"Трудности перевода".
О этом фильме можно говорить долго, и впервые у меня нет какой-то монолитной позиции , когда я говорю «вот оно, вот почему так произошло с героями». Нет. Фильм о многом, он очень глубокий и не очевидный. Фильм сохраняет огромное количество тайн и полунамеков, которые нельзя трактовать буквально. Фильм безусловно не только о классическом одиночестве, а я бы даже сказал о сотнях оттенков нашего одиночества, которое порой мы называем "любовью, дружбой, работой, отношениями". Фильм о различных мирах в которых прибывают люди , их мысли, сознания, казалось бы находящие в одной реальности, в полу метрах друг от друга, но при этом между ними психологическая пропасть. Пропасть не только в плане трудностей перевода, пропасть ментальная, пропасть психологическая, эмоциональная и даже физическая. Япония в фильме представляет собой высокотехнологичную развитую страну, где все на высшем уровне в плане комфорта, сервиса, технологий. Здесь есть все, и казалось все это так похоже на обыденный мегаполис вроде Ньюарка или Москвы, казалось бы не надо привыкать , но повадки, менталитет, психология японцев выглядит как психология инопланетян. Или лучше сказать, туземцев аборигенов, при всей своей высокоразвитости. Главному герою Боб Харису, да и собственно зрителю совершенно невозможно понять японцев, принять японцев. Порой они вызывают страх, порой недоумение. В них как будто совсем отсутствуют те эмоции, настроения, посылы, движения. к которым мы привыкли , что особенно важно в актерской профессии это понимать режиссера без слов, работать с ним в унисон на уровне эмоций. Боб Харрис, как профессионал своего дела, пытается делать свою работу хорошо, но японский мир не понять ни в каком виде, ни на словесном, ни на эмоциональном. Боб хочет понять что ему делать, но не может, и это даже вызывает страх, страх непонимания, очень схож со страхом неизвестности. Нечто похожее на ощущение как будто бы тебя взяли в плен туземцы и говорят на чужом непонятно языке, что с тобой будут делать, либо хотят сьесть либо отпустить, и актерская работа превращается в тяжелые психологические мучения, нет абсолютно нет места творчеству. Японский мир показан нам в фильме не только как нечто пугающе неизвестное, но и удивительное, как другая планета, с другими людьми и жизнью , своими понятиями красоты, которой случайно, как и все происходит в нашей жизни, вдохновляются главные герои. Внешне это очень похожее на наш привычный мир ,но внутренне это другое измерение. И казалось бы, вот он наш европейский мир, островок в Японии, вроде все свои, казалось бы мы должны быть ближе к своим как никогда, но герои понимают что жизнь оказывается больше чем просто один человек, жена или муж. Япония как будто открывает героям глаза, что мир намного многограннее и шире, и намекает на то, что психологическая пропасть даже людей из одной страны, одной цивилизации , одной семьи, может быть больше чем культурная пропасть..
Героиня Скарлет Йохансон, я предполагаю, молодая девушка лет двадцати в фильме переживает так называемый кризис отношений, кризис брака. Момент, когда они начинают идти на спад. Переезд в Японию безусловно влияет на ее состояние, но это абсолютно закономерно, потому что ее отношения не были патриархальными, не были служением мужу. Они были по сути свободные, несмотря на то она была жената, и в загсе проязносятся вроде как слова клятвы верности на всю жизнь. Дело в том, что давать какие любо клятвы в загсе если девушка не истинно религиозна бессмысленно, поэтому скорее это ни ничего не значит, и затухающие отношения с мужем, ну как бы мужем назвать его теперь сложно, узаконенным сожителем это нормальный финал этапа набора опыта для молодой девушки. Ведь что такое в нашем мире свободная независимая девушка. Понимать это нужно именно буквально, а не метафорически, это значит что она исповедует мулькультурную идеологию западного открытого мира и всегда открыта чему-то новому, и плане, знаний, образования, книг, общения, мужчин, и в плане путешествий и прочее. Это называется набор девушкой