49,3K подписчиков

Гипноз это... ? Критический обзор исследовний о гипнозе и гипнотерапии

Гипноз

Гипноз (— сон др.-греч. ) — состояние сознания, порожденное самовнушением, вызванное действиями гипнотизёра или естественными причинами. Этот временный режим работы мозга, возникающий неожиданно, имеет определённые уникальные характеристики. Ему свойственна повышенная концентрация внимания и сильнейшая восприимчивость к внушению[1][2][3].

Группа ВК "О гипнозе и гипнотерапии | Геннадий Иванов"

Online-курс "ГИПНОЗ & ПСИХОСОМАТИКА" (длительность полтора месяца) & Удостоверение о повышении квалификации
Трансовые техники и когнитивный гипноанализ для избавления от психосоматики (очно в мини-группе в Москве) & Лицензированная программа и удостоверения о повышении квалификации

Существует масса заблуждений, не имеющих отношения к гипнозу. Одно из них-гипноз это обычный сон[4][5].На самом деле, это режим, когда мозг работает иначе, чем в обычном состоянии. Еще один миф — погружение в гипноз против воли[6] человека. Загипнотизировать кого-то насильно невозможно. Ко всему прочему, человек, находящийся под гипнозом, свободен в действиях, все помнит, может говорить неправду и противиться внушению[9], если захочет. А вот делать какие-то противоестественные для него вещи[10] или демонстрировать удивительную силу тела под гипнозом субъект не способен. Это ее один миф. Качество погружения в гипноз зависит не только от мастерства гипнотизера а, в большей степени, от гипнабельности человека.

На вопрос, можно ли считать гипноз изменённым состояниям сознания, до сих пор нет ответа. Результаты научных поисков свидетельствуют, что при гипнозе наблюдаются изменения функций мозга[12]. Однако конкретные физиологические изменения организма, которые можно было бы напрямую связать с действием гипноза, пока неизвестны.

Гипноз (— сон др.-греч. ) — состояние сознания, порожденное самовнушением, вызванное действиями гипнотизёра или естественными причинами.

История гипноза

О влиянии гипноза человечеству известно уже более трех тысяч лет. Его применяли, начиная с древности, египетские, тибетские и индийские жрецы, знахари Востока. Позже, этим искусством в своей деятельности пользовались врачи Древнего Рима и Греции. У гипноза есть множество названий.

Румынский этнограф и писатель Мирча Элиаде выяснил, что трансовое состояние применяется, так или иначе, во всех мировых культурах. Тибет, Сибирь, Корея, Южная Америка – везде, издавна, целители и жрецы практиковали гипноз. Известный в средние века, доктор Ибн Сина утверждал, что люди способны влиять на окружающий мир и других людей при помощи взгляда. Именно благодаря ему мы знаем о внушении и самовнушении[13].

В восемнадцатом столетии, в Европе, немецкий врач Антон Франц Месмер дал название гипнотическоу состоянию- животный магнетизм. В 1784 году последователь Месмера Арман де Пюисегюр (годы жизни 1751-1825) открыл удивительное свойство гипноза. Он установил, что для помощи больному совсем необязательно прикасаться к нему. Вначале, де Пюисегюр инициировал у больных «исцеляющие кризисы» при помощи определенных движений. Он производил пассы в тридцати сантиметрах от них. Позже, де Пюисегюр установил, что все эти действия не нужны. Похожее на сон состояние, в которое де Пюисегюр стал погружать своих подопечных, мы знаем теперь, как «сомнамбулизм». В сомнамбулизме человек мог сообщить об источнике своего заболевания. Хоть де Пюисегюр и сделал такое серьезное открытие, он, до конца своих дней, верил в магические свойства магнетизма. Об том можно судить по некоторым его действиям. Например, он «намагнетизировал» дерево рядом со своим домом. Как он считал, это должно было помочь многим пациентам исцелиться. Одним из объектов исследований Пюисегюра был сельский житель, которого звали Виктор. Необразованный, невоспитанный Виктор, в сомнамбулизме, демонстрировал очень правильную речь и изысканные манеры. Причем, в этом состоянии, крестьянин мог точно определять заболевания. Поставленные им диагнозы были невероятно точными, что «ставило в тупик» даже умудренных опытом докторов.

В 1813 году была напечатана научная работа «О причине сна в ясном сознании» («De la cause du sommeil lucide») аббата Фариа (годы жизни 1756-1819), португальского монаха-католика, родившегося на Гоа. Фариа, считал, что такого явления, как магнетический флюид просто нет. Сам же транс, в его преставлении, появляется вследствие фасцинации (или завораживания) субъекта и такого эффекта можно было добиться посредством убеждения. Аббат Фариа, проводя практические исследования, обычно, сосредоточенно смотрел в глаза человека и повелевал ему заснуть. Вместе с тем, священник настойчиво давил тому на плечи, заставляя присесть на стул. Если этих действий было мало, для появления нужного эффекта, аббат требовал, чтобы исследуемый неотрывно смотрел на какой-то предмет до наступления транса. Фариа гипнотизировал людей, вызывая у них различные галлюцинации, влияющие на слух, зрение, вкус и так далее. Также, Фариа можно считать основоположником сценического гипноза. В 1819 году последователь аббата Фариа Жюль Дени Дюпоте стал применять гипноз, как обезболивающее при удалении зубов и иных манипуляций, связанных со стоматологией. Позже, он начал задействовать гипноз, как средство для анестезии при хирургических вмешательствах. Он успешно применил гипноз, как обезболивание, в десятках хирургических операций, в числе прочих, при ампутировании ноги[15]. Врач-хирург, шотландец Джеймс Эсдейл сделал почти тысячу операций с использованием гипноанестезии. Применяя учение о магнетизации Месмера, он мог погружать больных в глубочайший транс. Не случайно, в наши дни, таким термином, как «транс Эсдейла" называется глубокая диссоциация сознания. В данном состоянии человек перестает чувствовать боль и не воспринимает то, что внушает терапевт[16].

Такой термин, как «гипноз», возник в 1820 году благодаря преемнику Месмера, магнетизеру Этьену Феликсу д’Энэн де Кувиллер (1755–1841)[17]. А в 1842 году врач из Англии Джеймс Брэйд выяснил, что длительная фиксация внимания на блестящем объекте вызывает необычное состояние сознания и тела. Немного позже, в 1843 году, он также стал именовать это явление «гипнозом».

Французский доктор, хирург Поль Брока в 1859 году продемонстрировал Академии наук хирургические вмешательства с применением гипнотической анестезии[18].

В первой половине девятнадцатого века исследователи гипноза разделились на две основные школы:

«флюидисты» — те, кто, подобно Месмеру, верил, что флюиды существуют; «анимисты» — те, кто реальность флюидов не признавал[19].

Впоследствии, «флюид» стали называть «рядом физических факторов», а «воображение» стало «внушением».

Гипноз (— сон др.-греч. ) — состояние сознания, порожденное самовнушением, вызванное действиями гипнотизёра или естественными причинами.-2

Парижская гипнотическая школа

В 1875 году приверженец учения аббата Фариа из Бельгии, именовавший себя Донато (на самом деле он звался А. Е. д’Онт, годы жизни 1845–1900) начал показывать гипноз зрителям со сцены. На каком-то из его представлений побывал и французский доктор, специалист по неврологии Жан Мартен Шарко, занимавший, на тот момент, пост заведующего неврологического отделения больницы Сальпетриер в Париже. Заинтересованный гипнозом, Шарко начал проводить исследование этой техники на базе своего отделения. Жан Шарко не применял гипноз с целью лечения пациентов, его работа носила лишь экспериментальный характер. К примеру, Шарко изучал такие гипнотические феномены, как сомнамбулизм[20], летаргия, каталепсия.

Техника гипноза Шарко имела одну отличительную черту. Он применял шоковое воздействие для инициации транса у испытуемых. Изучая различные внешние факторы, например воздействие светом, температурой, электричеством, атмосферным давлением, магнитом, металлами, лекарственными средствами, звуками, тактильной стимуляцией и другими, Шарко выявил у них наличие гипногенных качеств.

