Роман «Игра Джеральда» была написана в 1992 году.
Несмотря на то, что в название статьи есть слово «прошлое», основное действие этого романа происходит все-таки в настоящем, но прошлое невозможно выкинуть из повествование, потому что иначе читатель просто не поймёт, о чем идёт речь. Прошлое является не самим повествованием, но прочной основой всего произведения. Если коротко, то речь идёт о женщине, которая оказалась прикованной наручниками к кровати в летнем домике на северном берегу озера Кашвакамак в районе Горная Бухта, куда в ближайшее время не заглянет никто... кроме бродячего пса и опасного маньяка.
С героиней этого романа - Джесси - мы уже встречались раньше в произведении «Долорес Клейборн».
Из-за прошлого Джесси оказывается прикованной наручниками к кровати, но именно благодаря прошлому, пусть и отчасти, ей удаётся выбраться из той жуткой ситуации, в которой она оказалась.
Из воспоминаний Джесси (хотя опять же, это даже не воспоминания, она переживает все случившееся с ней снова только уже в своём сознании) мы узнаём, что у неё были очень непростые отношения с матерью, зато очень тёплые с отцом; мы узнаём о том, что случилось с ней в тот день, когда «погасло солнце».
Помимо Джесси в семье есть ещё два ребёнка: девочка и мальчик, но именно Джесси - папина любимица. Джесси - любимая дочь Тома Махо, с которым она решает провести день солнечного затмения - «неповторимое, единственное в жизни событие». Потом, через много лет, она точно так же решает провести остаток жизни с Джеральдом Бёрлингеймом, и это тоже в итоге не заканчивается для неё ничем хорошим. Но это потом. А сейчас 1963 год.
Они остаются вдвоём. Джесси надевает новое платье в красно-жёлтую полоску, «которое оказалось слишком тесным», пользуется духами старшей сестры «Мой грех», красит губы помадой цвета перечной мяты. Разве не так девушки собираются на свидание? Иногда мне кажется, - говорит Тому его жена, когда они ссорятся из-за Джесси, - что ты ведёшь себя с ней так, как будто она твоя девушка (а не дочь). Во время затмение, примерно в тот же самый момент, когда Долорес Клейборн реализовывает задуманное, отец Джесси делает то же самое, что и Долорес: он тоже реализовывает задуманное, подтверждая тем самым слова своей жены.
Уже после того, как все заканчивается - растление, не насилие (слабое утешение, но все-таки), - и Том отправляет Джесси в комнату переодеваться, она чувствует противный запах, который идет из колодца, и видит стоящую на коленях женщину. Кто ты? - спрашивает она у Джесси и видение пропадает. Уже потом, спустя много лет, прикованная к кровати Джесс признаётся себе, что случившееся в день солнечного затмения не было случайностью: отец все спланировал заранее, даже её собственную реакцию. Признать факт запланированного растления ей помогают голоса в голове, один из которых - голос из прошлого - принадлежит её давней подруге Рут. Эти же голоса помогают Джесс не сойти с ума и придумать, как выбраться из ловушки, в которой она оказалась.
Но Кинг был бы не Кинг, если бы писал роман о женщине, просто прикованной наручниками к кровати в уединённом доме (пусть даже эту женщину терзают призраки прошлого). Это страшно, да, но не жутко, потому что нет «пыльных голов» под кроватью (кто прочитал первую часть этой статьи, тот поймёт, о чем идёт речь). В романе «Игра Джеральда» в виде «пыльных голов» выступает нечто в углу комнаты, которое появляется там с приходом темноты. И это не просто жутко. Это очень-очень жутко. Прикованная к кровати Джесси приходит в себя после тяжелого сна и понимает, что в дальнем углу стоит мужчина.
Джесси пытается разговаривать с ним, но он молчит. В какой-то момент она даже начинает думать, что нечто в углу - это ее отец... умерший в 1980 году.
Вот это по-настоящему жутко.
В романе «Игра Джеральда» Кинг не только наглядно демонстрирует своим читателям, какую важную роль прошлое может сыграть в настоящем, он ещё и изображает кошмар в кошмаре.
Прикованная к кровати женщина, которая понимает, что помочь ей может только чудо, остаётся одна на один со своими воспоминаниями из прошлого и - самое страшное - чувством вины за то, что с ней сделал любимый отец.
Прикованная к кровати женщина, за которой наблюдает психически неполноценный маньяк.
Прикованная к кровати женщина, которой придётся пройти через настоящий Ад, чтобы выбраться из своего собственного маленького Ада.
Спасибо за внимание!
Комментарии и лайки приветствуются.