Найти тему
Moscow Meltdown

Ретроспектива: MARILLION - Happiness Is The Road (2008)

Marillion исходно не планировали записывать концептуальный альбом, - забравшись в студию в конце 2007 года музыканты планировали сделать своеобразное продолжение "Somewhere Else", но только в более тяжёло-роковом ключе. Из этих джемовых сессий возникли такие будущие треки как "The Man From The Planet Marzipan" и "Half The World". Только вот в самой середине процесса записи Стив Хобарт начал читать книгу "The Power Of Now" ("Сила момента сейчас") за авторством Экхарта Толле, которая, по непонятным мне причинам, покорила его с головой. А ведь фактически это просто классическая книга "самопомощи", которая маскируется под жизненное пособие, помогающее людям справляться с жизненными стрессовыми ситуациями, - что-то в духе того же самого Дэйва Карнеги, но только с влиянием некоторых спиритических учений ($$$$). Фактически это литературный труд, раскрывающий перед читателем вполне очевидные вещи, до которых может додуматься любой здравомыслящий человек. К примеру, Стив извлёк из "Силы момента сейчас" посыл, что результат наших действий редко приносит нам счастье - а вот сам процесс достижения этого результата как-раз-таки и делает нас цельными и счастливыми. "Счастье находится не в конце пути; сам путь и есть счастье" - очевидная же истина, не правда ли?? Ну, вот Хогарту оно так не показалось, и он был искренне поражён словами и рассуждениями Толле и даже предложил музыкантам записать вторую часть альбома, посвящённую его откровениям. Что же, спишем это на кризис среднего возраста пожалуй, - творческие люди они вообще личности странные и загадочные.

Как бы там ни было, но музыканты решили поддержать вокалиста, тоже углубились в прочтение предложенной им на суд книги, и, как следствие, Marillion испытали настоящий прилив вдохновения, позволивший им в краткие сроки написать в два раза больше песен. И если первые треки были более "тяжёлыми" и "драйвовыми", то новые песни оказались больше в духе старого творчества группы - спокойные, проникновенные и меланхоличные. Таким образом, новый альбом был разделён на два диска, а то есть на две части - "Essence" (концептуальная запись, посвящённая "Силе момента сейчас") и "The Hard Shoulder" (набор исходных треков без какой-либо связующей мысли) - вместе же эти два альбома формировали "Happiness Is The Road". Новый полноформатник Marillion был доступен для покупки как в формате двух отдельных альбомов, так и одного двухдискового лонгплея - невольно запутаться можно!

От прошлых работ группы "Happiness Is The Road" отличался тем, что музыканты решили поэкспериментировать не только со смешением жанров, но и с достаточно экзотическими инструментами - цимбалами, колокольчиками, фисгармонией, валторнами, бубенцами, арфой и цитрой. Для этого ребята пригласили в студию сторонних музыкантов, до этого игравших как в местных народных, так и в симфонических оркестрах. Надо ли говорить, что подобный подход к написанию музыки сделал её ещё более насыщенной и полноценной?

Рекламная компания в поддержку "Happiness Is The Road" активно полагалась на силу интернета: в день релиза альбома он был выложен в сеть для бесплатного прослушивания (так в 2008 году не делал практически никто - это сейчас все новые полнформатники сразу же заливаются на YouTube - причём абсолютно официально), но с небольшим условием - все желающие должны были подписаться на рекламную рассылку от группы. Более того, Marillion предложили своим поклонникам записать свою версию видеоклипа на их первый сингл с альбома - "Whatever Is Wrong With You". Надо ли говорить, что отклик был более чем огненным - в кратчайшие сроки YouTube оказался завален любительскими видеоклипами, а группа получила дополнительную рекламу. В итоге автор видео с наибольшим количеством просмотров получил приз в размере пять тысяч фунтов стерлингов; более того, ровно такой же суммы удостоился клип, больше всего полюбившийся самим музыкантам. Понятно, что и сам альбом был записан на средства от его предзаказов, - но это уже вошло в практику у музыкантов, так что здесь нет ничего удивительного.

Так что же из этого всего вышло? Оказался ли "Happiness Is The Road" настолько же хорош, как предшествующие ему альбомы группы? Ну... скажем так. Я всегда с большим подозрением отношусь к двухдисковым альбомам - вот сколько вы можете вспомнить таковых, которые были действительно хорошими от начала и до конца. Наверное стоит вспомнить "The Lamb Lies Down On Broadway" от Genesis, "The Wall" от Pink Floyd, тот же самый "Marbles" от самих Marillion (и то в магазинном формате он поставлялся в виде одинарной записи)... Технически, к двухдисковым альбомам можно отнести дилогию "Keeper Of The Seven Keys" от Helloween... А так что-то ничего больше на ум не приходит. В остальных случаях я всегда придерживаюсь мнения, что из среднего двухдискового альбома можно всегда сделать отличный однодисковой - стоит лишь избавиться от лишних треков. С "Happiness Is The Road" произошла ровным счётом такая же история.

Если "This Train Is My Life", "Essence", "Wrapped Up In Time", "Nothing Fills The Hole", "A State Of Mind", "Happiness Is The Road", "Asylum Satellite # 1", "Whatever Is Wrong With You" и "Real Tears For Sale" являются воистину шикарными и душераздирающими треками, из которых получился бы просто роскошный лонгплей (добавьте к этому интерлюдии в виде "Dreamy Street" и "Liquidity"), то "Woke Up", "Trap The Spark", "Thunder Fly", "Throw Me Out" и "Especially True" кажутся излишне стандартными и пресными для группы такого масштаба. Оставшиеся треки ("The Man from the Planet Marzipan", "Older Than Me" и "Half The World") достаточно хороши, но тоже не дотягивают до той планки, что была поставлена самими же музыкантами. Так что "Happiness Is The Road" был, конечно же, гораздо более выразительной записью по сравнению с "Somewhere Else", но альбом пострадал от своих собственных амбиций и обилия идей у Marillion, многие из которых, скажем честно, всё ещё нуждались в доработках. 

Зато пластинка была высоко оценена критиками, многие из которых даже включили "Happiness Is The Road" в перечень лучших альбомов года. Более того, пожалуй именно с этого момента Marillion начали рассматривать не просто как "реликт прошлого", а как современных классиков прогрессивного рока, которые оказали неоценимый вклад в развитие жанра. Более того, большинство музыковедов внезапно осознали, что "самое сокрытое музыкальное сокровище Англии" продолжает вести вперёд локомотив прогрессивной музыки, оставаясь чуть ли не на шаг впереди своих конкурентов. Интересно только, почему они этого не заметили ещё в середине девяностых годов прошлого века... но, как говорится, лучше поздно чем никогда.