Термин «фактор» описывает какую-либо причину, которая движет определенным действием, определяющим ход событий и причинно-следственные связи.
В число различных взаимосвязанных факторов, какие обусловливают проявление отклоняющегося агрессивного поведения, входят следующие:
- индивидуальные факторы – психобиологические предпосылки асоциального поведения, затрудняющие приспособление малыша в сообществе;
- психолого-педагогические факторы – недостатки школьного и домашнего обучения;
- социально-психологические факторы – неблагоприятные особенности взаимодействия малыша с ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе;
- личностные факторы – активно-избирательное отношение малыша к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям собственного окружения, к педагогическим действиям семьи, школы, общественности, а также собственные ценностные ориентации и собственная дееспособность к саморегулированию поведения;
- общественные факторы, какие определяются социально-экономическими критериями.
Формирование детской агрессивности проистекает с рождения. В первые годы жизнь дети полностью зависят от родителей, особенно матерей, так как конкретно она кормит, одевает, охраняет, обслуживает, согревает чувством любви. В этот данный, более, чем в любой иной период, детки ищут родительское внимание и одобрение собственного поведения. Проявление агрессивности является одним из устройств привлечения интереса и методом для достижения собственной цели. Поэтому первые проявления агрессивности у детей видимы уже на третьем месяце жизни: дети бьют ручками, стучат ножками, хватают всевозможные лежащие в пределах досягаемости предметы. Эта энергичность носит чисто инструментальный характер, выступая средством достижения желаемого, дети пробуют обратить на себя внимание и освободиться от чего-то неприятного и мешающего.
Некоторые родители одномоментно исполняют все запросы малыша (первый вариант), а некие не обращают на него внимания (второй вариант). Тем не наименее, в обеих ситуациях итог один: малыш вырастет очень агрессивным.
Рассмотрим первый вариант. Постоянно добиваясь нужного итога при помощи агрессивности, дети вырабатывают стереотип агрессивного поведения. При малейшем промедлении в исполнении они желаний он начинает орать, топать ногами, требовать и проявлять остальные формы вербальной, экспрессивной или физиологической агрессии. Причиной этому может быть соответствующая врожденная физическая основа (холерический тип характера) или социальное научение (агрессивные предки). Такое поведение поначалу создается дома, позже оно переносится в общественную среду: в детский сад, во двор, пр. По мере взросления стереотип агрессивного поведения у таких детей может вырасти в свойство личности, что может доставить немало хлопот и самому человеку и окружающим его. В характере уже выросшего малыша непременно будут четко видимы эгоцентризм, истероидные и возбудимые черты.
Рассмотрим второй вариант. Если родители эмоционально отторгают малыша, относятся к нему пренебрежительно или плохо, то это рожает ужас, который тянет за собой агрессию. Появление агрессивности в данных вариантах можно разъяснить тем, что агрессивность приносит таким детям вероятность определенной эмоциональной разрядки и принуждает близких им людей направить на них внимание. Как правило, эти дети растут замкнутыми, беспокойными, безынициативными, готовыми повиноваться всем и любому.
Тем не менее, рассмотренные варианты встречаются очень изредка, а большая часть агрессивности детей развивается где-то между данными двумя противоположностями, какие приводят к схожему финалу.
Маленькие дети, находясь в группе ровесников в детском саду или во дворе, пытаются стать в предоставленной среде известными или авторитетными. Этим они удовлетворяют свое желание быть общепризнанными и защищенными, пользоваться вниманием. Коммуникативные навыки в этом возрасте традиционно мало развиты, процессы побуждения превалируют над торможением, а нравственные нормы еще не сформированные, благодаря чему маленькие дети нередко пытаются занять лидерские позиции при поддержке агрессивных способов.
Вырастая, дети пытаются освободиться от зависимости от родителей и вести себя максимально без помощи других. В собственном поведении уже выросший или зрелый малыш идентифицируется уже не с папой или мамой, а с иными важными для него людьми: со своими товарищами, авторитетными преподавателями, артистами и пр. И тут агрессивные дети ведут себя не так, как наиболее спокойные: он противостоят родителям еще более. Эти дети чаще и лучше общаются со своими ровесниками, с малознакомыми, к которым пытаются не обращаться за поддержкой без особенной необходимости. А если жизнь принуждает прибегнуть к родительской помощи, то это вызывает у них недовольство и неудовольствие. Они хотят, чтоб от них отстали, и, в конце концов, получают свое: от них не ожидают огромных достижений и реже требуют исполнения повинностей. Имея двоих или более детей, замученная мама часто взваливает больше дел на наименее агрессивного малыша, вызывая у того чувство неудовольствия и комплекс неполноценности, но так ей поступить проще. Более агрессивного малыша оставляют в покое и предоставляют более свободы. Однако и агрессивные дети платят за это свою цену: они хуже социализируются, так как не усваивают опыт взрослых и не участвуют в различных способствующих взрослению делах.
У почти всех, агрессивных по природе людей, внутренний контроль в силу разных обстоятельств создается плохо, и внешний контроль остается ведущим на всю жизнь. Тогда малыш, позже подросток, а потом уже и зрелый человек, если и подчиняется законам и публичным потребностям, то не по велению совести, а вследствие ужаса наказания или опасности материальных и нравственных утрат. Поэтому когда оковы ужаса сброшены (понижение власти, тревога, присутствие в толпе), а внутреннего контроля - совести - нет, то человек начинает позволять себе делать все, что угодно ему или толпе, или тому, кто данной толпой управляет.
У школьников в силу трудности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних критерий их развития могут появляться ситуации, какие нарушают обычный ход личного развития, формируя конкретные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.