Нансийская гипнотическая школа

По сей день, в Нанси, что находится во Франции, действует институт гипноза, возглавляемый когда-то Ипполитом Бернгеймом. Этот известный французский медик, невропатолог, считал, что все эффекты гипноза появляются только посредством волевого внушения и влияния на воображение субъекта. «Исключите воображение человека и авторитетность гипнотизёра, и вы ничего не сможете сделать», — такое мнение сформировалось в Нанси. Доктор Бернгейм полагал, что различные уровни гипнотического воздействия, описанные Жаном Шарко, были следствием личного внушающего воздействия гипнотизера, а не неотъемлемым качеством такого явления, как гипноз.

Представители парижской школы гипноза, наоборот, настаивали, что все явления, к которым приводит гипноз, могут достигаться лишь физической стимуляцией. Сюда можно отнести воздействие теплотой, лучами света, звуками музыки, и другие факторы среды, которые способны погружать субъекта в транс.

Из-за этих разногласий среди исследователей гипноза, появилось огромное множество методик, позволяющих вводить индивида в гипноз.

В 1889 году на Интернациональном конгрессе, посвященном гипнозу, нансийское течение гипноза взяло верх над парижской школой. А в 1890 году эти школы, некоторым образом, начали сближаться и преодолевать разногласия. Все началось с того, что врач-невролог Жозеф Бабинский, директор больницы, которую создал Жан Шарко, признал, что у гипноза есть лечебные свойства[21].

Гипноз в России

Во времена развития позитивизма, в 90-х годах девятнадцатого века, врачей перестало устраивать, что приходится ссылаться на какие-то принципы, и они начали изучение физиологических проявлений гипноза. За год до знаменитого выступления Жана Шарко в Парижской Академии наук в 1881 году, ставшего началом признания гипноза в науке, доктора одесской городской больницы Борис Абрамович Окс и Осип Осипович Мочутковский заявили о своих гипнотических экспериментах с участием пациентов, страдающих истерией. Эти опыты были схожи с исследованиями Жана Шарко, Шарля Рише, Альфреда Бине и других врачей, изучавших дефекты восприятия, расщепление личности и иные аномалии психики. Почти в то же самое время опыты по изучению свойств гипнотизации проводились в Казани Иваном Васильевичем Годневым. В Московском психологическом обществе тоже серьезно изучали гипноз. Собрания общества сопровождались не только обсуждением гипноза, но и его демонстрацией. Например, психиатры Александр Арнольдович Токарский и Григорий Иванович Россолимо. показывали там на практике, как выгладит гипноз. Преемник Токарского, врач и психиатр Петр Павлович Подъяпольский делал сравнение гипноза и обычного сна; Станислав Никодимович Данилло, Михаил Николаевич Невский, Владимир Евгеньевич Рожнов и Алексей Николаевич Клочко сравнивали эффекты гипноза с действием наркотиков. Ко всему прочему, чтобы выявить общебиологический механизм гипноза, многие специалисты проводили эксперименты на животных: к примеру, известный русский врач из Харькова Василий Яковлевич Данилевский в 1889 году на Международном конгрессе, посвящённом физиологической психологии, рассказал о своих опытах по гипнотизации животных разных видов, от ракообразных до млекопитающих. Позднее, уже в двадцатом веке, русский психиатр Владимир Михайлович Бехтерев и работники его клиники проводили опыты с гипнотизацией животных.

В начале двадцатого века, известные русские ученые, такие как Владимир Михайлович Бехтерев и Константин Иванович Платонов[22], очень сильно помогли развитию гипноза. Интересно то, что русские ученые уделяли больше внимания физиологическим проявлениям гипноза. Например, Константин Иванович Платонов почти не затрагивал в своих трудах психологические и психоаналитические аспекты. А вот у западных исследователей гипноза наблюдется другая крайность. Большинство образчиков западной научной литературы не содержат результатов исследований анатомо-физиологической стороны гипноза. Стоит отметить, что такие подходы, рассматриваемые по отдельности, ограничены и не отражают, в полной мере, сути гипноза. Например, Константин Иванович Платонов не учитывал никаких психологических факторов, происходящих из бессознательной части психики и имеющих значимость при гипнотизации; психологическая роль гипнотического сотрудничества «доктор-пациент» описывается им с помощью физиологической терминологии; внушение представлено, как набор механических действий (хотя, на самом деле, для успешного внушения имеют большое значение такие аспекты, как мотивация, потребность в чем — то, вера во что-то и иные эмоциональные неосознаваемые факторы). Гипноз у него объясняется только с позиции нейрофизиологии, что не даёт в полной мере постичь его природу. Константин Иванович Платонов утверждал, что глубина гипноза усиливает внушаемость. Однако, внушаемость может вовсе не иметь связи с гипнозом и его глубиной. Степень внушаемости может быть зависима от факторов психологического характера. Доказательств зависимости между таким качеством, как внушаемость и нейрофизиологическими процессами пока никто не обнаружил.

В 1896 году Владимир Михайлович Бехтерев был экспертом в расследовании преступления, связанного с применением гипноза. Его знают как дело об убийстве крестьянина Буравова, Примечательно то, что, для получения показаний, к подследственной тоже применяли действие гипноза. Ранее, подобные дела в России не рассматривались.

Психиатр Михаил Павлович Кутанин считается основателем первой в России школы гипноза. Открыта она была в Саратове. И хотя Кутанин активно использовал знания, полученные им от западно-европейских коллег, именно с него начинается история русской гипнотической школы. Кутанин был признанным специалистом высочайшего уровня, в совершенстве владевшим мастерством гипноза. К примеру, Кутанин был способен гипнотизировать несколько десятков человек за раз.[24]

Зигмунд Фрейд

Зигмунд Фрейд, живший в середине девятнадцатого века (1856—1939), известен, как основоположник учения о психоанализе. Примечателен тот факт, что гипнозу Зигмунд Фрейд учился как в парижской школе, так и в нансийской.

Изначально, Зигмунд Фрейд был ярым приверженцем гипнотерапии. Начиная сеансы Фрейд гипнотизировал больных. Надавливая на лоб, он старался помочь им сконцентрировать внимание для восстановления (как предполагается) забытых воспоминаний»[25]. Однако потом он стал уделять больше внимания таким методам терапии, как регрессия в гипнозе и абреакция. Фрейд написал энциклопедическую заметку о гипнозе, которая в одном из научных трудов Бернгейма была переведена на немецкий язык. Фрейд также издал в 1895 году(вместе со своим единомышленником Йозефом Брейером) очень значимую для науки, работу, известную, как «Исследования по истерии[en]». Этот труд стал «отправной точкой» в развитии «гипноанализа», иначе говоря, «регрессивной гипнотерапии».

Фрейд через какое-то время стал больше отдавать предпочтение психоанализу и исключать из своей работы гипноз. Его стали интересовать свободные ассоциации и трактовка проявлений подсознания. Однако, вскоре, он обнаружил, что один только психоанализ требует массу времени. А совмещение психоанализа с гипнотизацией, может существенно сократить время, нужное для лечения. И все же, он считал, что, такой подход сильно уменьшает результативность. По его словам, применение терапии, таким образом, это не что иное, как сплавление чистейшего золота психоанализа с медью гипноза

Но только единицы, из числа соратников Фрейда, знали о гипнозе достаточно, чтобы объединять психоанализ и гипноз. Их труды мало повлияли на гипнотерапевтические методики, такие как «гипнотическая регрессия», «гипнотическая прогрессия» и «гипноанализ».

Дейв Элман

Дейв Элман (реальная фамилия Копелман) (1900—1967) обучил многих врачей, инструктируя их по теме применения гипнотерапии в медицине и гипноанестезии. Самым значимым, из того, что оставил после себя Дейв Элман, без сомнения можно считать методику быстрой гипнотизации. Кто-то знает ее как «наведение по Элману». Эта техника даёт возможность создать состояние глубочайшего транса за очень короткое время. Особенность такой гипнотизации — четкая структурированность, Она делает возможным осуществить проверку и узнать, насколько глубок транс на любой из стадий работы. В наши дни этот метод активно применяется гипнотерапевтами разных стран.

