Найти в Дзене
Я и Кинокомпас

Рецензия на роман Жоэля Диккера "Правда о деле Гарри Квеберта"

Оглавление
фото - ресурс бесплатных изображений pixabay
фото - ресурс бесплатных изображений pixabay

Вся правда о моём чтении: нон-фикшн - забываю читать; художественная литература - забываю обо всём, кроме чтения.

Сюжет:

Маркус Гольдман успешный молодой писатель, пребывающий в тяжёлом творческом кризисе, неожиданно узнаёт, что его лучшего друга и учителя - Гарри Квеберта обвиняют в убийстве пятнадцатилетней девочки. Преступление было совершено тридцать три года назад.

Маркус отправляется в маленький провинциальный город Аврора, чтобы поддержать наставника и выяснить, что же на самом деле произошло в августе 1975 г.

Об авторе:

К своим тридцати пяти годам швейцарец Жоэль Диккер добился значительных успехов. За свой первый роман "Последние дни наших отцов" он получил премию Женевских писателей.

"Правда о деле Гарри Квеберта" (2012 г.) принесла автору международное признание. Книга была опубликована в тридцати странах.

Рецензия:

Книга о писателях, да ещё и с закрученным сюжетом - надо брать, подумала я (ну ладно - рейтинг тоже поспособствовал) и не ошиблась. Внутри калейдоскоп из любовного романа, детектива, капельки нон-фикшн, семейной саги.

– Я проезжал мимо вашего бывшего прихода, – сказал я. – Он превратился в “Макдоналдс”.
– Весь мир постепенно превращается в “Макдоналдс”, мистер Гольдман

Начну с "плохой новости", т.е. с того, что не понравилось:

Персонажи

Мне некому было сопереживать. Каждый герой тем или иным качеством, поступком, мнением отталкивал. Люди не идеальны, и всё-таки одинокий детектив-социофоб, с непростым прошлым, но с правильными ориентирами о добре и зле мне ближе, чем блестящий добропорядочный писатель - по совместительству скользкий тип.

Маркуса Гольдмана как и Гарри Квеберта принять не смогла, с Маркусом более-менее свыклась: смягчило его упорство в желании узнать правду.

Недостоверность

Конечно, обойтись без случайностей очень сложно. Они и в жизни часто помогают следствию.

Но - ой, мы забыли отработать одну из важнейших версий, поговорить с ценным свидетелем и т.д. в самом громком деле года - чересчур.

Понравилось:

Размышления о писательском ремесле

Прототипом главного героя является сам автор. Абзацы, которые посвящены упорству, таланту, синдрому самозванца, страху чистого листа идут от самого Жоэля Диккера.

– Писатели, Маркус, потому такие уязвимые, что способны испытывать два вида любовных страданий, то есть вдвое больше, чем все нормальные люди: горести любви и горести книги. Писать книгу – все равно что кого-нибудь любить: это может быть очень мучительно

Или вот:

– Текст хорошим не бывает, – говорил он. – Просто есть момент, когда он не так плох, как раньше

Так и есть - открывая через время любой текст, хочется его отредактировать.

Мне всегда интересно, как описывают свои ощущения - музы, вдохновения, потока, необходимости порядка, а не хаоса, другие творческие люди.

Детективная линия

фото - ресурс бесплатных изображений pixabay
фото - ресурс бесплатных изображений pixabay

Несмотря на некоторые несостыковки и ляпы, работа автором была проделана огромная. В итоге он интересно и логично свёл вместе основные ниточки, мотивы, обстоятельства.

Действие идёт параллельно в разном времени, к тому же раскрывается через письма, протоколы, отрывки из книг.

Атмосфера

Тема общности, которая гниёт изнутри из-за лжи, равнодушия, зависти достаточно популярна. Небольшой город, где все знают друг друга и у каждого свои скелеты в шкафу. Молчание создаёт видимость благополучия. Однако любое серьёзное происшествие вскрывает нарывы, срывает маски.

В "Правде о деле Гарри Квеберта" судьбы, истории персонажей переплетаются, тайны создают гнетущую атмосферу, болезненная любовь, страх становятся катализаторами страшных деяний.

Мимолётные светлые намерения лишь блики на чёрной воде.

В заключении:

Некоторые читатели обвиняют книгу в затянутости, я - нет. Мне хватило динамики, поворотов сюжета. Перелистнув последнюю страницу, продолжала оценивать поступки персонажей, прикидывать, насколько плюсы текста перевешивают минусы. Захотелось написать рецензию (!)

– О хорошей книге, Маркус, судят не только по ее последним словам, а еще и по воздействию всех предыдущих слов, вместе взятых. Примерно полсекунды после того, как читатель прочел вашу книгу до конца, до самого последнего слова, он должен оставаться во власти сильного чувства; на какой-то миг он должен забыть обо всем, кроме того, что только что прочел, смотреть на обложку и улыбаться с легкой грустью, потому что ему будет не хватать ваших героев. Хорошая книга, Маркус, – это книга, прочитав которую, люди жалеют, что она кончилась

Для меня важным является ускорение. Я набираю скорость, не забываю, не откладываю, на последних главах уже не могу оторваться, пока не закончу.

С романом Жоэля Диккера "Правда о деле Гарри Квеберта" вышло именно так.

P.S.

В 2018 г. вышел одноимённые сериал. Смотреть не буду, чтобы не подменить образы в голове, образами актёров, да и интрига уже раскрыта.

Но зрители хвалят, отмечают, что снято близко к тексту, рейтинг приличный: IMDb - 7,4

Спасибо за внимание и поддержку! Жду вас на канале снова.

Возможно, вам также будет интересно: