Найти в Дзене
Переплёт

Тандем, который развалился. Фантастика на двоих делится

Оглавление

Здравствуй, читатель!

Феномен соавторства в современной фантастике ещё ждёт своего исследователя. Не скажу, что это буду я, но статья о писателях, пишущих "на двоих", уже зреет в черновиках канала. Сегодня же расскажу о об одном писательском тандеме, который после нескольких лет успешного сотрудничества лопнул, как тот самый трест. И его половинки продолжили самостоятельное плавание в литературном море.

Факт остаётся фактом: писатели, работающие в «жанровой» литературе, более расположены к совместному творчеству, чем какие-либо другие. О некоторых я уже писал на канале, о некоторых ещё буду писать. По синим ссылкам - статьи по теме.

Братья Стругацкие, Евгений Войскунский и Исай Лукодьянов, Михаил Емцев и Еремей Парнов, Юрий Брайдер и Николай Чадович, Александр и Сергей Абрамовы — продолжать этот список можно очень долго. Но бывают случаи, когда устоявшиеся тандемы распадаются, и выясняется, что каждый из бывших соавторов — литератор со своим стилем, ярким и достаточно выразительным, непохожим на привычным по тандему.

Один из таких «разводов» произошёл на начало 2000-х, буквально на не такое уж и далёкое прошлое. Виртуал Виктор Бурцев, известность которому принесла киберпанк-трилогия, состоящая из книг «Алмазные НЕРвы», «Алмазная реальность» и «Алмазный дождь», развалился на две половинки: Виктора Косенкова и Юрия Бурносова. На литературной премии "Аэлита" в 2001 году первая книга трилогии получила премию "Старт" - казалось бы, есть успех, совместное творчество нравится читателю и критикам. Но не срослось... Ещё несколько лет они писали вместе, а потом каждый стал торить свой путь.

Два пистолета - как два пути. А девушка похожа на обложку с книги Косенкова.
Два пистолета - как два пути. А девушка похожа на обложку с книги Косенкова.

Ни тот, ни другой расставаться с литературой не стали. Причём их сольные книги, выходящие с 2003 года, разнятся столь сильно, что сложно представить, как эти писатели вообще могли работать вместе.

Виктор Косенков в романе «Моя война» решил продолжить линию, начатую «Алмазным» циклом. Сочетание элементов киберпанка и «боевой фантастики» бережно перенесено на страницы новой книги: ИскИны, Интернет, межкорпоративные войны, клоны-наёмники, ведущие свою тайную и жестокую игру...

Косенков не чурается «модных» тем, завязанных на толерантности к любому проявлению человеческой глупости, вводит в сюжет антиутопические нотки бесконечной и невыигрышной борьбы с Системой. И тут же подсознательно демонизирует эту самую Систему, превознося анархичный по сути антиглобализм.

Главная идея-фикс героев книги — освободиться от пут Системы, став Сверхчеловеком, живущим вне «обывательской» этики и морали — и тем самым убить в себе человека. Обильные цитаты из Ницше и субкоманданте Маркоса, зубодробительный «экшн» вперебивку с пространными псевдофилософскими монологами. Сразу понятно, кто в тандеме отвечал за мрачное будущее.

Мрачно, готично, нуарно... Это про следующего автора.
Мрачно, готично, нуарно... Это про следующего автора.

Проза же Юрия Бурносова (в первую очередь, трилогия «Числа и знаки» — романы «Два квадрата», «Три розы» и «Четыре всадника») абсолютно иная. Это не столько «модная» литература, сколько литература стильная: готика «Сонной лощины» или «Видока», если уж сравнивать с кинематографом, как делают издатели.

Оборотни и духи, еретические книги и ритуальные жертвоприношения, тайные секты и Святая Инквизиция (точнее, её альтернативно-исторический аналог). Наша современность при взгляде под иным углом оказывается тем ещё средневековьем. И в центре всего этого хитросплетения — обычный слабый человек, болезненный, не слишком умный, не наделённый безошибочным чутьём. Тот самый орешек, о который сломают зубы не только представители инфернального зла, но и властолюбивые чиновники.

В отличие от бывшего соавтора, Бурносова не раздражают недостатки главного героя, скорее наоборот — эти черты автору в какой-то степени даже симпатичны. Бурносов - ответственный за человечность в тандеме, сразу понятно по его персональным книгам.

Возможно, именно тут и кроется причина распада дуэта. Диаметрально противоположное отношение к человеческому и сверхчеловеческому, к тому, что следует считать слабостью, а что силой, развело авторов по разные стороны творческой баррикады.

Не скажу, что распад тандема "Виктор Бурцев" лишил российскую фантастику чего-то важного. Но то, что такое разделение дало нам двух оригинальных авторов - факт! Попробовать сравнить стили всех "трёх" авторов можно прямо сейчас на бесплатных фрагментах книг:

Уважаемые читатели и подписчики! В последнее время на площадке Дзен имеются некие проблемы с показом статей заинтересованным в этом пользователям. Проще говоря - новые статьи в ленте не показываются или показываются тем, кому они не интересны.
Если вам нравится "ПроЧтение" - просто заходите на канал самостоятельно: новые статьи выходят каждый день! Спасибо за поддержку, вы самая фантастическая аудитория на Дзене!

Спасибо за ПроЧтение!