Милтон Эриксон

Психиатр Милтон Эриксон (1901—1980) последователя объявлен одним из выдающихся гипнотерапевтов нашего времени. В 1923 году, посетив мероприятие, посвящённое теме гипноза, он начал проявлять большой интерес к этой методике. Вскоре, Эриксон опубликовал свои знаменитые книги о гипнозе. Также он написал множество статей по этой теме для нескольких тематических журналов. В 60-х годах двадцатого века Эриксон работал над популяризацией нового направления гипнотерапии, которое сейчас называют «эриксонианским». У гипнотерапии Эриксона есть некоторые особенности. А именно: косвенное внушение, большое количество метафор, запутывающие речевые техники, двойные послания, заменяющие обычную гипнотическую индукцию. Вместе с тем, многие из современников Эриксона, например, Андре Вайтценхоффера[en], видя большое различие между подходом Эриксона и классическим применением гипнотерапии, выражали сомнение, насчет наличия гипноза в его методах. Деятельность Эриксона и сегодня вызывают массу вопросов.

Эриксон позиционировал любые результаты своего воздействия, как «гипноз», не предавая значения тому, был ли человек под гипнозом или нет. По факту, Эриксон выдавал любые реакции клиента за гипнотические эффекты, являлись они таковыми или нет.[27]

Кто-то считает, что Эриксон не проводил диагностику. Фактически, Эриксон уделял постановке диагноза много внимания и его диагностика была системной. К примеру, Эриксон изучал манеру общения клиента, узнавал о его системе ценностей, касаемо отношений с семьей и социумом, выяснял его психологические качества и так далее. Ко всему прочему, Эриксон проводил диагностическую работу не перед, а во время самой терапии. Он полагал, что дать оценку чему-то можно только оказывая воздействие [21] на объект изучения.

В 1957 году основал Американское общество клинического гипноза[28].

В 1950 году Милтон Эриксон[21] возглавил Американскую ассоциацию врачебного гипноза

Техники и приёмы гипноза

Значение индукции в гипнотерапии

Индукцией (или «наведением ») называют технику для погружения субъекта в трансовое состояние. Феномены транса способны появляться и без применения индукции (к примеру, могут возникать спонтанные трансовые состояния в обычной жизни). Однако, если у терапевта есть задача погрузить индивида в гипнотический транс для проведения гипнотерапии, то он использует специальную методику для наведения транса. Посредством индукции терапевт добивается поэтапного отстранения человека от осознавания окружающей действительности. Далее больной погружается в свои, или внушаемые гипнотерапевтом, ощущения, образы, воспоминания. Стиль и методика это то, чем может отличаться она индукция от другой. Стиль индукции может быть авторитарным (К примеру, «Вы ощущаете спокойствие, расслабление, вы ощущаете ...»; «Я хочу, чтобы вы вообразили себе...») или пермиссивным («Может быть, вам захочется или «Вероятно, вам будет казаться, что...»). В любом из случаев, голос терапевта должен быть умиротворяющим и ровным.

Усиление транса

За индукцией следует применение специальных методов для углубления трансового состояния. Методики углубления транса:

Использование прямого внушения (в частности, «Вы позволяете себе еще глубже погрузиться в...»); Пациенту прилагают представить в себя в уютной, приятной, спокойной, безопасной обстановке; Пациенту прилагают вообразить, что он спускается откуда-то или поднимается (к примеру, спускается с горы); Внушается, что человек чувствует тяжесть в теле (к примеру, рука наливается тяжестью), вместе с этим, он все более и более глубоко уходит в трансовое состояние; Использование фракционой техники: пациента просят некоторое время открывать и закрывать глаза (в эти моменты транс слабеет). При каждом закрывании глаз субъекту внушают, что от этого трансовое состояние становится глубже, он ощущает тяжесть век, чувствует нежелание их поднимать, ему хочется погружаться в комфортное, умиротворяющее состояние транса; Пациенту прилагается сконцентрировать внимание на его дыхании и почувствовать, что с каждым выдохом трансовое состояние становится глубже; Терапевт начинает обратный отсчет (к примеру, от 5 до 0), внушая пациенту, что каждая произнесенная цифра, усиливает состояние транса; При работе с техникой эриксоновского гипноза, терапевт рассказывает историю, при этом он использует в речи

метафорические фразы, словосочетания, наводящие на мысли об углублении (в частности, « вы продолжаете спускаться») расслабленности и чувстве комфорта[31].

Пост-гипнотическое воздействие

Такой вид гипнотического внушения относится к изменениям, которые произойдут сразу после выхода из трансового состояния, либо будут происходить спустя какое-то время. Изменения могут касаться поведенческих характеристик, гармонизации эмоционального самочувствия или роста внутренних возможностей, которые требуются для коррекции поведения в будущем. Пост-гипнотическое внушение осуществляется в состоянии гипноза, когда на сознание человека не влияет его прошлый отрицательный опыт. Это упрощает интеграцию внушений, способствующих изменениям. Пост-гипнотическое воздействие, также, полезно, если оно производится во время выхода из гипнотического транса. Такое воздействие производится по определенной схеме:

Ситуация, в которой нужные изменения будут присутствовать (как пример, «каждый раз, когда...», «в тот момент, когда.».)

Требуемые изменения (к примеру, «почувствуете глубокую расслабленность»).

Выглядит пост-гипнотическое внушение так: «в тот момент, когда захотите взять в рот сигарету, ваша ладонь начнет наливаться тяжестью, вы ощутите, как она опускается, и вы почувствуете спокойствие и расслабление». Бывает, что пост-гипнотическое внушение приводит к возникновению аффекта амнезии. Иначе говоря, пациент забывает то, что было во время сеанса гипнотерапии. При этом ослабевает контроль сознания и активизируется работаподсознания. Все это помогает возникновению желаемых изменений, когда сеанс гипноза[32] заканчивается.

Техника разговорного гипноза

Эта такая форма гипнотического воздействия, когда клиента не погружают в транс и его глаза остаются открытыми. Дейв Элман считал такое воздействие «гипнозом во время бодрствования». При таком подходе используются методики гипноза Эриксона и техники краткосрочной психотерапии. Использование данных приёмов направлено на:

Фокусировку внимания пациента на том, что ему говорит гипнотерапевт; На то, чтобы обойти критическое сознание пациента; На активацию подсознательных процессов пациента.

Ко всему прочему, гипнотерапевт применяет специальные метафоры, направленные на улучшение эмоционального состояния и поведенческих стратегий человека.

Методика, часто, применяется для коучинга и обучения, для работы с малолетними пациентами, с больными, сознание которых сопротивляется гипнозу, с людьми, переживающими сильные эмоции, находящимися в сложных жизненных обстоятельствах и так далее. Разговорный вид гипноза также полезен, как подготовка к погружению в обычный транс. Еще его можно применять, когда клиент уже вышел из трансового состояния: субъект в это время еще остается в состоянии лёгкого транса и способен усвоить внушения. Многие психотерапевтические техники, не ассоциированные напрямую с гипнозом (это касается гештальт-терапии, арт-терапии, психодрамы, символдрамы и так далее.) по факту задействует разговорную форму гипноза. При их проведении, у клиента тоже возникает лёгкое трансовое состояние и он не закрывает глаза. Есть специалисты, считающие, такой инструмент психотерапии, как Десенсибилизация и переработка движением глаз, тоже частично содержит разговорный гипноз. В ней задействованы такие приемы разговорного гипноза, как нахождение ощущения безопасности, фокусировка внимания на определённых объектах, явлениях (в частности, на каком-то предмете или руке терапевта), регрессивное путешествие к травмирующему моменту жизни (например, методика «аффективного моста» и «соматического моста») и техники[33], ободряющие пациента.

