Найти в Дзене

Люди из разных стран помогают белорусской оппозиции. Что объединило их против Лукашенко?

Президент Белоруссии Александр Лукашенко постоянно жалуется, что протесты финансируются из-за границы. Оппозиция этого не отрицает, но делает важную оговорку: финансированием занимаются не какие-то зарубежные организации, а представители белорусской диаспоры. Именно они создали движение BY_Help и Фонд солидарности Bysol, о котором неоднократно говорила лидер оппозиции Мария Колесникова. Одним из ключевых участников движения стал бизнесмен Микита Микадо, широко известный российской аудитории по фильму Юрия Дудя о Кремниевой долине. Недавно деятельность его IT-стартапа PandaDoc в Белорусии стала предметом уголовного расследования. Оперативники Департамента финансовых расследований (ДФР) Комитета госконтроля Белоруссии пришли с обысками в минский офис международной IT-компании 2 сентября. Сотрудников заперли в здании, запретив им пользоваться телефонами и заставляя разблокировать компьютеры под угрозой их изъятия. К нескольким работникам PandaDoc силовики пришли домой и увезли их в неизве

Президент Белоруссии Александр Лукашенко постоянно жалуется, что протесты финансируются из-за границы. Оппозиция этого не отрицает, но делает важную оговорку: финансированием занимаются не какие-то зарубежные организации, а представители белорусской диаспоры. Именно они создали движение BY_Help и Фонд солидарности Bysol, о котором неоднократно говорила лидер оппозиции Мария Колесникова. Одним из ключевых участников движения стал бизнесмен Микита Микадо, широко известный российской аудитории по фильму Юрия Дудя о Кремниевой долине. Недавно деятельность его IT-стартапа PandaDoc в Белорусии стала предметом уголовного расследования.

Оперативники Департамента финансовых расследований (ДФР) Комитета госконтроля Белоруссии пришли с обысками в минский офис международной IT-компании 2 сентября. Сотрудников заперли в здании, запретив им пользоваться телефонами и заставляя разблокировать компьютеры под угрозой их изъятия. К нескольким работникам PandaDoc силовики пришли домой и увезли их в неизвестном направлении.

Согласно официальным заявлениям Комитета госконтроля, в компании проводилась проверка в связи подозрениями в уклонении от уплаты налогов. Микадо тогда напомнил, что его фирма является резидентом Парка высоких технологий — аналога российского «Сколково» — и имеет право пользоваться упрощенной системой налогообложения, поэтому обвинения неправомерны. Но уже 5 сентября под арестом оказалось все руководство минского офиса: бухгалтер компании Юлия Шардыко, директор Дмитрий Рабцевич, директор по продукту Виктор Кувшинов и глава HR Владислав Михолап.

-2

Им вменяют хищение бюджетных средств с использованием служебного положения. Но у самого Микадо другое объяснение того, в чем «провинились» его работники: дело в том, что бизнесмен открыто, через социальные сети, объявил о запуске программы помощи белорусским силовикам, которые не хотят участвовать в подавлении протестов, но боятся уйти со службы из-за потери дохода и необходимости возмещать государству затраты на их образование. Он уверен, что искать в офисе PandaDoc было нечего, поскольку его компания всегда работала «вбелую».

«Мы не первые и не последние в цепочке обвинений и силового давления, к сожалению, — говорит Микадо. — События в Минске и других белорусских городах 9-11 августа которые иначе как репрессиями назвать нельзя, очень сильно на меня повлияли, и я задумался, как можно остановить насилие. Так и родилась идея проекта Protect Belarus».

Предложение Микадо быстро нашло отклик у представителей белорусской диаспоры, инициировавших кампанию солидарности BY_help, много лет занимающуюся поддержкой белорусских граждан,пострадавших из-за политической позиции, и представителей бизнеса. В итоге уже в середине августа они объявили о создании Фонда солидарности Bysol. Именно об этом источнике материальной помощи часто говорили лидер оппозиции Мария Колесникова и экс-соперница Лукашенко на выборах президента Светлана Тихановская в своих видеообращениях к гражданам. Сфера деятельности фонда гораздо шире, чем помощь силовикам.