Найти тему
ИнтеллектоR

Легенда о первой жене Адама: была ли супруга до Евы

Оглавление

Согласно еврейской мифологии, Лилит была женой Адама до Евы. На протяжении веков она также стала известна как демон-суккуб, совокупляющийся с мужчинами во время сна и душивший новорожденных младенцев. В последние годы феминистское движение вернуло ее образ, переосмыслив патриархальные тексты, которые изображают ее как опасную женщину-демона в более позитивном свете.

Что предание говорит? Прежде Евы была Лилит... Знакомо?
Что предание говорит? Прежде Евы была Лилит... Знакомо?

Лилит в Библии

Легенда о Лилит уходит корнями в библейскую книгу Бытия, где две противоречивые версии Сотворения в конечном итоге привели к концепции «первой Евы».

  1. Первое повествование о Сотворении появляется в Бытие 1 и описывает одновременное сотворение человеческих существ мужского и женского пола после того, как все растения и животные уже были помещены в Эдемский сад. В этой версии мужчина и женщина изображены как равные и оба являются вершиной Божьего творения.
  2. Вторая история творения появляется в Бытие 2. Здесь человек был создан первым и помещен в Эдемский сад, чтобы ухаживать за ним. Когда Бог видит, что он одинок, все животные становятся для него возможными товарищами. Наконец, первая женщина (Ева) создается после того, как Адам отвергает всех животных как партнеров. Следовательно, в этом аккаунте первым создается мужчина, а последней - женщина.

Эти очевидные противоречия представляли проблему для древних раввинов, которые полагали, что Тора была записанным словом Бога и поэтому не могла противоречить самой себе. Поэтому они истолковали Бытие 1 так, чтобы оно не противоречило Бытию 2, придумав в процессе такие идеи, как андрогин и «Первая Ева». Согласно теории «первой Евы», Бытие 1 относится к первой жене Адама, а Бытие 2 относится к Еве, которая была второй женой Адама.

«Адам, Ева и Лилит» миниатюра XV века
«Адам, Ева и Лилит» миниатюра XV века

В конце концов идея «Первой Евы» была объединена с легендами о демонах женского пола «лиллу», которые, как полагали, преследовали мужчин во сне и охотились на женщин и детей. Однако единственное явное упоминание о « Лилит » в Библии появляется в Исаии 34:14, где говорится: «Дикая кошка встретится с шакалами, и сатир будет кричать своему товарищу, да, Лилит покоится там и найди ей место отдыха ».

Лилит в Талмуде и Мидраше

Лилит упоминается в Вавилонском Талмуде четыре раза, хотя в каждом из этих случаев она не упоминается как жена Адама. BT Niddah 24b обсуждает ее в отношении ненормального плода и нечистоты, говоря: «Если аборт имел подобие Лилит, его мать нечиста по причине рождения, потому что это ребенок, но у него есть крылья». Здесь мы узнаем, что раввины считали, что у Лилит есть крылья, и что она может повлиять на исход беременности.

Владычица ночи. Барельеф 18 в. д. н. э. Британский музей
Владычица ночи. Барельеф 18 в. д. н. э. Британский музей

BT Shabbat 151b также обсуждается Лилит, предупреждая, что мужчина не должен спать один в доме, чтобы Лилит не напала на него во сне. Согласно этому и другим текстам, Лилит - женщина-суккуб, мало чем отличающаяся от демонов-лиллу, упомянутых выше.

Раввины считали, что она ответственна за ночные поллюции, когда мужчина спит, и что Лилит использовала собранную ею сперму, чтобы родить сотни младенцев-демонов.

Лилит также появляется в Баба Батра 73a-b, где описано наблюдение ее сына, и в Erubin 100b, где раввины обсуждают длинные волосы Лилит по отношению к Еве.

Проблески возможной связи Лилит с «Первой Евой» можно увидеть в Бытие Раба 18: 4, сборнике мидрашей о книге Бытия. Здесь раввины описывают «первую ночь» как «золотой колокол», который беспокоит их по ночам.

«Золотой колокольчик»… это она всю ночь беспокоила меня… Почему все другие сны не утомляют мужчину, а этот [сон близости] действительно утомляет мужчину. Потому что с самого начала своего создания она была всего лишь во сне ».
Леди Лилит. Данте Габриэль Росетти. 1866-1868 гг.
Леди Лилит. Данте Габриэль Росетти. 1866-1868 гг.

Алфавит Бена Сира

Самый старый из известных текстов, в котором явно говорится о Лилит как о первой жене Адама, - это «Алфавит Бен Сира» , анонимное собрание мидрашей средневековья. Здесь автор рассказывает о споре, возникшем между Адамом и Лилит.

- Я не лягу под тебя, только наверху, - ответил Адам. – Потому что ты подходишь только в низшей позиции, а я должен быть в высшей.
- Мы оба равны, [потому что оба созданы из земли]. Я не стану покоряться тебе.
- Я создан по образу Элоима (AlNavy: Элоим-Бог (иврит)) и не могу унизиться до твоего уровня. Ты не что иное, как одна из многих тварей в поле. Ты создана мне в помощь, так и останется.
Однако Лилит этого не оставила; она отправилась к Яхве (AlNavy: или Иегова- Создатель (иврит)). Лилит использовала все свое мастерство, чтобы обольстить Создателя, и последний, известный своей добротой к женщинам, открыл ей свое истинное Заповедное имя.

