Генерал-лейтенант Д.Т.Козлов командовал Крымским фронтом в тот период, когда представителем Ставки ВГК на этом фронте был армейский комиссар 1-го ранга Л.З.Мехлис.
В мае 1942 года противник начал наступление на Керченском полуострове. Конфликт между Козловым и Мехлисом считается основной причиной поражения советских войск.
За 12 дней Крымский фронт, обладавший превосходством в силах, потерял более 160 000 человек, 196 танков, более 4 500 орудий и миномётов, 417 самолётов. Разрозненные остатки войск фронта переправились через пролив на Таманский полуостров, оставив Керченский полуостров. 19 мая 1942 года Крымский фронт был расформирован, Д. Т. Козлов оставался без нового назначения и был понижен в звании до генерал-майора.
Писатель Константин Симонов со слов К.К.Рокосовского, которому довелось присутствовать на встрече Д.Т.Козлова с И.В. Сталином после этих событий, написал следующее.
"Сталин встретил его совершенно спокойно, ничем не показал ни гнева, ни неприязни. Поздоровался за руку и сказал:
— Слушаю вас. Вы просили, чтобы я вас принял. Какие у вас ко мне вопросы?
Козлов, который сам просился на прием к Сталину после того, как был издан приказ о смещении его с должности командующего Крымским фронтом и о снижении в звании, стал говорить о том, что он считает, что это несправедливо по отношению к нему. Что он делал все, что мог, чтобы овладеть положением, приложил все силы. Говорил он все это в очень взвинченном, истерическом тоне.
Сталин спокойно выслушал его, не перебивая. Слушал долго. Потом спросил:
— У вас все?
— Да.
— Вот видите, вы хотели сделать все, что могли, но не смогли сделать того, что были должны сделать.
В ответ на эти слова, сказанные очень спокойно, Козлов стал говорить о Мехлисе, что Мехлис не давал ему делать то, что он считал нужным, вмешивался, давил на него, и он не имел возможности командовать из-за Мехлиса так, как считал необходимым. Сталин спокойно остановил его и спросил:
— Подождите, товарищ Козлов! Скажите, кто был у вас командующим фронтом, вы или Мехлис?
— Я.
— Значит, вы командовали фронтом?
— Да.
— Ваши приказания обязаны были выполнять все на фронте?
— Да, но…
— Вы как командующий отвечали за ход операции?
— Да, но…
— Подождите. Мехлис не был командующим фронтом?
— Не был…
— Значит, вы командующий фронтом, а Мехлис не командующий фронтом? Значит, вы должны были командовать, а не Мехлис, да?
— Да, но…
— Подождите. Вы командующий фронтом?
— Я, но он мне не давал командовать.
— Почему же вы не позвонили и не сообщили?
— Я хотел позвонить, но не имел возможности.
— Почему?
— Со мною все время находился Мехлис, и я не мог позвонить без него. Мне пришлось бы звонить в его присутствии.
— Хорошо. Почему же вы не могли позвонить в его присутствии?
Молчит.
— Почему, если вы считали, что правы вы, а не он, почему же не могли позвонить в его присутствии? Очевидно вы, товарищ Козлов, боялись Мехлиса больше, чем немцев?
— Вы не знаете Мехлиса, товарищ Сталин, — воскликнул Козлов.
— Ну, это, положим, неверно, товарищ Козлов. Я-то знаю товарища Мехлиса. А теперь хочу вас спросить: почему вы жалуетесь? Вы командовали фронтом, вы отвечали за действия фронта, с вас за это спрашивается, вы за это смещены. Я считаю, что все правильно сделано с вами, товарищ Козлов."
Л.З. Мехлис после Керченской катастрофы был понижен в звании на 2 ступени, до корпусного комиссара.
В начале 1943 года, будучи заместителем командующего Воронежским фронтом, Д.Т.Козлов успешно руководит группой войск, основу которых составляет 3 танковая армия под командованием генерала Рыбалко и 7 кавалерийский корпус. 3 танковой армии удалось прорвать фронт противника и в прорыв был введён 7 кавалерийский корпус. Благодаря этим действиям была окружена группировка немецких и итальянских войск.
Через неделю боёв кавалерийский корпус становится гвардейским. Командир корпуса 28 января 1943 года был награждён орденом Суворова 2-й степени. 19 января Д.Т.Козлов снова получает звание генерал-лейтенанта. 4 февраля 1943 года генерал-лейтенант Д.Т. Козлов был награждён орденом Красного Знамени.
Далее он участвует в Харьковской наступательной операции, кроме 3‑й танковой армии и кавалерийского корпуса, в подчинение Д. Т. Козлову передаётся отдельный стрелковый корпус, который по своему составу приближался к армии.
При наступлении на Харьков группировка левого фланга фронта, которую возглавил Д. Т. Козлов, составили две армии: танковая и общевойсковая. Наступление развивалось достаточно успешно, и 16 февраля Харьков был освобожден.
Противник переходит в контрнаступление. Д.Т. Козлов назначается начальником обороны Харькова в этот период. Командует наступающими немецкими войсками опять с Э. Манштейн, как и во время Керченской операции...
Харьков пришлось оставить.
Командир 25‑й стрелковой дивизии генерал-майор П. М. Шафаренко, участник тех событий позже написал:
" Так закончились эти тяжелые бои. С 14 по 21 марта через лес северо-восточнее Мохначей беспрерывно выходили наши подразделения, части и группы. Этим же путем вышел из Харькова заместитель командующего Воронежским фронтом генерал Д. Т. Козлов. Он являлся начальником обороны города и ушел из него одним из последних".
20 июня 1943 года Д.Т. Козлов был награждён ещё одним орденом Красного Знамени. В то время он занимал должность уполномоченного Ставки ВГК на Ленинградском фронте.
30 августа 1943 года Д. Т. Козлова назначили заместителем командующего Забайкальским фронтом.
Не правда-ли, что создаётся впечатление, что диалог со Сталиным вёл один человек, а в начале 1943 года под Харьковом действовал другой?..
Видимо, генерал Козлов всё-таки извлёк для себя урок из Керченской катастрофы... Правда, цена этого урока была непомерно высока...
Вечная Слава и Память солдатам и командирам Красной армии, участникам Великой отечественной войны!
Берегите себя в это трудное время!
Поздравляю всех читателей с юбилеем Великой Победы!
Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.
Подпишитесь на канал, тогда вы не пропустите ни одной публикации!