Гипноз (— сон др.-греч. ) — состояние сознания, порожденное самовнушением, вызванное действиями гипнотизёра или естественными причинами.-3

Где применяется гипноз?

Гипнотерапия

Гипнотерапия — это применение гипнотизации в психотерапии[34][35][36]. Ее используют врачи, психотерапевты и иные специалисты. Доктора и психотерапевты обращаются к гипнозу, когда пациенту необходимо лечение депрессии, тревожных состояний, различных нарушений пищевого поведения, бессонницы, игровой зависимости и посттравматических стрессовых состояний. Гипнотерапевты- сертифицированные специалисты, не являющиеся работниками медицины, избавляют клиентов от табачной зависимости, ожирения, психосоматических и других проблем, посредством гипноза. В Российском законодательстве пока нет норм и определений для деятельности, использующей гипноз.

Гипнотерапия, как и экспериментально подтверждённый метод когнитивной терапии, часто, используется, как дополнение к различным терапевтическим методам[40] в психиатрии и приносит дополнительную пользу при коррекции психических нарушений. Однако, при восстановлении памяти, с помощью гипнотерапии, воспоминания, полученные таким образом, могут выглядеть совсем как реальные. Потому существует риск поверить в ложные воспоминания[41].

Есть исследования, позволяющие сделать предположение о полезности гипнотерапии при уменьшении болезненных ощущений у пациентов с различными заболеваниями. Например, с ВИЧ-ассоциированной дистальной симметричной полинейропатией. Гипнотерапия помогает управлять болью[en]. Она дает возможности для обучения больных самогипнозу. С ее помощью можно добиться продолжительного эффекта, в частности, при снижении боли. Это одно из важных преимуществ данной методики, если сравнивать ее с лечением медикаментозными средствами[42]. Таким образом, гипнотерапия выгодна и с экономической стороны.

Гипноз сегодня существует в различных формах, например:

  • Регрессия в гипнотерапии
  • Гипноз по Эриксону
  • Терапия частей (сознание состоит из самостоятельных частей)[43]

Как техника, дополняющая другие методики психотерапии, в частности, гипноанализ гипнодраму, гештальт-терапию, технику НЛП, когнитивно-поведенческую терапию[44]

Гипнотерапия используется для достижения разнообразных целей, к примеру:

  • устранения фобий[45][46][47][48][49][50]
  • излечение от наркотической зависимости[51][52]
  • коррекция поведения и привычек[53][54][55]
  • умение управлять болью[56][57][58][59]
  • исцеление кожных заболеваний[60]
  • достижение необходимых результатов в спорте[61][62]
  • Снижение веса[63][64][65]
  • Расслабление[66]

Премедикация и гипноанестезия перед оперативным вмешательством

О гипнозе написано немало книг и научных статей. Например, в начале 2001 года в январском номере журнала «Психология сегодня[en]» была напечатана заметка[67], написанная гарвардским психологом и исследователем снов Дейдре Барретт. По ее словам, гипнотический транс сам по себе не может являться лечебным. Однако, определённые образы и установки, внушаемые клиентам в гипнозе, способны поменять их мышление и поведение. Начиная мыслить, чувствовать и вести себя иначе, они делают шаг к новым изменениям.

Барретт детально описала, как можно изменить привычки и победить фобии при помощи гипнотического воздействия. Также в ее книге о гипнотерапии, вышедшей в 1998 году[38], Дейдре Барретт рассказала о клинических исследованиях действия гипноза при терапии диссоциативных нарушений, проблем со сном, табачной зависимости.

Гипноз при устранении синдрома раздражённого кишечника

Были проведены исследования, подтвердившие высокую результативность применения гипнотерапии при лечении синдрома раздражённого кишечника[69][70]. Применение гипноза для лечения синдрома раздражённого кишечника было включено в руководство "Национального института здравоохранения", разработанное для лечебных учреждений[71] Великобритании.

Действие гипноза на иммунную систему

Научные исследования показали, что гипнотическое внушение способно воздействовать на иммунную систему. К примеру, при помощи гипноза можно уменьшить воспалительную реакцию в организме. Этому способствует уменьшение проницаемости кровеносных капилляров в очаге воспалительного процесса. Еще внушение под гипнозом может ослабить аллергические реакции, проявляющиеся через некоторое время (такие процессы инициируются T-лимфоцитами, запускающими синтез провоспалительных цитокинов, после проникновения в тело веществ-антигенов, они способны проявить себя спустя какое-то время после взаимодействия с аллергеном). Зафиксировано, что результативность гипнотического воздействия имеет зависимость от вида антигена. Среди прочего, гипнотическое внушение лучше ослабляло иммунный ответ на антиген туберкулина, нежели на антиген ветряной оспы.

Удалось выяснить, что гипнотическим воздействием можно снизить показатели лейкоцитов на участках периферического кровоснабжения и повысить восприимчивость лимфоцитов к воздействию митогенов (пептиды, стимулирующие клеточное деление). Также, было установлено, что гипноз влияет на увеличение выделения иммуноглобулина A.Такое благоприятное влияние гипноза, как предполагается, не обусловлено гипнотическим внушением, а происходят просто из-за того, что человек испытывает состояние транса. Также выявлено, что позитивное действие гипноза на иммунитет заметнее у людей, имеющих иммунные заболевания, что может быть обусловлено повышенной мотивацией к исцелению.

То что гипноз способен влиять на защитные функции организма, может быть использовано для избавления от новообразований, спровоцированных локальным заражением, экзем, псориазов, атопических дерматитов (см. Гипнодерматология)[72][73] и астмы. Гипноз может уменьшить проявления скоротечных аллергических реакций, вызываемых аллергенами, гистамином или иными медиаторами воспаления. В данное время, пока нет исследований, доказывающих, что с помощью гипнотизации можно, со временем, снизить чувствительность иммунной системы к антигенам[72].

Контроль над болевыми ощущениями при помощи гипноза

Изучение эффектов нейровизуализации показало, что снижение восприимчивости к боли (гипноанальгезия), достигнутое при помощи гипноза, взаимосвязано с активностью передней поясной коры и других зон головного мозга, имеющих к ней отношение. Была замечена связь между уровнем активности передней поясной коры и ослаблением болевого синдрома под действием гипноза. Снижение восприимчивости к боли не исчезает из-за применения антагониста опиоидных рецепторов налоксона. В связи с этим, появилось предположение, что эффект гипноанальгезии возникает из-за изменения количества дофамина[74], а не за счёт выработки опиоидных пептидов.

Влияние гипноза на переднюю поясную кору

Серия опытов показала, что гипноз способен уменьшить болезненное ощущение, испытываемое, например, при лечении ожоговых повреждений, изъятии костного мозга и во время родовых мероприятий[76][77]. В международном журнале медицинского и экспериментального гипноза было зафиксировано, что гипноз помог уменьшить болевые ощущения у 75 % из 933 человек, принимавших участие в 27 экспериментальных исследованиях[68].

Гипноз показал эффективность при снижении болевого синдрома[78] при лечении рака и иных заболеваниях хронического характера [68]. Разнообразные проявления, например, тошнота, причиной которых являются неизлечимые заболевания, тоже можно контролировать при помощи гипноза[80][81][82][83].

Гипноз применяется в качестве гипноанестезии при лечении зубов, среди прочего, при проведении стоматологических хирургических манипуляций. Есть исследования, подтверждающие, что воздействие гипноза способно облегчить у людей острую, в частности, костную боль[84]. Ко всему прочему, исследователи Узиэль и Мейерсон высказали гипотезу, что гипнотическое влияние может облегчить тревожное состояние у больных, страдающих сильной дентофобией[85].

Гипноз действует, как вспомогательное средство или замена медикаментозного обезболивания[86][87][88]. К примеру, была установлена его высокая эффективность при лечении заболеваний кожи[89].

Посттравматические стрессовые расстройства

В конце 19 века и о середины 20 века, гипноз считался основным средством, способным лечить посттравматическое стрессовое расстройство[90] Однако, на сегодняшний день, нет достаточного количества проведённых исследований, что доказали бы его эффективность. И все же, есть отдельные результаты исследований, которые позволяют предполагать, что гипноз работает. К примеру, в 2008 году в Израиле было проведено исследование среди ветеранов войны. В ходе исследования, было зафиксировано существенное улучшение состояния участников прошедших курс гипнотерапии. Эти результаты сравнивали с действием золпидема, который принимали испытуемые из контрольной группы. У первой группы после гипнотерапии значительно улучшился сон, уменьшились депрессивные проявления, исчезли проблемы с концентрацией внимания и так далее. Причем, позитивные эффекты от гипнотерапии сохранялись еще на протяжении тридцати дней после ее проведения.[91]

Основное преимущество использования гипноза для избавления от посттравматических стрессовых нарушений это то, что его можно применять при черепно-мозговых травмах, когда иные варианты коррекции малоэффективны. Утомляемость больного, низкая концентрация внимания [92] и наличие проблем с памятью-эти причины делают многие терапевтические методы бесполезными. А положительное влияние гипноза, зачастую, можно увидеть скорее, чем результаты применения когнитивно-поведенческой терапии.[92]

Отмечается также, что, при посттравматических стрессовых состояниях, гипнабельность (иначе говоря, восприимчивость к гипнотическому воздействию) выше, чем обычно. Чаще, это бывает у людей, испытавших травму неоднократно. Есть мнение, что, при этом у субъектов появляются симптомы диссоциации или состояния изменения сознания, похожего на гипнотический транс (см. Трансовое расстройство). Существует также предположение, что индивид, страдающий ПТСР, ,время от времени, осознанно применяет диссоциацию, чтобы обезопасить себя от болезненных эмоций. Такая необычная особенность, возникшая как результат травмы, может помочь гипнотерапевту для излечения субъекта с ПТСР. Примечательно, что, при ПТСР, болезненные воспоминания изолированны в миндалевидном теле головного мозга (см.Механизм формирования травматических воспоминаний при ПТСР). Эта качество ПТСР ценно при гипнозе и самогипнозе, так как миндалевидное тело не отличает настоящее событие от воображаемого. Отсюда следует, что, если больной представит себя в комфортной и неопасной обстановке, миндалевидное тело успокоится, тревожность уменьшится. А это будет способствовать излечению[94].

В гипнотерапии, для лечения психологической травмы, как правило, применяется специальная схема:

Этап 1: обеспечение стабильности состояния больного, снижение активности симптомов, усиление самостоятельного контроля над проявлениями болезни. На данном этапе, с помощью гипнотерапии, необходимо добиться расслабления пациента, чтобы он смог почувствовать спокойствие и безопасность. Нужно чтобы пациент зафиксировал эти ощущения и в будущем, уже при помощи самогипноза, воспроизводил его в своей обычной жизни. Гипнозом можно воздействовать на тревожность, физическую боль, проблемы со сном и другие проявления ПТСР. Может быть использована практика «Безопасное место»[95] (человек учится представлять место, где он смог бы почувствовать себя в спокойствии и комфорте[96]).

Этап 2: нахождение воспоминаний о травме (часто, применяется методика возрастной регрессии). Приступить к данному этапу можно только после установления доверия и взаимопонимания с больным. К тому же, пациент должен обладать необходимыми внутренними ресурсами,чтобы ощущать себя в безопасности и справляться с негативными эмоциями, вызываемыми травмирующим воспоминанием.[97] Задача пациента-пересмотр и усвоение всех моментов травмировавшего опыта (чувство, мысль, эмоция), глядя на все это со стороны, находясь в безопасности, Больному может быть предложено посмотреть все неприятные воспоминания, образы, мысли и чувства на выдуманном экране (к примеру, на экране кинотеатра, на гладкой поверхности водоема, в зеркале). Такой подход позволяет отделить физически неприятные переживания от воспоминаний. Больному также можно дать установку, что он способен управлять всем приводящим на придуманном экране (изменять цвет, регулировать звук и скорость изображения).[96]. Еще пациент может представить, что неприятное событие находится на одной части экрана, а на другой изображается то, что он бы сделал, чтобы справиться с проблемой. Например, что он защищает себя или кого-то еще (Это должно помочь человеку понять,что состояние слабости, беспомощности и чувство унижения были лишь немногими из элементов произошедшего события).[99] Также терапевт имеет возможность применить такие техники:

инициировать абреакцию, способную высвободить массу отрицательных эмоций, которые были подавлены в момент возникновения травмы. При абреакции необходимо добавить в негативный опыт, проживаемый пациентом заново, дополнительные позитивные смыслы, поддержку и иную трактовку пережитого опыта. Тогда травма, в какой-то мере будет нейтрализована и у больного появится ресурс для переосмысления произошедшей ситуации без лишних эмоций, трезво смотря на случившееся.[100]

применять описанный ранее метод длительного погружения пациента в его воображение, только теперь пациент делает это в гипнотическом трансе; можно предложить больному представить другой, более позитивный исход события.[92]

Эффективность техник связана с таким феноменом, как эффект Зейгарник: информация о незаконченном действии, задействует много места в памяти головного мозга и заставляет разум беспокоиться. Завершение действия, пусть даже это происходит в фантазиях человека, обладает мощным лечебным эффектом. [101]

Этап третий: обретение пациентом способностей к самостоятельному развитию. Нужно осознать, что необходимо идти дальше, а не застревать в прошлом, переживая разрушительные эмоции. Субъект получает возможность самостоятельно контролировать и изменять свое внутреннее состояние посредством самогипноза. Специальные методы, как например, временная прогрессия в будущее, способны избавить пациента от ощущения беспомощности и страха перед грядущим. Таким образом, человек сможет устанавливать достижимые цели и увереннее строить планы насчет будущего.[102]

Гипноз (— сон др.-греч. ) — состояние сознания, порожденное самовнушением, вызванное действиями гипнотизёра или естественными причинами.-4
Гипноз (— сон др.-греч. ) — состояние сознания, порожденное самовнушением, вызванное действиями гипнотизёра или естественными причинами.-5

Применение гипноза в разных областях медицины и психотерапии

Есть исследование, которое изучало способность гипноза помочь прекратить курение, Эксперимент показал эффективность только в 20 – 30% случаев[103] Однако в 2007 году обследование пациентов, поступивших в клинику с сердечным или лёгочным заболеванием, выявило у них некоторые особенности. Курящие пациенты, которые применяли гипноз, чтобы перестать курить, увеличили себе, таким образом, шансы на выздоровление в 2 раза.

Медицинские сёстры многих психиатрических клиник Америки наделены правом использовать гипноз. Они могут, с помощью гипноза, облегчить у больных такие проявления, как тревожность, обеспокоенность, возбуждённое состояние, поведение, не поддающееся контролю, А еще гипноз помогает улучшать самооценку больных и повышать уверенность в себе. Применение гипноза разрешается, если медицинские сёстры прошли специальное обучение, знают о возможных побочных явлениях или остаются под контролем куратора[105].

Противопоказания к использованию гипноза

Применению гипноза может препятствовать наличие у пациента некоторых медицинских проблем:

ряд психических нарушений, проблемы, связанной с сердечной или дыхательной деятельностью эпилептические приступы.

Также внутренние барьеры, страхи, предубеждения насчет гипноза- тоже можно считать противопоказанием к его использованию.

Самогипноз и его применение

Применяя самогипноз, человек сам себя погружает в гипнотический транс. В этом очень эффективно помогает техника самовнушения. Такой подход повышает мотивацию, например, для борьбы с ожирением, для того, чтобы перестать курить. Самогипноз помогает убрать излишнее волнение перед выходом на сцену или снять стресс Порой, применяющим самогипноз, нужна специальная помощь. Кто-то пользуется устройствами, такими, как «мозговая машина», а кому-то помогают гипнотические аудиозаписи или видеозаписи.

