Как репетитору, мне часто приходится отвечать на вопрос о том, в какой вуз поступать и чем один институт отличается от другого.
Теперь буду вести рубрику обзора вузов и сегодня поговорим про МФТИ.
Как говорит Википедия: Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет), сокращённо МФТИ, известен также как Физтех — ведущий российский вуз по подготовке специалистов в области теоретической, экспериментальной и прикладной физики, математики, информатики, химии, биологии и смежных дисциплин. Расположен в городе Долгопрудном Московской области, отдельные корпуса и факультеты находятся в Жуковском и в Москве.
Если посмотреть на средние зарплаты выпускников вузов, то можно обнаружить, что студенты МФТИ практически всегда оказываются на первом месте.
Вот пример таблицы, которая по поиску в Яндексе выпала самой первой (аналитика проекта superjob):
Таким образом средняя зарплата выпускников МФТИ составляет на 2020 год 180 000 рублей и лидирует по сравнению с другими вузами. При чём лидерство существенное — более 10% от ближайшего конкурента.
В чём секрет, почему такой заметный отрыв.
Думаю секрет номер 1 — это то, что дети идут в МФТИ, не думая о деньгах. Это не значит, что им деньги не нужны. Просто голова занята другими вещами. И вот теперь перечислим составляющие большого секрета:
- В МФТИ в первую очередь изучают физику — а это наука об этом месте, об этой вселенной, где мы живём
- ЗФТШ — работа с учениками начинается за несколько лет до поступления на Физтех
- Организация и проведение олимпиад, и как результат — привлечение на обучение олимпиадников
- Начиная со 2-го курса идёт прикрепление студентов к НИИ и к работе в лабораториях
- Преподаватели — учёные-практики из лабораторий
Рассмотрим теперь эти пункты по очереди.
1. Физика
Физика — наука о материальном мире, в котором мы живём. Где можно взять воду и самому её вскипятить. И убедиться в том, что она кипит при 100 градусах, и что пальцы в неё совать не стоит (но разок попробовать надо, чтобы не было слепой веры).
Можно много чего сделать и убедиться, что это работает. И отрицание объективных фактов сразу будет очевидно. Например, когда кирпич упадёт на ногу и сделает синяк тому, кто отрицает существование силы тяжести.
Уже сама тема располагает к тому, что голова работает максимально объективно, и в этой голове мало слепой веры и мифов. В отличие от тех, кто слепо верит в существование невидимой руки рынка. Или в то, что Америка в одиночку выиграла Вторую мировую.
А тут и ежу понятно, что чем объективнее в голове представление о реальности, тем успешнее человек получится. Во всех сферах жизни.
2. ЗФТШ
ЗФТШ — Заочная физико-техническая школа.
ЗФТШ начинает обучение детей с 8-го класса. Дети углублённо изучают физику, математику. Интересные задачи. Необычные приёмы решения. Познают красоту физики и математики
При этом преподаватели — студенты младших курсов МФТИ. Которые только что сами всё это изучали, сдали экзамены, поступили в институт. И теперь уже «поднимают» следующее поколение.
Такая система обеспечивает преемственность знаний и помогает детей увлечь предметом. В том числе потому, что разница в возрасте между школьниками и студентами незначительна. На 1-2 курсах я сам активно работал в ЗФТШ, проверял работы учеников. Было увлекательно и весело!) Иногда своим ученикам расписывал целые сочинения в ответ на их решения. Сейчас понял, что у меня опыт репетиторства даже больше, чем во всех анкетах написано, надо добавить ещё года 3-4 :)
И раз дети находятся в контакте с ЗФТШ, то когда наступает время олимпиад, они все получают приглашение поучаствовать. А детям как раз просто приглашения и не хватает. Самой идеи что-то сделать. Студенты часто приезжают на каникулы в свои школы и развешивают там плакаты с информацией по олимпиадам. И таким образом школьники попадают на олимпиады и становятся олимпийцами.
3. Олимпиады
Дети не только участвуют в олимпиадах. Когда они становятся студентами, они их организуют.
