6 подписчиков

Теория государства и права. Лекция №2. Методология теории государства и права; Первобытное общество: экономика, соц. устройство.

 Методология - это совокупность принципов, приемов, способов научной деятельности, применяемых для получения истинных, отражающих реальность знаний.

Методология - это совокупность принципов, приемов, способов научной деятельности, применяемых для получения истинных, отражающих реальность знаний.

Следовательно, метод ТГП - это способ (совокупность) технических или логических приемов, позволяющая исследовать ту или иную область государства права и ее систематизировать.

Выделяют 3 основных группы методов.

1. Общие методы - это система знаний об основах бытия, отличающиеся придельной обобщенностью. Основным методом познания используется философия, как наука, исходящая из ценностных установок и мировоззрения человека.

Выделяют следующие школы общефилософских методов:

  • 1. Позитивизм - изучает конкретное право конкретной страны в определенный временной отрезок, анализ правовых норм в отрыве от нравственных ощущений.
  • 2. Материализм - создан К.Марксом, включает принципы: единства материального мира, познаваемости мира, развития мира, активного преобразования мира.
  • 3. Религиозная философия - изучение государства и права через призму религиозных догматов, признание государства и права как части божественного мироустройства.

2. Общенаучные методы. Разделяются на:

  • 1. Эмпирические исследования, изучающие внешние проявления изучаемого объекта, собирают и обрабатывают первичную информацию, проводят практическое наблюдение;
  • 2. Теоретические исследования, изучающие сущность объекта непосредственно на основе эмпирических фактов.

Эмпирические и теоретические уровни тесно взаимосвязаны. Для построения теоретического знания необходимы следующие методы:

  • 1. Гипотетически-дедуктивный - цепь умозаключений от общего к частному на основе определенных гипотез и предположений;
  • 2. Метод восхождения от абстрактного к конкретному - раскрытие сначала более общих проявлений объекта, а затем более частных;
  • 3. Взаимосвязь исторического и логического - рассмотрение объекта как в хронологическом развитии, в его полноте, так и в необходимых, не случайных связях;
  • 4. Идеализация - представление изучаемого объекта в более совершенном виде, выявление тенденций позитивного и негативного в процессе развития;
  • 5. Мыслительный эксперимент - подтверждение или отвержение возможности развития объекта.

3. Специальные методы - такие приемы и способы, которые разработаны, выработаны самой юридической наукой. Выделяют:

  • 1. Сравнительный метод - сопоставление понятий и процессов для выявления их сходств и различий. Общее требование -возможность сравнить объекты. Сравнительное правоведение - формально юридический метод, исследует внутреннее строение правовых норм, правила юридической техники, помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые явления;
  • 2. Метод конкретных социологических исследований - исследование государства и права на основе конкретных исследований в социологии;
  • 3. Формально-догматический метод - изучение права в чистом виде. Характерен для Нормативистской школы права;
  • 4. Логический метод - познания государства и права на основе законов логики и мышления.

Первобытное общество является исторически первой формой организации человеческого общества. Общепринято считать, что человек разумный возник 2-3 млн. лет назад, хотя по этому вопросу в науке существуют споры.

Существует насколько подходов к происхождению первобытного общества:

  • 1. Антропологический: матриархат → патриархат;
  • 2. Исторический: раннее (зарождение) → средний (рассвет) → поздний (период разделения общин);
  • 3. Археологическое: присваивающая → производительная.

Для первобытного общества характерна присваивающая экономика, т.е. человек не производил ничего принципиально нового, он лишь заимствует, присваивает лишь то, что дано природой. Основные способы производства - охота и собирательство, при этом производительность труда крайне низкая. Человек потребляет все, что производит, излишков нет, поэтому отсутствует частная собственность и имущественное расслоение. Отсутствует разделение труда.

В основе социального устройства лежит род - это союз людей (20-30 человек), основанный на кровном или предполагаемом родстве, совместном потреблении, труде общей собственности. Социальная дифференциация происходит только по половозрастному признаку, богатых и бедных нет.

Рода в фратрии - временный союз людей для достижения определенной цели, по достижению цели фратрия распадается; в племена, союзы племен (постоянный характер).

Власть была потестарной:

  • 1. Не выделена из общества, не возвышается над ним и выражает интересы всего общества;
  • 2. Власть осуществляется не профессиональными управленцами, которые заняты при этом в общей деятельности, т.е. власть сама себя содержит;
  • 3. Власть основана на авторитете, а не на принуждении. Аппарат принуждения отсутствует;
  • 4. Органы власти различны, каждый из них обладал своими полномочиями. Властью обладают: старейшины, вождь, жрец, совет вождей, родовое собрание. Все наиболее важные вопросы решаются советом общины, т.е. всеми взрослыми членами племени.

Неолитическая революция - это переход от присваивающей к производительной экономике, который сопровождается тремя крупными разделениями труда:

  • 1. Выделение пастушьих племен;
  • 2. Отделение ремесла от земледелия (первое кузнечество);
  • 3. Появление купечества.

В результате возник избыточный продукт. Потребность в роде отпала, возникает семья, собственность семьи - частная собственность; происходит разделение общества на классы и как следствие появляется государство.