жизненного опыта, или взросление. В фильме конечно намекается на ее внутреннюю борьбу, переживания по поводу того, что происходит в ее отношениях с мужем, внутри она чувствует что это неправильно. Она пошла в храм, но они по стечению обстоятельств оказался японский, и плача говоря «я ничего не почувствовала», означает что возможно если бы это был католический или православный храм, это бы ее успокоило и она укрепилась в понимании что мужа надо любить. Что еще делает Япония с ней? Подсознательно, на уровне инстинктов для нее это чужая территория, вокруг доминируют люди другой веры, другой расы, и девушка вполне инстинктивно хочет к изменившимся условиям для жизни, стремится к безопасности а также и эмоциональной защите, которую здесь в Японии ее муж не в состоянии обеспечить. Муж просто держит ее как собачку и таскает за собой, утром уходит, а вечером приходит. Это его модель отношений возможно работает хорошо, когда девушка еще молодая и глупа, и на уровне глупости их собственной цивилизации, это нормально, но как только девушка умнеет, ей все это перестает нравиться. Не нужно исключать такой фактор как духовный рост, личностный даже в девушках, когда она самообразовывается, много читает, у нее появляются новые интересы, и ей хочется с кем-то об этом пообщаться, но найти единомышленника в муже уже не получается, он остался для нее в прошлом, в своем уже узком и тесном, душном для нее мерке. И может быть какие-то потребности самца , обеспечуна он и удовлетворял, для женщины это мало, еще нужно удовлетворять ее психологические эмоциональные потребности, давать новые эмоции как говориться. И редко все это может делать один человек, тем более муж. Из за гармонального угара в начале отношений ей так казалось. Другой вопрос что еще молодая девушка этого не понимает, что один мужчина не сможет ей обеспечить и интимный и психологический эмоциальный уют и комфорт, это невозможно, это взаимоисключающие факторы у мужчин. И она инстинктивно приходит к этому пониманию.
Для персонажа Мюррея, эмоциональная связь также очень важна, и мы это понимаем не только по его желаю понять японских режиссеров , но и японских женщин легкого поведения. Вспомните эпизод когда ему в номер прислали жрицу любви. С точки зрения японского менталитета, это нормально, давить на незнакомого мужчину, заставлять порвать чулки зубами сразу же, и переходить в активную доминирующую позицию, но с точки зрения европейца это ужасный подход к клиенту, европейцу. Эмоции, расположение, общение играет большую роль, без этого все остальное будет казаться каким то принуждением и насилием. Просто найти человека с которым можно поговорить по душам не так-то просто. Боб Харрис ,казалось бы, давно с этим примерился, но не потерял надежду, но его общение с женой напоминает рутину, формальность, какие шторы выбрать, обои, стены, ковры. Причем, он сам ей не звонит даже, звонит только она, настолько ему это не интересно, что он выступает только в роли автоответчика. Возможно, когда то давно перед свадьбой они и общались душа в душу, но по мере своего роста, как карьерного так и жизненного опыта, спустя 25 лет их связывает это только общий ребенок и бытовое общение, жена, которая даже не хочет понимать насколько она больше ему неинтересна в человеческом душевном и духовном плане. Ей это просто неинтересно, неинтересны ни чувства ни мысли мужа. Но видно что Боб пытается отыскать с ней что-то при каждом звонке, как будто остатки былого понимания, былого трепетного отношения друг к другу, которых уже нет. Не зря же он говорит , что после рождения детей мужчина как будто перестает существовать, как в прямом так и переносном смысле. Для жены, на первое место выходят дети, это аксиома, к мужу пропадает интерес, естественным образом значимость мужа как личности , как человека, сходит на нет, а значимость детей возрастает. Остается только что? От мужа требуется только ресурсы и обеспечение, решение вопросов, но личность, человек, от него уже не требуется. И это конечно страшно. Осознавать свой личный конец после рождения детей.
Отдельно хочется упомянуть о фотографе муже. Это типичнейший представитель касты "успешного успеха". Все время занятой , одержимый работой, зарабатыванием денег, содержащий жену, и только ради того чтобы бывать с ней перед сном и утром на заре. Совершенно непонятно зачем он работает? Ради денег? или все-таки творчество. Фильм не раскрывает этих секретов. Он вроде бы одержим своей работой, не говорит в фильме фразы вроде «обожаю свою работу, или «творчество это путь к свободе», нет. Он говорит «мне надо на работу, мне пора, пора идти работать». То есть, явно дается намек, что эта работа в графике чужого дяди, не в его собственном графике, личном, когда речь идет о творчестве, где важен размеренный сбалансированный ритм жизни который задает сам человек. Давно уже понятно, что деньги не удовлетворяют сами по себе, а удовлетворяет творческий процесс создания чего-то нового, великого, когда твое имя впишут в историю создания чего либо, что твой продукт изменит людей, изменит мир, и ты это видишь реакцию людей за свой продукт. Претензия « не уделял внимания жене», в данном случае должна трактоваться совершенно иначе, как "не уделял внимания самому себе". Если хотел быть с женой, но не позволяла работа. Возможно, одной из причин развала отношений было и это, ее понимание, что ее муж раб, раб своего начальника, что на самом деле он несвободен, и всегда вынужден бежать, возможно, это осознание, что муж раб и неспособен к саморазвитию, к прозрению, и стало наталкивать девушку на бессмысленность продолжения отношений с ним, которые не перспективны не в плане чувств, не в плане эмоциональной части. Что может дать раб свободной женщине? Да ничего, только деньги, которые как я говорил выше, не удовлетворят нормального человека. Человеку нужно большее, рабу же достаточно пайки раба. Время подумать, почитать, переосмыслить свою жизнь, саморазвиваться, духовно расти рабу не положено. Это касается как мужчин так и женщин...
Фильм показывает нам Боба Харриса, как очень избирательного и осторожного человека, который редко впускает в свою жизнь новых людей. Точно также было и с Шарлоттой. И кстати, очень умного человека, который не подходит первым и не пишет незнакомым женщинам первым. Сначала, он оправданно опасался, что Шарлотта ,это одна из очередных его сумасшедших фанаток, поэтому никак не реагировал на ее "стреляние" глазками и угощение выпивкой в баре. И такая позиция , приза для мужчины, это очень умная и правильная позиция. Боб был бы не Бобом, если бы сразу упал перед ней на колени и начал делать подходы как нуждающийся в одобрении пикапер мальчишка, с низкой самооценкой, чтобы она над ним посмеялась. Он и не думал рисковать, и видимо, он слишком хорошо знал женщин и их особенности и приемы. Но давайте вспомним о чем же говорят люди, казалось бы одинокие интроверты, брошенные в большом мегаполисе, когда наконец дорываются друг до друга? По сути, ни о чем, также перемалывают прошлое, настоящее, кто что пьет, кто где учился, будущее, ничего необычного. Но между ними есть что-то глубже слов, особое отношение друг другу, трепетное отношение например со стороны Шарлотты, искренняя заинтересованность к Бобу как к интересному и необычному мужчине, который для нее как глоток свежего воздуха. Боб же, как бы принимает ее внимание к себе, по той же причине, я думаю в большей степени из –за того что она понравилась ему внешне и не была слишком назойливой и неадекватной, как прочие фанатки. Ему нравиться что Шалота интересуется его эмоциями, переживаниями, его жизнью. Боб явно много лет скучал , по этим ощущениям , когда ты интересен женщине сам по себе, как человек, а не как персонаж рекламы, когда интересны не твои деньги и ресурсы, а ты сам. И Шарлотта дает ему это ощущения. Он же дает Шарлотте некий опыт, опыт общения с уже не молодым интересным мужчиной, которого в копилке Шарлотты в силу ее возраста видимо еще не было. Это как некий обязательный опыт, узнать понять взрослых, солидных мужчин, какие они, и чем отличаются от мальчиков сверстников. Совершенно не думаю, что тут было дело исключительно в интимной привлекательности Боба Харриса как некого альфа самца, нет. Я думаю с мужчинами для "этих" целей у нее проблем не было. Для Шарлотты это возможность