Удаленная работа, онлайн-обучение, дистанционное обслуживание появились не сегодня. Но в последние полгода эти виды деятельности приобрели особенно широкое распространение как мера профилактики распространения коронавирусной инфекции. Мера сработала. И, казалось бы, можно вернуться к нормальной жизни, где есть место личным встречам, обмену мнениями, комплиментам, поцелуям и прикасаниям друг к другу, то есть нормальному человеческому общению. Но, не тут-то было. К примеру, бизнес быстренько посчитал выгоду от удаленной работы сотрудников. И теперь на весах Жизни сотни миллионов рублей экономии, с одной стороны, и… психологическое благополучие человека, с другой. И вот почему.
Сложившаяся ситуация ставит под угрозу возможность удовлетворения естественной потребности личности в общении. Эта потребность формируется с первых месяцев жизни и заключается в стремлении познать и оценить и других людей, и с их помощью сформировать представление о себе. Срыв реализации потребности чреват негативными последствиями для психологического и соматического здоровья человека. Что предпринять, чтобы, если не избежать полностью, то хотя бы минимизировать негативное воздействие такой ситуации?
Сложившаяся ситуация ставит под угрозу возможность удовлетворения естественной потребности личности в общении.
Во-первых, надо понимать, что всякого рода «дистанционки» относятся к опосредованному общению. Этот вид общения человечество придумало для того, чтобы передавать информацию от одного человека к другому в том случае, когда общение лицом к лицу затруднено или невозможно по каким-то причинам. Другими словами, опосредованное общение - это второстепенный, не основной вид общения между людьми. Прежде чем объявить о внедрении дистанционных методов, следует подумать о цели. Если это, к примеру, передача информации, уточнение фактов или экономия времени, то такой метод вполне оправдан.
Средства передачи информации расширялись вместе с развитием цивилизации. Сейчас не встретишь на улицах гонцов или почтальонов с сумкой, набитой письмами. Люди стали активно использовать видеосвязь. Возникло убеждение - видеть друг друга во время разговора равно непосредственному общению. Увы, человечество оказалось в плену иллюзии. Современное видеоизображение человека в меньшей степени абстрактно, чем наскальный рисунок, записка или фотография, а значит - предоставляет больше информации о партнере по общению. Больше, но не так много, как можно получить при непосредственном общении.
Современное видеоизображение человека в меньшей степени абстрактно, чем наскальный рисунок, записка или фотография, а значит - предоставляет больше информации о партнере по общению. Больше, но не так много, как можно получить при непосредственном общении.
Из видеокадра часто выпадают жесты и позы, сигнализирующие о психическом состоянии человека, его переживаниях, его отношении к обсуждаемым вопросам. Кадр не передает запахи и дистанцию - знаки, важные для оценки степени близости между людьми. Как следствие, повышается вероятность возникновения ошибки восприятия партнера и той информации, которую он передает с помощью речи. Об этом рекомендуется помнить всем, кто использует видеосвязь: начальникам и подчиненным, учителям и учениками, работодателям и соискателям, консультантам и клиентам, друзьям и влюбленным. И это, во-вторых.
В-третьих, онлайн-формат подходит не каждому человеку. Например, интроверт чувствует себя в этом формате комфортно, а экстраверт, наоборот, испытывает дискомфорт и, как следствие, работает менее эффективно. Рекрутеры обратили внимание, когда эйфория от возможности работать из дома прошла, на рынке труда возник ажиотаж – люди стали искать психологически комфортное место работы.
И если взрослые могут позволить себе сменить вид деятельности, то дети вынуждены соблюдать условия взрослых вопреки естественному желанию быть среди сверстников и общаться с ними. В вопросе развития и воспитания детей каждый день имеет значение. Длительное дистанционное обучение малышей, дошкольников, младших школьников и подростков может привести к задержке психосоциального развития. Детям нужны впечатления, активная деятельность, признание и поддержка взрослых, реакция сверстников в живом общении.
Длительное дистанционное обучение малышей, дошкольников, младших школьников и подростков может привести к задержке психосоциального развития.
Очевидно, перестраховка в одном вопросе может аукнуться проблемами в другом. Достаточно соблюсти разумный баланс – быть, если необходимо, в кадре, и не выпадать из жизни.
Есть ли у вас опыт работы или учебы дистанционно? Каковы ваши впечатления? Поделитесь своим мнением в комментариях.
Подписывайтесь на мой канал, читайте статьи, ставьте лайки, делитесь статьями в социальных сетях!
Еще больше о психологии человека, творчества и моды на моем сайте www.mayakiloshenko.com.
Если нужна психологическая консультация, то запись здесь.