Найти тему

Могут ли гонки Формулы-1 стать интересными?

«Формула-1 движется не в том направлении», - эта мысль не покидает меня последние несколько лет. Зрелище хоть и подаётся по высшему стандарту, от года к году становится всё более пресным.

Интрига, которая перед каждым сезоном нагнетается искусственно, рассеивается обычно уже после нескольких первых этапов. Гонки с невероятным сюжетом случаются раз в несколько лет, и вызывают ощущение внезапного праздника.

За неделю мы наблюдали две подряд гонки в Италии, в которых события развивались не по линейному сценарию. Впору бы радоваться и рукоплескать, но есть ощущение, что ничего не изменилось. Если внимательно проанализировать, то хаотичность этих двух гонок – напускная и случайная.

Проблема зрелищности Формулы-1 связана с доминированием одной команды и одного гонщика. В Монце обстоятельства отбросили Льюиса Хэмилтона далеко назад, а его основных оппонентов – нейтрализовали. Макс Ферстаппен сошёл, а Валттери Боттас всю гонку был не в своей тарелке.

Злые языки в один голос говорили после этапа в Монце: «Уберите Хэмилтона – и гонки станут интересными». Доля истины в этом есть, ведь уже в Муджелло интрига исчезла. Несмотря на массовые завалы, пейс-кары и две остановки гонки, зрелище было скучноватым, хотя и сильно растянутым по времени. Льюис надёжно держался первым, Валттери – вторым. Перестановки за их спинами были, но они не меняли общего чувства предопределённости.

Напрашивается очевидный вывод – Формулу-1 губят Хэмилтон как гонщик и Мерседес как команда. «Без доминатора и его самовозки будет раздолье». Но ведь в этом и есть Формула-1! Все команды и пилоты мечтают оказаться на их месте и делают всё для этого.

Об интересных гонках с непредсказуемым сюжетом все размышляют только на словах. Фактически все мечтают построить доминирующий болид и спокойно, «на классе», выигрывать заезды.

В Формуле-1 правят большие деньги и принцип курятника – «толкни ближнего и обгадь нижнего». Но всё это завёрнуто в красивую внешне оболочку. Успех гонки в Монце во многом определила ситуация Хэмилтона. Получив штраф, он был отброшен назад и прорывался сквозь пелотон.

Рецепт интересной гонки очевиден и прост – определить фаворитов в хвост стартовой решётки. Перед стартом этого сезона обсуждалась идея квалификационной гонки с такими правилами. Против высказались (и похоронили эту идею) только в Мерседесе, потому что им это не выгодно. А болельщики пусть смотрят, что получится.

Интересно, что усилия по улучшению зрелищности соревнований реально предпринимаются, работает даже специальная комиссия ФИА. Эксперты постоянно генерируют идеи, часть из них внедряется. Меняется регламент, формат телетрансляции и самих заездов. Но основной цели они достигнуть не могут в принципе.

Гонки станут по-настоящему интересными, когда расклад сил будет принципиально меняться от этапа к этапу, а течение самих заездов будет больше наполнено всякими событиями. Но что в итоге? Самовоз в руках Льюиса силён на всех трассах, обгоны стали искусственными, картинка в телевизоре становится похожа на компьютерную игру, а сами пилоты – всё больше походят на «операторов» робомашин, чем на гонщиков в классическом понимании…

На мой взгляд, есть две причины, объясняющие такое положение вещей.

Команды в Формуле-1 - лишь участники чемпионата. Они не являются ни организаторами, ни владельцами коммерческих прав. Эти роли выполняют другие структуры, которые используют свою власть в своих интересах.

Да, команды голосуют за определённые изменения и поправки, участвуют в обсуждениях регламента. Но, по большому счёту, ничего не решают сами. ФИА и владельцы коммерческих прав умело играют на противоречиях между командами-участниками, не допуская единства в их рядах.

Некоторое время назад достаточно долго витала идея организации альтернативного чемпионата, куда хотели перейти большинство команд, недовольные организацией чемпионата. Но дальше разговоров дело не пошло, и «идею закопали».

Пример, когда команды сами организуют чемпионат, есть. Американские гонки серии КАРТ, позднее ЧЕМПКАР как раз и проводились ассоциацией команд. Чемпионат этот, сильный в самом начале, постепенно «терял вес» и в итоге обанкротился.

Другая причина – большие деньги. В Формуле-1 они диктуют правила игры. В 90-х годах случались поразительные эпизоды. Была эпоха доминирования моторов Рено. Несколько лет им не было равных, а потом французы решили уйти из гонок. Достигнув победных высот, они начали получать от своего присутствия в Формуле-1 отрицательный маркетинговый эффект.

Победы моторов Рено уже никого не удивляли, все к ним привыкли. Но вот если они ломались или вдруг выигрывали конкуренты… Это касается всех больших участников Гран При. Поставщики шин, например. Участие в гонках даёт им глобальную рекламу, но сделать «вечные» шины они не могут – в угоду спортивной составляющей.

Но и перестараться им тоже нельзя, ведь шины, которые будут делать гонки интересными (быстро изнашиваться, взрываться на ходу) – не понравятся потенциальным покупателям обычных дорожных машин!

Спонсорам команд тоже плевать на интригу заездов. Им важно, чтобы их рекламный логотип как можно больше был в объективе телекамер.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что Формула-1 принципиально не изменится никогда. Базовые ценности и принципы чемпионата будут определять её лицо в каждую новую эпоху. Будут свои герои и свои лидеры.

А как же интересный сюжет гонок? Это не главное. Формула -1 колесит по миру уже в 70-й раз в своей истории. Есть ощущение, что шоу будет продолжаться и дальше, ведь достойной альтернативы нет.

В мире есть множество других гоночных серий, более демократичных, где всё попроще. Где много борьбы на трассе, нет самовозов, нет больших денег и, как следствие, продажности всего и вся. Но это – либо региональные соревнования, либо молодёжные серии.

А Формула-1 – она такая одна, и не случайно её называют Королевскими Гонками. Поэтому, как бы однообразно и предсказуемо не проходили гонки, они всегда будут вызывать интерес публики.

Понравилась статья? Ставьте лайки и подписывайтесь на канал!