Как сообщает Deutsche Welle, греческие отельеры благодарят болгар за заполнение отелей Халкидики. И когда болгарский туристический бизнес отблагодарит их? И когда он наконец начнет ухаживать за своей самой естественной клиентурой?
Греческие отельеры благодарят болгарских туристов за заполнение отелей Халкидики. Но болгарские отельеры никогда не слышали слов благодарности болгарским туристам, спасшим сезон. Этим летом они были самыми частыми гостями на курортах Черного моря, особенно на юге. За продленный в сентябре и начале октября сезон снова рассчитывают на болгарских туристов. Хотя это не очевидно: нет рекламной кампании, добрых сообщений, добрых приглашений и бонусов. Короче: никаких ухаживаний. Был один или два призыва к надежде для болгарских туристов - и все.
В течение многих лет каждый министр туризма твердил о рекламе за границей и жаловался на нехватку средств, а эксперты критиковали безвкусные и тощие болгарские стенды на туристических выставках за рубежом. В то же время вдоль побережья Черного моря заливали бетон огромные комплексы для размещения россиян и украинцев. Во время пандемии этот поток прекратился, без каких-либо надежд на восстановление следующим летом. Мировые туроператоры уже прогнозировали, что прежний уровень может быть достигнут только в 2022 году.
Тысячи болгарских туристов, систематически игнорируемые местным туристическим бизнесом, уже давно выбрали другие направления - например, соседнюю Грецию и частично Турцию. Даже если они останутся в Болгарии на выходные, они обязательно пересекут границу на летние каникулы. Очереди «Башни» - тому подтверждение - несмотря на PCR-тесты и формы для QR-кодов, требуемые Грецией. По данным Греческой ассоциации туристических предприятий, в 2019 году доходы от болгарских туристов, прибывших в Грецию на автомобиле, составили 282 миллиона евро. Болгария находится на третьем месте после Румынии и Сербии.
Сколько болгарских туристов было здесь этим летом
Этим летом более 550 000 болгар посетили различные места в стране, в основном на побережье Черного моря, сказал в конце августа председатель Института анализа и оценки в туризме, доцент Румен Драганов. По его словам, именно болгары, оставшиеся отдыхать на родине, помогли бизнесу хотя бы сократить расходы. Новый министр туризма Мариана Николова объявила о сокращении числа болгарских туристов на черноморском побережье почти на 30% по сравнению с более чем 70% иностранных туристов в августе.
По данным Национального статистического института за июль (в этом году де-факто начался летний сезон), около 167 тысяч иностранных граждан находились на отдыхе или экскурсиях в Болгарии. Данные за август еще не опубликованы, но даже если их количество будет вдвое больше, они все равно не дойдут до болгарских туристов. Несмотря на эти данные, болгарские туристы по-прежнему остаются вне внимания местного бизнеса. И даже в новой ситуации, вызванной пандемией, переориентации рекламной стратегии на внутренний рынок не произошло.
Бывший министр туризма Ангелкова этого не сделала, как и Николова, чей опыт работы в отрасли к тому времени составляет немногим больше месяца. На пятый день своего пребывания на посту министра туризма она выдвинула идею включения национальных блюд в меню курортов и отелей, утверждая, что «приготовление пищи является важной частью нашего общего туристического продукта». За исключением того, что никогда прежде "Болгария" для гурманов не была визитной карточкой болгарского туризма. Ни качественной еды. Если бы она побывала в настоящих гостевых домах, Николова знала бы, что в меню давно уже есть традиционные блюда, приготовленные из местных продуктов.
Это сложное слово "спасибо"
Вместо нелепых прихотей и щедрых подарков, таких как снижение ставки НДС на 9%, болгарский туризм должен переориентироваться - на местных туристов, но в то же время на лучшее качество. Время, когда болгарские туристы приезжали, знакомились и сравнивали туристические услуги соседей с услугами на родине, не работает в пользу болгарского бизнеса. Болгары стали более требовательными, и «спасибо» стало более чем обязательным.
Но вместо рекламы и благодарностей от бизнеса слышны в основном крики и жалобы. Еще в марте, когда правительство объявило чрезвычайное положение из-за пандемии, отрасль объявила о крахе из-за отмены и приостановки рейсов, потребовала не платить НДС и местные налоги и сборы, а государство взяло на себя страхование на 12 месяцев. Почти полгода спустя, когда стало ясно, что иностранных туристов будет мало, отельеры у моря все еще надеялись на чартеры. Для их облегчения Минздрав отменил с 1 сентября тест ПЦР и карантин для граждан Беларуси, Чехии и ряда других стран. На южном побережье Черного моря в сентябре ожидается не менее 1000 человек из Беларуси и чуть больше украинцев. В прошлом, пусть и слабом году, их было в десять раз больше. И болгары, отдыхающие в сентябре в Греции,
Итак, для начала, болгарский туристический бизнес должен научиться благодарить своих сограждан как иностранцев. Он должен на них положиться.