики в ванной
Перемещаемся в ванную комнату. Сюда ведет межкомнатная дверь: она должна открываться плавно, без усилий и скрипа, на поверхности двери не должно быть сколов, царапин, вмятин.
Как и в коридоре, здесь нужно проверить пол, стены и потолок, свет, розетки. Потом осмотреть ванну, раковину и унитаз: не должно быть сколов, царапин, пятен и строительного мусора. Под ванной есть пластиковый экран, его нужно отодвинуть и проверить заземление — это желто-зеленый провод, который должен быть закреплен на металлической ванне.
Затем — открыть сантехнический люк, в идеале он открывается легко и плавно. За крышкой люка находятся стояки горячей и холодной воды, на них не должно быть следов потеков, протечек, ржавчины. С фонариком, который можно попросить у менеджера, надо посмотреть вниз и вверх: нет ли мусора или следов протечки от соседей.
В сантехническом люке располагаются счетчики воды и запорные краны. Для проверки воды открывают запорные краны, затем воду в раковине, ванной, поверяют, как набирается вода в бачок, пару раз спускают воду в унитазе.
После пролива воды нужно проверить, чтобы под раковиной, ванной, унитазом и возле труб не было капель и подтеков.
В квартирах Самолета в ванных комнатах установлены полотенцесушители: водяные или электрические. Водяной нужно осмотреть на наличие подтеков, трещин, неровностей покрытия.
Недочеты в ванной отмечаем стикерами, записываем в блокнот и идем на кухню.
Шаг 5. Проверить окно и розетку для плиты на кухне
На кухне, как в ванной, осмотр начинаем с двери. В квартирах Самолета двери на кухню обычно со стеклянными вставками, значит, нужно проверить, чтобы стекла были целыми, а дверь открывалась плавно и без скрипа. Затем осмотреть пол, стены и потолок, как в коридоре.
На кухне будет окно, нужно подойти к нему и осмотреть рамы и стекло. Не должно быть трещин, сколов, вмятин или окалин — небольших черных точек на стекле. Окно должно открываться и закрываться, возможно, понадобится приложить небольшое усилие, это нормально.
Чтобы проверить, будет ли дуть из окон, часто используют лист А4: окно открывают, прикладывают лист и закрывают, затем пробуют вытащить лист. Если не вытаскивается, значит прилегание хорошее и дуть не будет. Но если вытаскивается, это не говорит о том, что окна нужно менять. Иногда достаточно отрегулировать уровень прилегания.
На кухне обычно тоже есть сантехнический люк, как в ванной комнате. Его нужно открыть, чтобы проверить стояк, счетчики и пролив воды.
В проектах Самолета обычно нет плит, но обязательно есть розетка под электрическую плиту. Проверить розетку можно с помощью индикатора, который есть у менеджера.
Шаг 6. Осмотреть комнату
В комнате проверяют всё то же самое, что в других помещениях: пол, стены, потолок, окно, свет, розетки.
Возле окна проверяем откосы и подоконники — они должны быть ровными и гладкими. Затем понадобится выглянуть из окна: снаружи должна быть корзина для кондиционера, а под окном — металлический отлив.
Корзину и металлический отлив можно проверить и с улицы. Но корзина — не обязательный для всех застройщиков элемент, она должна быть, если прописана в договоре долевого участия.
Шаг 7. Проверить вентиляцию, батареи и балкон
Осталось проверить вентиляцию, батареи и балкон. Их можно сразу проверять в каждой из комнат или отдельно проверить в конце осмотра.
Вентиляция. На кухне и в ванной должна быть вентиляция: небольшое окошко с декоративной накладкой. Нужно проверить:
- вентиляция пробита;
- закрыта накладкой;
- накладка зафиксирована;
- вокруг нет отверстий и грязи.
Затем проверяется работа вентиляции: открывают окно, а к вентиляции подносят лист бумаги. Если бумага притягивается, прилипает к вентиляции, значит, всё работает.
Батареи. Батареи должны быть крепко зафиксированы и окрашены в один цвет. На каждой проверяем:
- есть ли ржавчина;
- непрокрашенные кусочки;
- капли или влага на трубах;
- следы подтеков вокруг батареи и труб и под ними.
Батареи должны быть оборудованы терморегуляторами, которые позволяют выставлять комфортную температуру, тогда нужно их проверить: покрутить влево-вправо. Если терморегуляторов нет, застройщик должен выдать их вместе с ключами от квартиры.
Балкон. Осматриваем балконную дверь: рама и стекло должны быть целыми, без вмятин, царапин, окалин, внизу будет сэндвич-панель, на которой тоже не должно быть вмятин и повреждений.
Затем нужно открыть дверь, осмотреть балкон — там не должно быть грязи, мусора, строительных материалов. Проверяем окна на балконе, их нужно открыть, закрыть, защелкнуть замок, чтобы убедиться в исправности механизма. На полу не должно быть следов влаги.
Шаг 8. Указать недостатки в дефектной ведомости
Осмотр закончен, и если дефектов нет, клиент подписывает акт приема-передачи квартиры, получает ключи и может заезжать в квартиру. Со стороны застройщика акт может подписать сотрудник с доверенностью.
Если же есть дефекты, у клиентов два варианта: не подписывать акт, пока застройщик их не устранит, или подписать акт и заехать в квартиру, тогда застройщик будет устранять дефекты уже после заселения. Какой вариант выбрать, зависит от серьезности дефектов.
Дефекты могут быть существенными и несущественными. Несущественные — это те, исправление которых менеджер может организовать на месте, например, регулировка окна или замена прокладки в кране. Существенные — те, которые требуют строительных работ и не позволяют жить в квартире, например, если нужна замена окна или двери.
В любом случае нужно указать все недостатки в дефектной ведомости. В Самолете процесс такой: клиент осматривает квартиру, говорит, что не так, менеджер отмечает недостатки в планшете. Затем они едут в офис, где менеджер распечатывает дефектную ведомость.
Когда недостатки устранят, клиент еще раз придет на осмотр и подпишет акт. На все работы у застройщика есть 45 календарных дней, но обычно дефекты устраняют быстрее — за 10 – 14 дней. Если застройщик ничего не сделал, можно обращаться в суд, Роспотребнадзор, прокуратуру и Строительный надзор, но это уже тема отдельной статьи.
Чек-лист для приемки квартиры в новостройке
Чтобы было проще принимать квартиру, мы подготовили чек-лист. Если всё в порядке, напротив пункта нужно поставить галочку, если нет — описать дефекты, а потом перенести их в дефектный лист.
Можно сохранить эту картинку или распечатать чек-лист из таблицы
Если клиент пропустил какие-то дефекты при осмотре и подписал акт, он всё равно может требовать от застройщика их исправить. В законе есть гарантийные сроки для новостроек:
- пять лет на квартиру;
- три года на технологическое, инженерное оборудование и коммуникации.
Гарантия на квартиры в новостройках — статья 7, 214 ФЗ «Об участии в долевом строительстве»
В течение этого времени застройщик должен исправлять дефекты бесплатно, если не докажет, что они появились из-за действий жильцов или обычного износа. Чтобы исправил, нужно написать обращение в компанию, а если не поможет — иск в суд.