Самогипноз считается эффективным средством, помогающим справится со страхом перед публичными выступлениями или при снятии напряжения. Также, с помощью самогипноза, можно значительно улучшить самочувствие[107].

Еще одно мнение о гипнозе

Помимо гипотезы, о том, что гипнотический транс- это необычное состояние сознания, есть и другое его понимание. Американский писатель Николас Спанос, как и Р. У. Уайт, С. Т. Сарбин, М. Т. Орн и Т. К. Барбер, высказал мысль, что гипноза, как явления физиологии, не существует. Гипноз является определенным поведением, которое вызывается сильнейшей мотивацией[108]. Спанос считает, что, человек под гипнозом, стремясь убедиться в действенности гипноза и уверить в этом других людей, подчиняется влиянию гипнотизёра и объясняет собственные реакции, как результат внушения. Спанос, проведя ряд экспериментальных исследований, установил, что гипнотическое состояние имеет зависимость от того, чего ожидает гипнотизируемый и насколько сильна его мотивация. Спанос открыто опровергал утверждения Гильгарда (Хилгарда) и разных людей, уверенных, что гипноз это диссоциация сознания или изменённый режим работы сознания.

Мнение религии о гипнозе

Русская православная церковь

Православная церковь считает гипноз насильственным внедрением в психику индивида, поэтому с осторожностью относится к этому явлению. Некоторые церковные служители сравнивают гипноз с оккультной деятельностью.

Гипноз осуждался в одном из изданий «Журнала Московской патриархии» в 1989 году[кем?]. Там его назвали явлением [стиль], «разрушающим человеческий дух, являющимся[стиль] сознательным служением злу и использующим тёмные силы духовного мира»[109].

В книге, напечатанной Свято-Троицким собором Александро-Невской лавры, названной «Таинство покаяния» гипноз был представлен «колдовством и чародейством» и чёрной магией. Обращение к гипнотизерам, в книге, строжайше запрещалось[110].

По словам руководителя Общества православных докторов Санкт-Петербурга, врача и священнослужителя Сергия Филимонова, любые лечебные практики, связанные с влиянием на человеческую психику, в том числе, самовнушение и гипноз [111], неприемлемы для православного христианина.

Однако, многие представители духовенства считают иначе. Например, мнения участников церковно-общественного совета, посвященного биомедицинской этике, относительно этики применения гипнотизации для лечения, разделились[112]. Часть священнослужителей увидели в гипнозе только медицинский метод помогающий, по большей части, при лечении физиологических нарушений[113]Метод, который опирается на такие аспекты отношений врача и пациента, которые «не только благословлены, но и прямо установлены Богом» (к примеру, сострадание)[114].

Другие религии

Римско-католическая церковь запрещала своим прихожанам применять гипноз, вплоть до середины 20 века. Но в 1956 году Папа Пий XII разрешил использование гипноза для врачебных целей, к примеру, как анестезию во время родов. Другие западные течения христианства тоже перестали запрещать применение гипноза, примерно в то же самое время. Только некоторые малочисленные религиозные организации, например, адвентисты седьмого дня и христианская наука, продолжают табуировать использование гипноза для любых целей[115].

Религиозные течения Востока, в частности, буддизм, индуизм и синтоизм, никогда не были противниками гипноза, так как их последователи применят медитативные практики, погожие на самогипноз.

