В этом материале я расскажу о гусеничном бульдозере Б 11, собираемом на «Челябинском тракторном заводе». Эту машину причисляют к десятому тяговому классу. Лёгкую технику задействуют при копании грунтов I-III категории, а также рыхлении более плотных пород.
Благодаря внедрению компьютерных систем проектирования и модернизации старых узлов разработчикам удалось повысить технический уровень машины до показателей аналогичных моделей зарубежных брендов.
Нюансы эксплуатации, плюсы модели
Малый вес машины не позволяет ей работать с плотными, мёрзлыми грунтами. Однако работа с почвой IV категории возможна с предварительным рыхлением соответствующим навесным орудием.
Производитель предусмотрел возможность эксплуатации в сложных климатических условиях, при повышенной влажности и запылённости. Различные модификации позволяют использовать машину практически во всех районах страны и за рубежом.
Среди других преимуществ могу указать:
- Установка эргономичной, комфортной кабины механизатора. Опционально её могут оборудовать двойным остеклением, кондиционером, производительным отопителем.
- Устойчивость к коррозии. Шасси изготовлено из марок сталей, менее подверженных окислению на воздухе и в агрессивной среде. Кроме того, несколько слоёв лакокрасочного покрытия дополнительно защищают металл.
- Проходимость. Гусеничное шасси с широкими башмаками равномерно распределяет нагрузку на грунт, позволяя бульдозеру перемещаться по поверхности со слабой несущей способностью.
- Манёвренность, мобильность. Компактный аппарат можно задействовать в городской черте, на ограниченных стройплощадках.
Компоновка, рабочие параметры
Таблица №1. Технические характеристики
Возможна комплектация базового шасси двумя типами двигателей английского и российского производства. В первом случае бульдозеру присваивают индекс «5000», во втором — «6000».
Мотор
Характеристики дизелей, приводящих в движение аппарат практически идентичны. Я приведу параметры для российского ДВС, собираемом на «Ярославском моторостроительном заводе».
Это четырёхтактный дизель V-образной компоновки с шестью цилиндрами. Охлаждается он жидкостью, для генерации большего крутящего момента в конструкции системы питания предусмотрен турбонаддув.
Параметры двигателя:
- Обороты коленвала — 1800 об/мин.
- Объём цилиндров — 11,15 л.
- Крутящий момент — 670 Н∙м.
- Способ смесеобразования — прямой впрыск.
- Средний показатель расхода топлива — 227 г/кВт∙час (167 г/л. с.∙час).
- Диаметр цилиндра/ход поршня, мм — 130/140.
- Соответствие экологическим нормам — 1 класс — ГОСТ Р 41.96-2005.
Силовая передача, ходовая
Трансмиссия бульдозера гидромеханическая. Она представлена трёхколёсным одноступенчатым гидротрансформатором, трёхскоростной планетарной коробкой передач с реверсом. Такая комбинация позволяет автоматически устанавливать режимы движения в зависимости от нагрузки на рабочем органе.
Переключение передач происходит без разрыва крутящего момента, возможна смена направления движения без значительных динамических колебаний.
Бортовые редукторы комбинированного типа: первая ступень — цилиндрическая пара, вторая — планетарный ряд. Общее передаточное число привода составляет 19,63. На выходном валу редуктора закреплена ступица ведущего колеса со сменными зубчатыми сегментами.
Маневрирование осуществляют разъединением силовой передачи одного из бортов с одновременным торможением гусеницы. Реализовано это установкой постоянно замкнутых фрикционов с металлокерамическими дисками и ленточных износостойких тормозов с сервоприводом.
Сама ходовая система представлена трёхточечной подвеской с балансирной балкой и прокачкой гусеничных тележек на вынесенных осях. Вес шасси воспринимают 6 опорных катков, холостую ветвь поддерживают 2 ролика. Гусеничное полотно составлено из башмаков шириной 0,5 м.