пофлиртовать с новыми мужчинами, изучить мир, изучить будущие предполагаемые объекты своего потенциального "управления", просто банальный трамплин, очередной опыт. Возможно Боб понимает, видит, и поэтому много присматривается к ней, не форсирует события, ведь пока он недоступен для нее , он продолжает быть ей интересен. Пока он показывает себя как «нитакого , которому ни это нада», он провоцирует Шарлотту продолжать с ним общаться, тем самым удерживая и подогревая ее интерес к себе. В любом случае, их теплое общение на самом деле игра , хитрая игра полов, которую многие знают под словом «дружба». Любая дружба между мужчиной и женщиной это всегда интерес и симпатия людей к друг другу, и если речь идет о настоящей симпатии, а не ради корыстных целей, то там, где есть взаимная симпатия, пусть даже дружеская, обязательно возможна интимная близость. Шарлотта инстинктивно понимает , что чтобы продолжать быть интересным Бобу она должна давать ему, в переносном смысле , давать ему себя трогать, прикасаться к себе, использовать женские чары. Благо, фертильный возраст позволяет. Боб же понимает, что ему наоборот ничего не нужно делать, ведь он в позиции приза, принимающей стороны, и чем он дальше и таинственнее, тем он круче. Скорее всего в ней он видит прошлое, вспоминает моменты первого знакомства с женой, когда, как он говорил, также все было весело, замечательно, жена любила общаться о нем, про него, и больше уделяла ему времени, а когда появились дети , этого как будто бы не стало. С Шарлоттой, он как бы хочет пережить снова эти трепетные эмоции и чувства, которые существую между людьми в начале отношений когда еще нет ни общего быта , ни детей , ни рутины , когда не надо выбирать обои, занавески и выносить мусор. Когда люди могут полностью сосредоточиться на мыслях, эмоциях, мечтах друг друга..
Когда Шарлотта узнает, что Боб переспал с певицей, ее это немного задевает, но лишь немного. Кстати, что снова подчеркивает правильную позицию Боба, он первым никогда ни к кому не подходит и не разговаривает и не оправдывается за свое поведение, что только усиливает интерес Шарлотты. Своего рода , в его глазах она прошла проверку, что она действительно видит в нем человека, личность, и уважает его свободу. Что никакой измены у свободных людей просто не может быть.
Вообще концовку фильма объяснить сложно. Возможно, Боб не хотел снова ставить себя в уязвимое положение , развивая отношения, потому что это привело бы к их неизбежному краху, может быть и не стоит начинать и поэтому решил уехать и навсегда забыть Шарлотту. Зная, что кончится тем же , как и всегда, расставанием и новым увлечением, но потом возможно подумал, что надо просто радоваться настоящему моменту, и что не надо жить зная что будет завтра, не надо жить будущим, надо жить настоящим, и если сейчас ему хорошо с этим человеком, то плевать что будет дальше, пусть момент повториться, пускай и скоро все это может закончится. Лучше жалеть о сделанном, чем о не сделанном. Жизнь это не результат, а процесс, где надо жить в моменте. Возможно такой смысл имел под собой это замечательный фильм. Спасибо всем , кто это читал).
Стать участником нашего киноклуба и обсуждения может любой (любая) желающий! Следите за анонсами и Подписывайтесь на каналы! ================================= Наши Прошедшие Киноклубы Адвокат Дьявола https://youtu.be/tGm8aJ3N9fQ Титаник https://youtu.be/6PC2cRtVgLQ Бойцовский клуб https://youtu.be/gYDnQdIPJ7A Ворошиловский стрелок https://youtu.be/dAharHt-Yzk Бегущий по лезвию 1982 https://youtu.be/ZS1lWjZ134U Груз 200 https://youtu.be/xeQxWYFS0XE ================================= Наши Кинообзоры Афоня https://youtu.be/6CoaQIdkYBo ШОу трумана https://youtu.be/ZZYNbyVH9fI Курьер https://youtu.be/80hrB4wH7M0 "Матрица" https://youtu.be/vN0NrbmUSDU "Игра" https://youtu.be/HqkfgCpUDag "Военно-полевой роман" https://youtu.be/laK65ZR_0Yw "Буффало 66" https://youtu.be/YJPJnNV2prY "Джокер" https://youtu.be/SpaRRcAgVqs "Познание плоти" https://youtu.be/mMZRA1kXfA0 "Трудности Перевода" https://youtu.be/6KTzwfmQPkw ==================================
#ТрудностиПеревода #Киноклуб #Киноразбор #СофияКоппола #LostinTranslation #SofiaCoppola## #знакомства#девушки #инициатива #мужскоедвижение #рсп #мд