37 подписчиков

Система Физтеха (МФТИ)

579 прочитали

Как репетитору, мне часто приходится отвечать на вопрос о том, в какой вуз поступать и чем один институт отличается от другого.

Теперь буду вести рубрику обзора вузов и сегодня поговорим про МФТИ.

Как говорит Википедия: Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет), сокращённо МФТИ, известен также как Физтех — ведущий российский вуз по подготовке специалистов в области теоретической, экспериментальной и прикладной физики, математики, информатики, химии, биологии и смежных дисциплин. Расположен в городе Долгопрудном Московской области, отдельные корпуса и факультеты находятся в Жуковском и в Москве.

Если посмотреть на средние зарплаты выпускников вузов, то можно обнаружить, что студенты МФТИ практически всегда оказываются на первом месте.

Вот пример таблицы, которая по поиску в Яндексе выпала самой первой (аналитика проекта superjob):

Статья называется «Рейтинг технических вузов России 2020»
Статья называется «Рейтинг технических вузов России 2020»
Пятёрка вузов России по уровню зарплат выпускников
Пятёрка вузов России по уровню зарплат выпускников

Таким образом средняя зарплата выпускников МФТИ составляет на 2020 год 180 000 рублей и лидирует по сравнению с другими вузами. При чём лидерство существенное — более 10% от ближайшего конкурента.

В чём секрет, почему такой заметный отрыв.

Думаю секрет номер 1 — это то, что дети идут в МФТИ, не думая о деньгах. Это не значит, что им деньги не нужны. Просто голова занята другими вещами. И вот теперь перечислим составляющие большого секрета:

  1. В МФТИ в первую очередь изучают физику — а это наука об этом месте, об этой вселенной, где мы живём
  2. ЗФТШ — работа с учениками начинается за несколько лет до поступления на Физтех
  3. Организация и проведение олимпиад, и как результат — привлечение на обучение олимпиадников
  4. Начиная со 2-го курса идёт прикрепление студентов к НИИ и к работе в лабораториях
  5. Преподаватели — учёные-практики из лабораторий

Рассмотрим теперь эти пункты по очереди.

1. Физика

Физика — наука о материальном мире, в котором мы живём. Где можно взять воду и самому её вскипятить. И убедиться в том, что она кипит при 100 градусах, и что пальцы в неё совать не стоит (но разок попробовать надо, чтобы не было слепой веры).

Кипячение воды в стеклянной кастрюле
Кипячение воды в стеклянной кастрюле

Можно много чего сделать и убедиться, что это работает. И отрицание объективных фактов сразу будет очевидно. Например, когда кирпич упадёт на ногу и сделает синяк тому, кто отрицает существование силы тяжести.

Уже сама тема располагает к тому, что голова работает максимально объективно, и в этой голове мало слепой веры и мифов. В отличие от тех, кто слепо верит в существование невидимой руки рынка. Или в то, что Америка в одиночку выиграла Вторую мировую.

А тут и ежу понятно, что чем объективнее в голове представление о реальности, тем успешнее человек получится. Во всех сферах жизни.

2. ЗФТШ

ЗФТШ — Заочная физико-техническая школа.

ЗФТШ начинает обучение детей с 8-го класса. Дети углублённо изучают физику, математику. Интересные задачи. Необычные приёмы решения. Познают красоту физики и математики

Фракталы
Фракталы

При этом преподаватели — студенты младших курсов МФТИ. Которые только что сами всё это изучали, сдали экзамены, поступили в институт. И теперь уже «поднимают» следующее поколение.

Такая система обеспечивает преемственность знаний и помогает детей увлечь предметом. В том числе потому, что разница в возрасте между школьниками и студентами незначительна. На 1-2 курсах я сам активно работал в ЗФТШ, проверял работы учеников. Было увлекательно и весело!) Иногда своим ученикам расписывал целые сочинения в ответ на их решения. Сейчас понял, что у меня опыт репетиторства даже больше, чем во всех анкетах написано, надо добавить ещё года 3-4 :)

И раз дети находятся в контакте с ЗФТШ, то когда наступает время олимпиад, они все получают приглашение поучаствовать. А детям как раз просто приглашения и не хватает. Самой идеи что-то сделать. Студенты часто приезжают на каникулы в свои школы и развешивают там плакаты с информацией по олимпиадам. И таким образом школьники попадают на олимпиады и становятся олимпийцами.

3. Олимпиады

Дети не только участвуют в олимпиадах. Когда они становятся студентами, они их организуют.