Гидравлическая система
Бульдозер оснастили раздельноагрегатной гидросистемой с двумя рабочими контурами. Один питает узлы трансмиссии, другой предназначен для активации приводов исполнительных механизмов.
Давление в магистрали создаёт насос шестерёнчатого типа НШ-100А-3Л выдающий 180 литров в минуту.
Подъём отвала осуществляют гидроцилиндры диаметром 100 мм, управляют перекосом и положением рыхлителя исполнительные механизмы с сечением 160 мм.
Кабина механизатора
На бульдозер устанавливают комфортабельную кабину, не уступающую по техническому оснащению аналогичные конструкции других производителей. Для доступа к элементам трансмиссии она откидывается с помощью гидравлического подъёмника.
Для улучшения циркуляции воздуха стеклопластиковую крышу можно полностью демонтировать или открыть установленный в ней люк.
В зависимости от предполагаемых условий эксплуатации возможно опциональное дооснащение кабины:
- Кондиционер. Для него отведено специальное место, что позволяет без внесения изменений в конструкцию оперативно выполнить монтаж климатической установки.
- Компоненты защиты ROPS/FOPS. Они призваны обезопасить водителя от падающих предметов и защитить его в случае опрокидывания машины.
- Автономный воздушный отопитель AIRTRONIC-D4. Компонент необходим для обогрева рабочего пространства при эксплуатации машины в холодном климате.
- Сиденье с ремнями безопасности.
Кресло механизатора оснащено амортизаторами, гасящими вибрацию, его можно регулировать, подстраивая под физиологические потребности водителя. Сиденье имеет 2 подлокотника, под правым расположен отсек для хранения личных вещей, аптечки.
Размеры
Лёгкая бульдозерная техника «ЧТЗ» имеет скромные габариты и незначительный вес. Приведу характеристики базового шасси.
Навесные орудия
Производитель предусмотрел возможность расширения функционала техники за счёт применения дополнительных рабочих инструментов. Они нужны для эффективного применения бульдозера на стройплощадках, лесозаготовительной отрасли, других сферах народного хозяйствования.
Кроме отвалов и рыхлителя на гусеничное шасси можно навесить:
- Плуг. Его задействуют при организации противопожарных полос на полях, лугах, лесных массивах. Кроме того, возможна подготовка грунта для высадки деревьев.
- Корчеватель. Механизм применяют для извлечения из земли пней, больших камней, вырезания кустарников, молодых деревьев.
- Измельчитель. Оборудование позволяет переработать лесоматериалы диаметром не более 25 см до размера мелких щепок.
Возможна комплектация машины решётками для задних стёкол. Такое оснащение востребовано в лесозаготовительном исполнении аппарата, чтобы защитить кабину от повреждения ветками.
Стоимость нового, подержанного, аналогичные модели
Бульдозер только с конвейера можно купить за 4,6 млн. руб. Цена зависит от комплектации, установленного двигателя, сложности доставки, выбранного дилера. Машины с пробегом стоят примерно 1,8 млн. руб. Здесь нужно смотреть на техническое состояние, год выпуска, комплектацию.
Могу указать несколько аналогичных машин со схожими параметрами: Shantui SD16, YTO T140, «Комацу» D65, Yutong TL210B
Бульдозерную технику, выпускаемую «Челябинским тракторным заводом» можно назвать примером идеального сочетания качественной сборки и проектирования, красивого экстерьера, а также оптимально низкой цены.
Видео
Но несмотря на это, машины «ЧТЗ» не уступают своим конкурентам, а по некоторым параметрам и превосходят. Конструкторы вложили в бульдозер передовые идеи, чтобы аппарат соответствовал всем запросам и требованиям потребителей.
🚜 Источник: traktorwork.ru
Ставьте 👍! Обязательно нажимайте «Подписаться»! 💪
Читайте также: Описание видеорегистратора X8 компании Roadgid