Найти тему
BAAlexey

Сказ о том, как "Бисмарк" топили.

Немецкий линкор "Бисмарк" по праву считается одним из сильнейших военных кораблей своей эпохи. Гарнизон этой морской крепости, состоящий из 2200 человек был полностью уверен в успехе судна. Но что же произошло с морским ужасом, надеждой фюрера и авангардом кригсмарине?

По замыслу операции "Рейнские учения", два немецких судна - "Бисмарк" и "Принц Ойген" - должны были уничтожать британские конвои в Атлантике. К слову, командующий операцией Гюнтер Лютьенс с самого начала запрашивал об отложении боевого выхода кораблей до прибытия подкрепления. Однако, ему ответили отказом и 18 мая 1941 года оба судна вышли с базы кригсмарине в плавание.

Эскадра должна была пройти незамеченной, но британцы её засекли и отправили линейный крейсер "Худ", линкор "Принц Уэльский" и несколько эсминцев сопровождения, дабы встретить немецкие суда. Даже адмирал британского флота с линкором "Кинг Джорж V" и авианосцем "Викториес" вышли из военно-морской базы в Скапа-Флоу. Британское командование прекрасно понимало, насколько важно и сложно уничтожить "Бисмарка".

24 мая, рано утром по немецкому соединению открыли огонь. Британцы хотели сосредоточиться на "Бисмарке", но случайно начали стрелять по "Принцу Ойгену". После осознания ошибки был отдан приказ перевести огонь на второй корабль, но до крейсера "Худ" он не дошёл.

После одного из залпов британского линкора, "Бисмарк" получил повреждение топливных баков и стал оставлять нефтяной след, а чуть позже принял ещё несколько попаданий. Однако, через несколько минут раздался взрыв. Выстрел "Бисмарка" принёс чёткое попадание по "Худу". Снаряд пробил палубу и справаоцировал взрыв хранилища боеприпасов. Линейный крейсер, гордость британского флота разорвало на две части, а вся команда, 1418 членов экипажа, за исключением трёх человек погибла.

"Принц Уэльский" продолжил бой, но был вынужден пойти на сближение с немцами и после семи принятых снарядов ушёл под дымовой завесой.

Несмотря на успех в сражении, адмирал Лютьенс принял решение вести "Бисмарка" во французский порт Сен-Назер, чтобы после ремонта продолжить поход. Большая часть британских военных кораблей в Атлантике была задействована в охоте за "Бисмарком" и позже немецкий линкор сделал разворот прямо на своих преследователей, заставил их отойти на расстояние, но из-за утечки топлива был вынужден идти прямо в Сен-Назер, больше без попыток стряхнуть британцев.

24 мая британские торпедоносцы с упомянутого выше авианосца "Викториес", под огнём зениток нанесли немцу попадание в правый бок, но большого вреда это не нанесло. "Бисмарк" смог оторваться, но случился казус. Немецкая кодировка "Энигма" была взломана британцами и сообщения, подаваемые с "Бисмарка" были перехвачены, из-за чего линкор был обнаружен 26 мая. Вечером, торпедоносцам британцев удалось сделать по линкору три попадания, одно из которых сильно повредило рулевой механизм. "Бисмарк" попал в скверную ситуацию, в который не имел ни запаса топлива, ни теперь хорошего управления.

Утром 27 мая по линокру был открыт огонь. Низкая скорость "Бисмарка", крен на бок и неспособность уклоняться сделали его лёгкой мишенью для британских крейсеров. Две башни судна были выведены из строя, большая часть офицерского состава убита, а две оставшиеся башни так и не добились попаданий. 9:31 последняя башня "Бисмарка" сделала свой финальный залп.

Крупные орудия линкора смолкли, он нёс серьёзные повреждения и топливо заканчивалось, но боевой флаг "Бисмарка" не был спущен.

Наконец, британский корабль "Дорсетшир" выпустил торпеды по "Бисмарку", что привело к разрушению верхней палубы. Хоть машины линкора и работали, но скорость пришлось снизить до минимума.

Был отдан приказ затопить судно и покинуть корабль.

Позже, некоторые из спасшихся моряков утверждали, что капитан "Бисмарка" Линдеман добровольно ушёл ко дну вместе со своим кораблём.

В 10:39 "Бисмарк" встал на дне на ровный киль. Из 2220 человек экипажа погибло 2004.

Такова история гордости кригсмарине, линейного корабля, названого в честь известного немецкого политика, канцлера Отто фон Бисмарка.

После боя, Джон Тови писал в своих мемуарах: «„Бисмарк“ дал самый героический бой при самых невозможных условиях, достойный старых дней Имперского немецкого Флота, и он ушёл под воду с поднятым флагом».