Литература

  1. Lynn, Steven Jay; Green, Joseph P.; Kirsch, Irving; Capafons, Antonio; Lilianfeld, Scott O.; Laurence, Jean-Roch; Montgomery, Guy. Grounding hypnosis in science: The 'new' APA Division 30 definition of hypnosis as a step backward (англ.) // American Journal of Clinical Hypnosis : journal. — 2015. — October (vol. 57, no. 4). — P. 390—401. — doi:10.1080/00029157.2015.1011472. — PMID 25928778.
  2. About Division 30. Definition and Description of Hypnosis. Американская психологическая ассоциация. Дата обращения 8 января 2016.
  3. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского.
  4. Erika Fromm, Michael R. Nash. Contemporary Hypnosis Research. — Guilford Press, 1992. — P. 47. — 612 p. — ISBN 9780898628937.
  5. Александр Чубенко. Под гипнозом: Правда и мифы о гипнозе // Популярная механика : журнал. — 2009. — Январь (№ 75).
  6. Hypnosis (англ.). Better Health Channel. Дата обращения 9 января 2016.
  7. Робертс М., Грум Д. Парапсихология. — СПб: Прайм-Еврознак, 2003. — С. 146. — 224 с. — ISBN 9785938781061.
  8. Brody, Jane E.. Hypnosis May Cause False Memories (англ.), The New York Times (10 September 1997). Дата обращения 9 января 2016.
  9. Amanda J. Barnier. The Oxford Handbook of Hypnosis: Theory, Research, and Practice (англ.). — Oxford University Press, 2012-01-19. — P. 34—35. — 803 p. — ISBN 9780199645800.
  10. Scott O. Lilienfeld, Steven Jay Lynn, John Ruscio, Barry L. Beyerstein. 50 Great Myths of Popular Psychology: Shattering Widespread Misconceptions about Human Behavior. — Wiley-Blackwell, 2011. — 352 p. — ISBN 978-1-4443-6074-5.
  11. Graham Jamieson. Hypnosis and Conscious States: The Cognitive Neuroscience Perspective (англ.). — Oxford University Press, 2007-01-18. — P. 145—147. — 337 p. — ISBN 9780198569794.
  12. Graham A. Jamieson, Adrian P. Burgess. Hypnotic induction is followed by state-like changes in the organization of EEG functional connectivity in the theta and beta frequency bands in high-hypnotically susceptible individuals // Frontiers in Human Neuroscience. — 2014-07-24. — Vol. 8. — ISSN 1662-5161. — doi:10.3389/fnhum.2014.00528.
  13. Poupard G., Martin V.S., Bilheran A., 2015, с. 32.
  14. Poupard G., Martin V.S., Bilheran A., 2015, с. 35.
  15. Poupard G., Martin V.S., Bilheran A., 2015, с. 35-36.
  16. Poupard G., Martin V.S., Bilheran A., 2015, с. 43.
  17. Poupard G., Martin V.S., Bilheran A., 2015, с. 21.
  18. Poupard G., Martin V.S., Bilheran A., 2015, с. 37.
  19. Шерток Л., 1961.
  20. Poupard G., Martin V.S., Bilheran A., 2015, с. 36-37.
  21. Poupard G., Martin V.S., Bilheran A., 2015, с. 38.
  22. Гипноз и внушение в практической медицине. — Харьков, 1925.
  23. Волшебник из Марьино - Призыв (рус.), Призыв (9 октября 2013). Архивировано 24 сентября 2015 года. Дата обращения 12 февраля 2018.
  24. Голанд Ян Генрихович. Заслуженный врач России. Психиатр. Психотерапевт. Сексолог. ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОТЕРАПИИ.
  25. Braid, James. The Discovery of Hypnosis: The Complete Writings of James Braid, the Father of Hypnotherapy (англ.) / Robertson, D.. — UKCHH Ltd, 2009. — P. 56. — ISBN 978-0-9560570-0-6.
  26. S. Freud, Lines of Advance in Psychoanalytic Therapy, 1919
  27. André Muller Weitzenhoffer. The practice of hypnotism. — John Wiley and Sons, 2000. — С. 419—. — ISBN 978-0-471-29790-1.
  28. Poupard G., Martin V.S., Bilheran A., 2015, с. 224.
  29. Poupard G., Martin V.S., Bilheran A., 2015, с. 42.
  30. Карл Г., Бойз Д., 2002.
  31. Poupard G., Martin V.S., Bilheran A., 2015, с. 133-134.
  32. Poupard G., Martin V.S., Bilheran A., 2015, с. 141-142.
  33. Poupard G., Martin V.S., Bilheran A., 2015, с. 181-183.
  34. Diana Luke. HYPNOSIS (англ.) (cite). Архивировано 30 октября 2013 года.
  35. Steven D. Ehrlich. Hypnotherapy (англ.) : site. — University of Maryland - Medical Center, 2015. — 6 November.
  36. Australian Society of Clinical Hypnotherapists: FAQ about Hypnotherapy (англ.) (site) (недоступная ссылка). Архивировано 26 января 2016 года.
  37. Gaming Addiction (англ.) (cite). Psychological ARTS (2006). Дата обращения 20 мая 2017.
  38. Deirdre Barrett. The Pregnant Man: Tales from a Hypnotherapist’s Couch (англ.). — 1998/hardback, 1999 paper. — NY: Times Books/Random House, 1998. — ISBN 0-8129-2905-5.
  39. Assen Alladin. Cognitive hypnotherapy: an integrated approach to the treatment of emotional disorders (англ.). — J. Wiley, 2008. — ISBN 978-0-470-03251-0.
  40. Deirdre Barrett. The Power of Hypnosis (англ.) (cite). Psychology Today (Jan/Feb 2001). Архивировано 14 мая 2009 года.
  41. Novella, S. (Producer). (2007, July 11). The Skeptic’s Guide to the Universe [Audio podcast]
  42. Dorfman, David; George, Mary Catherine; Schnur, Julie; Simpson, David M; Davidson, George; Montgomery, Guy. Hypnosis for treatment of HIV neuropathic pain: A preliminary report (англ.) // Pain Medicine : journal. — 2013. — July (vol. 14, no. 7). — P. 390—401. — doi:10.1080/00029157.2015.1011472. — PMID 25928778.
  43. C. Roy Hunter. Client-Centered Parts Therapy (англ.) // European Journal of Clinical Hypnosis : журнал. — 2006. — Vol. 6, iss. 4. — P. 22—27. Архивировано 28 августа 2020 года.
  44. Robertson, D. The Practice of Cognitive-Behavioura
  45. «Hypnotist eliminates fears and phobias» comedywood.com. None. Retrieved on 2011-10-01. Архивировано 12 мая 2013 года.
  46. Gow, M. A. Hypnosis with a blind 55-year-old female with dental phobia requiring periodontal treatment and extraction (англ.) // Contemporary Hypnosis : journal. — 2006. — Vol. 23, no. 2. — P. 92—100. — doi:10.1002/ch.313.
  47. Nicholson, J. Hypnotherapy – Case History – Phobia // London College of Clinical Hypnosis. Архивировано 29 июня 2005 года.
  48. Wijesnghe, B. A vomiting phobia overcome by one session of flooding with hypnosis (англ.) // Journal of behavioural therapy and experimental psychiatry : journal. — 1974. — Vol. 5, no. 2. — P. 169—170. — doi:10.1016/0005-7916(74)90107-4.
  49. Epstein, S. J.; Epstein, Seymour J. Short-term Hypnotherapy for the treatment of flight phobia: A case report (англ.) // American Journal of Clinical Hypnosis : journal. — 1977. — Vol. 19, no. 4. — P. 251—254. — doi:10.1080/00029157.1977.10403885. — PMID 879063.
  50. Rogers, Janet. Hypnosis in the treatment of social phobia // Australian Journal of Clinical & Experimental Hypnosis. — 2008. — Май (т. 36, № 1). — С. 64—68.
  51. Kraft, T.; Kraft, D. Covert sensitization revisited: Six case studies // Contemporary Hypnosis. — 2005. — Т. 22, № 4. — С. 202—209. — doi:10.1002/ch.10. Архивировано 19 января 2012 года. Архивная копия от 19 января 2012 на Wayback Machine
  52. Elkins, G. R.; Rajab, M. H. Clinical hypnosis for smoking cessation: Preliminary results of a three-session intervention (англ.) // The International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis : journal. — 2004. — Vol. 52, no. 1. — P. 73—81. — doi:10.1076/iceh.52.1.73.23921. — PMID 14768970.
  53. Hypnosis. Another way to manage pain, kick bad habits. mayoclinic.com. Архивировано 4 декабря 2009 года.
  54. Anbar, R.D. Childhood habit cough treated with consultation by telephone: A case report (англ.) // Cough : journal. — 2009. — January (vol. 5, no. 2). — P. 1—3. — doi:10.1186/1745-9974-5-2.
  55. McNeilly, R. Solution oriented hypnosis. An effective approach in medical practice (англ.) // Australian Family Physician (англ.)русск. : journal. — 1994. — September (vol. 23, no. 9). — P. 1744—1746. — PMID 7980173.
  56. David Kiefer: Hypnosis, Meditation, and Relaxation for Pain Treatment (англ.) (cite). WebMD (1 August 2016). Дата обращения 29 мая 2017.
  57. Dahlgren, L.A.; Kurtz, R.M.; Strube, M. J.; Malone, M. D. Differential effects of hypnotic suggestion on multiple dimensions of pain (англ.) // Journal of Pain and Symptom Management (англ.)русск. : journal. — 1995. — August (vol. 10, no. 6). — P. 464—470. — doi:10.1016/0885-3924(95)00055-4. — PMID 7561229. (недоступная ссылка)
  58. Patterson, David R.; Ptacek, J. T. Baseline pain as a moderator of hypnotic analgesia for burn injury treatment (англ.) // Journal of Consulting and Clinical Psychology (англ.)русск. : journal. — 1997. — February (vol. 65, no. 1). — P. 60—67. — doi:10.1037/0022-006X.65.1.60. — PMID 9103735.
  59. American Psychological Association. Hypnosis for the Relief and Control of Pain. American Psychological Association (2 июля 2004).
  60. Philip D. Shenefelt. Applying Hypnosis in Dermatology (англ.) (cite). MedScape.com (2003). Архивировано 2 мая 2017 года.