Узнав его, Лилит произнесла имя и мгновенно улетела из Эдемского сада от Адама навсегда. Лилит поселилась в пещере на берегу Красного моря, где и живет до сих пор.

Бог посылает за ней ангелов, но они не могут заставить её вернуться к мужу.

«Три ангела схватили ее в [Красном] море ... Они схватили ее и сказали ей:« Если ты согласишься пойти с нами, иди, а если нет, мы утопим тебя в море ».
Она ответила: «Дорогие, я сама знаю, что Бог создал меня только для того, чтобы поражать младенцев смертельной болезнью, когда им восемь дней;
У меня будет разрешение причинять им вред от их рождения до восьмого дня и больше; когда это ребенок мужского пола; но когда это будет девочка, у меня будет разрешение на двенадцать дней ».

Ангелы не оставляли ее в покое, пока она не поклялась именем Бога, что где бы она ни увидела их или их имена на амулете, она не будет обладать младенцем [носить его]. Затем они немедленно покинули ее. Это [история] Лилит, которая поражает детей болезнями ». (Алфавит Бен Сира, из "Ева и Адам: еврей, христианин")

Фауст и Лилит. Худ. Ричард Вестелл. 1831 г.
Фауст и Лилит. Худ. Ричард Вестелл. 1831 г.

Этот текст не только идентифицирует «Первую Еву» как Лилит, но и опирается на мифы о демонах «лиллу», охотящихся на женщин и детей. К 7 веку женщины читали заклинания против Лилит, чтобы защитить себя и своих детей во время родов. Также стало обычной практикой писать заклинания на чашах и закапывать их в перевернутом виде внутри дома. Люди, которые приписывали такие суеверия, думали, что чаша захватит Лилит, если она попытается войти в их дом.

Возможно, из-за ее связи с демонами некоторые средневековые тексты идентифицируют Лилит как змею, соблазнившую Еву в Эдемском саду.

Действительно, к началу 1200-х годов в произведениях искусства змея изображалась в виде змеи или рептилии с женским торсом. Возможно, самый известный пример этого - изображение Микеланджело Лилит на потолке Сикстинской капеллы на картине под названием «Искушение Адама и Евы». Здесь змея-женщина обвивается вокруг Древа познания, которое некоторые интерпретируют как представление Лилит, искушающей Адама и Еву.

Феминистское возвращение Лилит

В наше время ученые-феминистки вернули себе характер Лилит . Вместо демонической женщины они видят сильную женщину, которая не только считает себя равной мужчине, но и отказывается принимать что-либо, кроме равенства. В «Вопросе Лилит» Авива Кантор пишет:

«Ее сила характера и самоотверженность вдохновляют. Ради независимости и свободы от тирании она готова отказаться от экономической безопасности Эдемского сада и смириться с одиночеством и изоляцией от общества ...
Лилит - сильная женщина. Она излучает силу, напористость; она отказывается сотрудничать в своей собственной виктимизации ».

По мнению читательниц-феминисток, Лилит - образец для подражания сексуальной и личной независимости. Они отмечают, что одна Лилит знала Невыразимое Имя Бога, которое она использовала, чтобы сбежать из Сада и своего бескомпромиссного мужа.

И если она была змей из пословиц в Эдемском саду, её намерением было освободить Еву силой слова, знания и силы воли. Действительно, Лилит стала таким мощным феминистским символом, что журнал «Лилит» был назван в её честь.

Лилит. Худ. Джон Кольер. 1892 г.
Лилит. Худ. Джон Кольер. 1892 г.

На протяжении веков связь между «Первой Евой» и Лилит привела к тому, что Лилит взяла на себя роль первой жены Адама в еврейском фольклоре. В христианстве Лилит не упоминается.

*****

А ЗДЕСЬ НОВЫЕ, УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ И РЕДКИЕ МАТЕРИАЛЫ НА ДРУГИЕ ТЕМЫ
Интересуетесь историей религий? Читайте ещё:
Собор Святой Софии: превращение этого турецкого сокровища в мечеть противоречит его статусу ЮНЕСКО
Тайна Османской империи – кто такой Осман?
Как в Вестминстерском аббатстве появилась статуя русской принцессы
Религия управляет эмоциями-хорошо ли это?
В России появился гигантский чёрный собор из переплавленного оружия
Кто "удочерил" алхимию: химики, католики или масоны
Средневековые комиксы про детство Иисуса
Где был Вавилон и существует ли он до сих пор?
Капитал дерева бодхи: чем марсксизм отличается от буддизма
Действительно ли религиозные люди глупее, чем атеисты?
Был ли феминизм в Средневековье?
Негламурная тема-2: паразиты и церковь."
--------------------------------------------------------------
Ну вот ты и добрался до конца, убеждённый в своей правоте читатель! Или я ошибаюсь? )))
ПОДПИШИСЬ на ИНТЕЛЛЕКТОR и оценивай новые статьи. И поставь лайк, если понравилось. Спасибо!
Не понравилось, тоже пишите комменты - ругательные. Я читаю и отвечаю.
Хьюго ван дер Гус,  «Падение Адама и Евы» (ок. 1470 г.) из Художественно-исторического музея в Вене
Хьюго ван дер Гус, «Падение Адама и Евы» (ок. 1470 г.) из Художественно-исторического музея в Вене