Участие в соревновании разжигает азарт и приводит к более глубокому, сильному изучению предмета. Как по формуле: развлекаем-увлекаем-обучаем. И олимпиадники обычно на голову сильнее среднего школьника и это чувствуется сразу. Именно поэтому все вузы принимают победителей олимпиад без экзаменов.
ЕГЭ можно сдать только один раз. И если что-то пойдёт не так (попался неудачный вариант, ученику стало плохо на экзамене или просто переволновался), и экзамен будет написан плохо, то все надежды на хорошие вузы рушатся. А в олимпиадах можно принимать участие много раз, потому что олимпиад много. И для поступления в вуз подходит победа не только в 11-м классе, но и в 10-м тоже.
Так что родителям стоит обратить внимание на то, чтобы их дети готовились и участвовали в олимпиадах. И для этого нужен хороший наставник. Как чемпиону нужен хороший тренер. Если интересно, напишу отдельную статью по олимпиадам, их видам, влиянию на поступление в вуз и как готовиться.
Итак, школьники участвуют в олимпиадах и потом поступают в МФТИ. А с другой стороны, студенты МФТИ готовят и проводят олимпиады. И это работка ещё та!! При составлении заданий их надо продумать так, чтобы задания были не слишком сложные, но и не слишком простые. Очень плохо, если никто ничего не решил. И так же плохо, если все всё решили.
Таким образом, развитие студента, человека продолжается уже со стороны составителя, ведущего и арбитра олимпиад.
4. База
Базой называется базовый институт, где со 2-го курса студенты проходят практику.
Это какой-либо НИИ РАН (Научно-исследовательский институт Российской академии наук) который плотно сотрудничает с МФТИ. И таких институтов много.
С 3-го курса студенты выбирают себе лабораторию и прикрепляются к ней. И с этого момента ведут настоящую исследовательскую работу, они уже настоящие учёные. Некоторые имеют к окончанию обучения не только диплом, но и научные статьи и выступления на конференциях.
Я сам проходил обучение в базовом институте ИФП РАН им. П.Л. Капицы. Занимался сверхтекучим гелием.
Самое быстрое обучение физике происходит на практике в лаборатории. И огромную роль здесь играет наставник — руководитель лаборатории. В одиночку научиться крайне сложно тому, что можно сделать с «тренером».
Личный наставник — ещё один мощнейший фактор быстрого развития и больших результатов в жизни и науке.
5. Преподаватели-практики
В МФТИ преподают руководители и сотрудники лабораторий, которые сами проводят исследования. И знают хитрые фишки этой реальности на уровне интуиции. Жо..й чувствуют.
Когда преподают журналистику не журналисты, бизнес не бизнесмены, географию не путешественники — это всё не то. Скучные и нудные занятия как раз и получаются от тех, кто сам не делал, а рассказывает по прочитанному.
Преподаватель-практик будет интересен и у него будут отличные результаты обучения его учеников.
Откуда же берутся эти преподаватели в таких количествах? Как можно догадаться, из базовых НИИ :)
Система Физтеха
Отдельно стоит сказать про систему Физтеха, которая закладывалась с самого начала Капицей:
- тщательный отбор одарённых и склонных к творческой работе представителей молодёжи;
- подготовка студентов по специальности проводится непосредственно научными работниками базовых институтов и в тесном контакте с ними в их творческой обстановке на новом техническом оборудовании этих учреждений;
- подготовка в базовых институтах предусматривает индивидуальную работу с каждым студентом с целью развития их творческих задатков;
- ведение воспитания с первых же шагов в атмосфере технических исследований и конструктивного творчества с использованием для этого лучших лабораторий страны.
Ну и под конец юмористические цитаты преподавателей МФТИ:
Одно полушарие мозга думает, что свет — это частица, а другое — что волна. Когда эти полушария соединяются, на языке медиков это называется шизофрения, а на языке физиков — корпускулярно-волновой дуализм.
Теорема сложная… особенно приятно пропускать ее доказательство.
В конце сессии все уже уставшие, Матан самый сложный экзамен, не вижу смысла ставить его в конце… хотя какая разница в каком порядке экзамены заваливать.
Постарайтесь вникнуть в эти уравнения. Ну, а если не получилось, то забейте.