  61. Hypnosis and Sport Performance (англ.) (cite). AWSS.com.
  62. Pates, J.; Palmi, J. The effects of hypnosis on flow-states and performance (англ.) // Journal of Excellence : journal. — 2002. — Vol. 6. — P. 48—61.
  63. Kirsch, Irving. Hypnotic enhancement of cognitive-behavioral weight loss treatments—another meta-reanalysis (англ.) // Journal of Consulting and Clinical Psychology (англ.)русск. : journal. — 1996. — Vol. 64, no. 3. — P. 517—519. — doi:10.1037/0022-006X.64.3.517. — PMID 8698945.
  64. Bolocofsky, D. N.; Spinler, D.; Coulthard-Morris, L. Effectiveness of hypnosis as an adjunct to behavioral weight management (англ.) // Journal of Clinical Psychology (англ.)русск. : journal. — 1985. — Vol. 41, no. 1. — P. 35—41. — doi:10.1002/1097-4679(198501)41:1<35::AID-JCLP2270410107>3.0.CO;2-Z. — PMID 3973038. Архивировано 8 декабря 2013 года. Архивная копия от 8 декабря 2013 на Wayback Machine
  65. Cochrane, G.; Friesen, J. Hypnotherapy in weight loss treatment (англ.) // Journal of Consulting and Clinical Psychology (англ.)русск. : journal. — 1986. — Vol. 54, no. 4. — P. 489—492. — doi:10.1037/0022-006X.54.4.489. — PMID 3745601. Архивировано 8 декабря 2013 года. Архивная копия от 8 декабря 2013 на Wayback Machine
  66. Vickers, Andrew; Zollman, Catherine. Clinical review. ABC of complementary medicine. Hypnosis and relaxation therapies (англ.) // British Medical Journal : journal. — 1999. — Vol. 319, no. 7221. — P. 1346—1349. — doi:10.1136/bmj.319.7221.1346. — PMID 10567143.
  67. «The Power of Hypnosis» by Deirdre Barrett, Psychology Today, Jan/Feb 2001
  68. Michael R. Nash. The Truth and the Hype of Hypnosis (англ.) // Scientific American. — Springer Nature, 2001. — July.
  69. Moore, M. & Tasso, A.F. The Oxford handbook of hypnosis : theory, research and practice (англ.). — New York: Oxford University Pr
  70. Gonsalkorale, W. M.; Whorwell, Peter J. Hypnotherapy in the treatment of irritable bowel syndrome (англ.) // European Journal of Gastroenterology & Hepatology (англ.)русск. : journal. — 2005. — Vol. 17. — P. 15—20. — doi:10.1097/00042737-200501000-00004.
  71. National Institute for Health and Care Excellence: Clinical practice guideline. Irritable bowel syndrome in adults: Diagnosis and management of irritable bowel syndrome in primary care (англ.) 554 (February 2008). Архивировано 8 октября 2012 года.
  72. Daruna J., 2012, с. 251-252.
  73. Philip D Shenefelt. Dsire Ratner, David F Butler, John G Albertini, Catherine Quirk, William D James: Hypnosis: Applications in Dermatology and Dermatologic Surgery (англ.) (site) (26 February 2007). Архивировано 9 марта 2007 года.
  74. Daruna J., 2012, с. 251.
  75. Patterson, David R.; Questad, Kent A.; De Lateur, Barbara J. Hypnotherapy as an adjunct to narcotic analgesia for the treatment of pain for burn debridement (англ.) // American Journal of Clinical Hypnosis : journal. — 1989. — Vol. 31, no. 3. — P. 156—163. — doi:10.1080/00029157.1989.10402884. — PMID 2563925.
  76. Mendoza, M. E.; Capafons, A. Efficacy of clinical hypnosis: A summary of its empirical evidence (англ.) // Papeles del Psicólogo : journal. — 2009. — Vol. 30, no. 2. — P. 98—116. Архивировано 8 января 2013 года. Архивная копия от 8 января 2013 на Wayback Machine
  77. Ewin, D.M. The use of hypnosis in the treatment of burn patients (англ.) // International Handbook of Clinical Hypnosis : journal. — 2001. — P. 274—283.
  78. Butler, B. The use of hypnosis in the care of the cancer patient (англ.) // Cancer (англ.)русск. : journal. — Wiley-Blackwell (англ.)русск., 1954. — Vol. 7, no. 1. — P. 1—14. — doi:10.1002/1097-0142(195401)7:1<1::AID-CNCR2820070103>3.0.CO;2-0. — PMID 13126897.
  79. Peynovska R., Fisher J., Oliver D., Matthew V. M. Efficacy of hypnotherapy as a supplement therapy in cancer intervention. Paper presented at the Annual Meeting of The Royal College of Psychiatrists, 30 June – 3 July 2003 (2003).
  80. Spiegel, D.; Moore, R. Imagery and hypnosis in the treatment of cancer patients (англ.) // Oncology : journal. — 1997. — Vol. 11, no. 8. — P. 1179—1195.
  81. Garrow, D.; Egede, L. E. National patterns and correlates of complementary and alternative medicine use in adults with diabetes (англ.) // Journal of Alternative and Complementary Medicine (англ.)русск. : journal. — 2006. — Vol. 12, no. 9. — P. 895—902. — doi:10.1089/acm.2006.12.895.
  82. Mascot, C. Hypnotherapy: A complementary therapy with broad applications (англ.) // Diabetes Self Management : journal. — 2004. — Vol. 21, no. 5. — P. 15—18. — PMID 15586907.
  83. Kwekkeboom, K.L.; Gretarsdottir, E. Systematic review of relaxation interventions for pain (англ.) // Journal of Nursing Scholarship (англ.)русск. : journal. — 2006. — Vol. 38, no. 3. — P. 269—277. — doi:10.1111/j.1547-5069.2006.00113.x. — PMID 17044345.
  84. Jerjes et al. Psychological intervention in acute dental pain: Review (англ.) // British Dental Journal (англ.)русск. : journal. — 2007. — Vol. 202.
  85. Meyerson, J.; Uziel, N. Application of hypno-dissociative strategies during dental treatment of patients with severe dental phobia (англ.) // The International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis : journal. — Vol. 63.
  86. Physician Studies Hypnosis As Sedation Alternative (недоступная ссылка). University of Iowa News Service (6 февраля 2003). Дата обращения 6 мая 2017. Архивировано 17 ноября 2017 года.
  87. Pain Decreases Under Hypnosis. MedicalNewsToday.com (20 июня 2007).
  88. John F. Kihlstrom. Hypnosis in Surgery: Efficacy, Specificity, and Utility (англ.). University of California, Berkeley and Institute for the Study of Healthcare Organizations &Transactions. Архивировано 5 апреля 2013 года.
  89. Hypnosis: Another way to manage pain, kick bad habits (англ.). MayoClinic.com (19 December 2007). Архивировано 28 августа 2008 года.
  90. Van der Kolk B., 2018, с. 299.
  91. Krippner S. Pitchford D.B., Davies J., 2012, с. 125.
  92. Cheveau C., 2014.
  93. Фоа Э.Б., Кин Т.М., Фридман М.Дж., 2005, с. 302-303.
  94. Ross G., 2017, с. 118.
  95. Фоа Э.Б., Кин Т.М., Фридман М.Дж., 2005, с. 306.
  96. Фоа Э.Б., Кин Т.М., Фридман М.Дж., 2005, с. 309.
  97. Фоа Э.Б., Кин Т.М., Фридман М.Дж., 2005, с. 306.
  98. Фоа Э.Б., Кин Т.М., Фридман М.Дж., 2005, с. 310.
  99. Фоа Э.Б., Кин Т.М., Фридман М.Дж., 2005, с. 310.
  100. Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г., 2000.
  101. Van Loey C., 2009.
  102. Фоа Э.Б., Кин Т.М., Фридман М.Дж., 2005, с. 312.
  103. Anahad O'Connor. The Claim: Hypnosis Can Help You Stop Smoking (англ.) (site) (28 September 2004). Дата обращения 20 мая 2017.
  104. American College of Chest Physicians: Hypnotherapy For Smoking Cessation Sees Strong Results (англ.) (site) (24 October 2007). Дата обращения 20 мая 2017.
  105. Valente, M.S. Hypnosis: A Useful Strategy for Symptom Relief (англ.) // Journal of the American Psychiatric Nurses Association (англ.)русск. : journal. — 2003. — Vol. 9, no. 5. — P. 163—166. — doi:10.1016/S1078-3903(03)00226-X.
  106. Коллектив авторов. Психотерапия. Учебное пособие. — Санкт-Петербург: СпецЛит, 2011. — 750 с. — ISBN 978-5-299-00472-4.
  107. «Self-hypnosis as a skill for busy research workers.» London’s Global University Human Resources. ucl.ac.uk.
  108. Спанос Н. П. Поведение в гипнозе: когнитивная, социальная, психологическая перспектива // Research Communications in Psyhology, Psychiatry and Behavior, 7 (1982) 199—213.
  109. Журнал Московской Патриархии. . — №12. — 1989. — С. 45—46.
  110. Таинство покаяния. — Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры. — С. 2.
  111. Господь создал врача
  112. В Москве прошло заседание Церковно-общественного совета по биомедицинской этике
  113. Тимур Щукин. Работа психиатра «там» и «здесь» // Вода Живая : журнал. — Санкт-Петербург, 2014. — Май (№ 5 (172)).
  114. Священник Михаил Легеев, священник Григорий Григорьев. Зависимость как болезнь социума и проблема синергии в деле её преодоления: аспекты богословия и медицины // Христианское чтение № 1, 2015
  115. Hypnosis: psycho-philosophical perspectives and therapeutic relevance / Bhupendra Maganlal Palan, Renu Sharma. — New Delhi: Concept Publishing Company, 2011. — P. 121—124. — 339 p. — ISBN 8180697274. — ISBN 9788180697272.
Гипноз (— сон др.-греч. ) — состояние сознания, порожденное самовнушением, вызванное действиями гипнотизёра или естественными причинами.-6

Гипноз (— сон др.-греч. ) — состояние сознания, порожденное самовнушением, вызванное действиями гипнотизёра или естественными причинами.-7