Найти тему

Обзор фильма «Джокер». От улыбки станет темней

Ещё совсем недaвно ответ на вопрос «Почему у Джокера нет своего кино?» был очевиден. Это же злодей — как про него снимать? Если уж антигероев из «Отрядa самоубийц» Warner Bros. побоялись показывать во всей их неприглядности, что говорить про сумасшедшего террориста?

Впрочем, со временем руководство студии всё-таки решилось дать клоуну-убийце сольник: то ли упорство Тодда Филлипса сыграло свою роль, то ли сказалась популярность «Дэдпулa» и «Логанa», ориентированных на взрослую аудиторию.

Как бы там ни было, в результате мы получили фильм, который точно зaймёт своё место в списке самых влиятельных кинокомиксов за всю историю.

Готэм, 1980-е. Экономика в упадке. Предприятия разоряются, люди теряют работу, пропасть между богатыми и бедными разрослась до апокалиптических размеров. Из-за забастовки мусорщиков на улицах растут горы помоев, а в подворотнях завелись гигантские крысы. Город сходит с ума.

Артура Флека всё это мало заботит. Он человек маленький, и своих проблем у него до черта: недееспособная мать, беспросветная депрессия, целый набор психических расстройств и в придачу приступы неконтролируемого смеха. Единственное, что скрашивает его жалкое существование, — мечты о карьере комика да улыбка симпатичной соседки.

Но отсиживаться в своём мирке и дальше не получится: судьба начинает бить Артура с особым остервенением... Под этими ударами надломленное сознание окончательно распадается, и тихий больной человек превращается в нечто зловещее.

Когда после Венецианского кинофестиваля критики говорили, что «Джокер» навеян фильмами Мартина Скорсезе, они даже преуменьшили связь ленты с работами мастера. Одними отсылками, цитатами и стилизацией дело не обходится: две ленты Скорсезе, «Таксист» и «Король комедии», служат Тодду Филлипсу не столько источниками вдохновения, сколько подопытными объектами.

Режиссёр вырезает из них целые сцены и элементы сюжета, соединяет, выворачивает неожиданным образом и скрепляет собственными задумками. Например, Роберт Де Ниро, исполнивший главные роли в обоих фильмах, в «Джокере» воплощает полную противоположность своих персонажей.

Денировские же герои сшиты в одного Артура Флека: он сочетает в себе черты и наивного фантазёра Руперта Папкина, и озлобленного аутсайдера Трэвиса Бикла.

Всю эту синефильскую метамозаику Филлипс накладывает на вселенную DC. Да, альтернативную и приземлённую, но всё же привычно гротескную. И тут происходит маленькая революция: оказывается, что проблематика и угол подачи респектабельного авторского кино вполне органично переносятся в экранизацию мейнстримных комиксов.

Все те же драмы и трагедии могут разворачиваться на улицах выдуманных городов и при участии людей в масках. Это важный шаг в борьбе с мнением о том, будто «книжки с картинками», как и фильмы по ним, — для детей и недоумков.

-2

К тому же «Джокер» потрясающе звучит. Композитор «Чернобыля» Хильдур Гуднадоттир создала саундтрек, не просто дополняющий иные эпизоды — подчас он вытягивает или даже меняет их тон. Можете не заучивать сложную исландскую фамилию — совсем скоро вы будете слышать её не реже, чем «Джавади» или «Циммер».

«Джокер» — один из немногих фильмов, не позволяющих назвать 2019 год провальным для большого кино. Это умная, эмоциональная, выдающаяся в техническом плане и в плане актёрской игры картина, которая выдвигает экранизации комиксов далеко вперёд. Пожалуй, меньшего архивраг Бэтмена и не заслуживает.