США обещают России новые санкции, если подтвердится версия отравления Алексея Навального. Вашингтон примет меры, на фоне которых померкнет реакция американского общества на российское вмешательство в президентские выборы в США в 2016 году, заявил замгоссекретаря США Стивен Биган во вторник на закрытых переговорах в Москве с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.
Американского политика процитировал в своем пресс-релизе по итогам встречи МИД РФ. В ответ на угрозу российский министр заявил собеседнику, что версия об отравлении Навального была подхвачена в Вашингтоне и Брюсселе с «подозрительной поспешностью». «Неизбежно возникает вопрос: кому это выгодно? Российскому руководству — явно нет», — поясняет ведомство официальную позицию России.
Ранее Германия в лице канцлера Ангелы Меркель и главы МИД Хайко Мааса потребовала от Москвы провести прозрачное всестороннее расследование истории с Навальным. В Кремле ответили, что пока не видят поводов для этого: сначала надо установить вещество, которое стало причиной того состояния, в котором оказался оппозиционер.
Пока мы констатируем с вами нахождение пациента в коме. Если будет установлено вещество и если будет установлено, что это отравление, тогда, конечно, это будет повод для расследования. Пока также много и других медицинских версий. Все эти версии рассматривались в самые первые часы омскими врачами и специалистами из Москвы, это всё уже десять раз обговаривали и проверяли, искали вещества. Не получилось, не нашли, не видят этого вещества. Может быть, его увидят немцы,— заявил 25 августа пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
В тот же день врачи берлинской клиники Charite, куда перевезли Навального, сообщили, что его анализы указывают на отравление веществом из группы ингибиторов холинэстеразы. Именно к этой группе относится пресловутый «Новичок», засветившийся в деле Скрипалей.
Чем пугает Биган?
В ответ на вмешательство в выборы в США был принят «Акт о противодействии врагам Америки путем санкций», в соответствии с которым в начале 2018 года был сформирован «кремлевский список» олигархов и чиновников, близких к президенту Владимиру Путину, напоминает Finanz.ru.
В апреле 2018 года против двух его фигурантов — Олега Дерипаски и Виктора Вексельберга — были введены ограничительные меры. В результате пострадали принадлежащие им компании, в числе которых оказался «Русал» — одно из крупнейших предприятий России, ориентированных на экспорт. Это спровоцировало обвал рубля и фондовых рынков.
В том же году в Конгресс были внесены проекты «адских санкций» против российского госдолга и госбанков, вплоть до запрета на долларовые расчеты. Впрочем, до голосования они так и не дошли, потонув на уровне комитетов.
Насколько серьезны угрозы?
Арсенал санкционного оружия в отношении России, по сути, уже практически исчерпан. Точечные санкции против отдельных лиц и компаний особого эффекта не дают, и все прекрасно это понимают. Осталась только тяжелая артиллерия в виде отключения от международной системы расчетов SWIFT и полного, а не частичного, запрета на любые операции с российскими государственными ценными бумагами. Но на такие меры в отношении России Запад вряд ли пойдет, потому что, по сути, это выстрел себе в ногу, замечает вице-президент «Золотого монетного дома» Алексей Вязовский.
Реально отключение от SWIFT и запрет на поставки нефтепродуктов и газа — это объявление экономической войны. Отключение от SWIFT — это экономическая блокада, по сути. Это развязывает России руки в очень многих вещах, и на Западе это понимают. Это и реквизиция собственности иностранной на территории России, и тому подобное.
Как отреагируют рынки?
Возможные «ритуальные» точечные санкции из-за истории с Навальным финансовые рынки уже учли: именно этим отчасти объясняется то ослабление рубля, которое сейчас наблюдается, считает Вязовский. Второй важный фактор — ситуация в Белоруссии, которой Запад тоже угрожает санкциями. Ограничения в отношении этой страны больно ударят и по России по причине очень тесных интеграционных связей между ними.
Белоруссия нам очень много денег должна, и если у нее начнутся экономические проблемы, она просто не сможет выплачивать нам кредиты и т. д.
Кстати, если Запад все же осмелится на «адские санкции» против России, белорусский сценарий вполне может повториться на российской территории, прогнозирует он. В этом случае ЦБ может сразу забыть про понижение ключевой ставки, а дешевеющие кредиты поддерживали стагнирующую экономику страны. Но главное — это даст девальвационный налог, то есть вырастет инфляция из-за подорожания импортных товаров.
У нас в рознице половина товаров до сих пор импортные, несмотря на все разговоры об импортозамещении. Но это все будет в русле последних решений властей, что народ — новая нефть. Налоги нам подняли, пенсионный возраст подняли, акцизы поняли. Ну, будет еще девальвация рубля. И все это на фоне падающих доходов населения. Получат в итоге второй Минск: тут тоже народ будет по улицам ходить, колобродить.
Впрочем, даже в более вероятном сценарии без серьезных санкций ослабление рубля, скорее всего, продолжится. Это выгодно для бюджета, дефицит которого в этом году ожидается в районе четырех триллионов рублей. Чтобы его закрыть, можно заимствовать на внешних рынках (что для России в текущих условиях не так-то просто) или девальвировать рубль.
По некоторым оценкам, девальвация национальной валюты на один рубль к бивалютной корзине приносит бюджету прямых выгод на 180 миллиардов рублей и косвенных еще примерно на 130 миллиардов, то есть в общей сложности больше 300 миллиардов. Конечно, в наполнении бюджета участвуют много факторов. Но теоретически, если балансировать бюджет только за счет девальвации национальной валюты, ее курс должен снизиться примерно до 82—83,5 рублей к доллару, подсчитал эксперт.