Олимпиада Физтех
Олимпиада Физтех

Участие в соревновании разжигает азарт и приводит к более глубокому, сильному изучению предмета. Как по формуле: развлекаем-увлекаем-обучаем. И олимпиадники обычно на голову сильнее среднего школьника и это чувствуется сразу. Именно поэтому все вузы принимают победителей олимпиад без экзаменов.

ЕГЭ можно сдать только один раз. И если что-то пойдёт не так (попался неудачный вариант, ученику стало плохо на экзамене или просто переволновался), и экзамен будет написан плохо, то все надежды на хорошие вузы рушатся. А в олимпиадах можно принимать участие много раз, потому что олимпиад много. И для поступления в вуз подходит победа не только в 11-м классе, но и в 10-м тоже.

Так что родителям стоит обратить внимание на то, чтобы их дети готовились и участвовали в олимпиадах. И для этого нужен хороший наставник. Как чемпиону нужен хороший тренер. Если интересно, напишу отдельную статью по олимпиадам, их видам, влиянию на поступление в вуз и как готовиться.

Итак, школьники участвуют в олимпиадах и потом поступают в МФТИ. А с другой стороны, студенты МФТИ готовят и проводят олимпиады. И это работка ещё та!! При составлении заданий их надо продумать так, чтобы задания были не слишком сложные, но и не слишком простые. Очень плохо, если никто ничего не решил. И так же плохо, если все всё решили.

Таким образом, развитие студента, человека продолжается уже со стороны составителя, ведущего и арбитра олимпиад.

4. База

Базой называется базовый институт, где со 2-го курса студенты проходят практику.

Это какой-либо НИИ РАН (Научно-исследовательский институт Российской академии наук) который плотно сотрудничает с МФТИ. И таких институтов много.

С 3-го курса студенты выбирают себе лабораторию и прикрепляются к ней. И с этого момента ведут настоящую исследовательскую работу, они уже настоящие учёные. Некоторые имеют к окончанию обучения не только диплом, но и научные статьи и выступления на конференциях.

Я сам проходил обучение в базовом институте ИФП РАН им. П.Л. Капицы. Занимался сверхтекучим гелием.

Институт физических проблем РАН им. П.Л. Капицы
Институт физических проблем РАН им. П.Л. Капицы

Самое быстрое обучение физике происходит на практике в лаборатории. И огромную роль здесь играет наставник — руководитель лаборатории. В одиночку научиться крайне сложно тому, что можно сделать с «тренером».

Личный наставник — ещё один мощнейший фактор быстрого развития и больших результатов в жизни и науке.

5. Преподаватели-практики

В МФТИ преподают руководители и сотрудники лабораторий, которые сами проводят исследования. И знают хитрые фишки этой реальности на уровне интуиции. Жо..й чувствуют.

Когда преподают журналистику не журналисты, бизнес не бизнесмены, географию не путешественники — это всё не то. Скучные и нудные занятия как раз и получаются от тех, кто сам не делал, а рассказывает по прочитанному.

Преподаватель-практик будет интересен и у него будут отличные результаты обучения его учеников.

Откуда же берутся эти преподаватели в таких количествах? Как можно догадаться, из базовых НИИ :)

Система Физтеха

Отдельно стоит сказать про систему Физтеха, которая закладывалась с самого начала Капицей:

  1. тщательный отбор одарённых и склонных к творческой работе представителей молодёжи;
  2. подготовка студентов по специальности проводится непосредственно научными работниками базовых институтов и в тесном контакте с ними в их творческой обстановке на новом техническом оборудовании этих учреждений;
  3. подготовка в базовых институтах предусматривает индивидуальную работу с каждым студентом с целью развития их творческих задатков;
  4. ведение воспитания с первых же шагов в атмосфере технических исследований и конструктивного творчества с использованием для этого лучших лабораторий страны.

Ну и под конец юмористические цитаты преподавателей МФТИ:

Одно полушарие мозга думает, что свет —  это частица, а другое —  что волна. Когда эти полушария соединяются, на языке медиков это называется шизофрения, а на языке физиков —  корпускулярно-волновой дуализм.

Теорема сложная… особенно приятно пропускать ее доказательство.

В конце сессии все уже уставшие, Матан самый сложный экзамен, не вижу смысла ставить его в конце… хотя какая разница в каком порядке экзамены заваливать.

Постарайтесь вникнуть в эти уравнения. Ну, а если не получилось, то забейте.