Яркие краски, прямые инсталляции и немного угрюмый взгляд (который ложно передает настроение Ивана). Иван Горшков, художник, скульптор и соучередитель Воронежского центра современного искусства ответил на вопросы Анны Ворониной о зрителях, деньгах и ассистентах. Читайте 1 часть интервью.
Когда смотришь на ваши работы, то становится понятно, что сейчас в современном искусстве важно не исполнение, а важен концепт, ведь рядом с картиной всегда висит пояснение. Для вас эта надпись важнее работы?
Да, такое мнение есть. Многие специалисты говорят, что сейчас важно не «как нарисовано?», а «что нарисовано?». Я думаю, для многих современных прогрессивных художников сейчас все же важно «как нарисовано?».
Я работаю с материалом, с формой, с культурными кодами, которые вложены в этот материал. Собственно говоря, эта позиция, что надпись важна больше концепции - это относится к искусству, наследующему традицию концептуализма. У нас в российском искусстве самыми заметными явлениями за последние 100 лет были русский авангард и московский концептуализм, который тоже стал такой традицией, которая наложила большой отпечаток на современное состояние российского современного искусства. Может, мои работы и кажутся кому-то непонятными, но они призваны говорить сами за себя. Я работаю над тем, чтобы перепроверить базовые категории смеха, страха и серьезности.
Получается, что вы, как современный художник, ждете человека образованного, насмотренного, которому не нужно ничего разжевывать?
Тут нужно задать вопрос «Зачем искусство делается вообще, и какие задачи в нем преследуются художниками ?». Если говорить на самом глобальном уровне, то искусство во все времена нужно было человеку чтобы осознавать себя. Если посмотреть на срез культуры какой-то эпохи, то можно сформировать какое-то представление о нравах того времени. Мы смотрим на египетские пирамиды или средневековые фрески и уже можем набросать себе какую-нибудь мифологическую картину мира. Я думаю, что почти каждый современный художник пытается всмотреться в наше время и уловить его.
И все-таки, какого человека вы ждете?
Мне важна оценка моих коллег, в контексте профессионального сообщества. Я хочу делать что-то ценное с исторической точки зрения. Мне интересно мнение всех, но прежде всего важно мнение тех, кто в теме. Я с удовольствием общаюсь со всеми, кому интересно мое искусство, потому что в нашем обществе современное искусство выполняет коммуникативную функцию - люди общаются, спорят, обсуждают.
Если говорить о неподготовленных зрителях, то самая адекватная реакция наблюдается у детей. У деятеля современного искусства есть самодостаточные работы, есть скульптуры, есть живопись, рисунки, видео и прочее. И довольно сложно только по одному из направлений оценить все его творчество.
Кстати говоря, а сколько стоят ваши работы?
Я отношусь к молодым художникам и стою в общем-то недорого. Холст среднего размера может стоить 2000 евро, большая картина 3-4 тысячи, маленькая 500 евро.
Вы оцениваете свои картины как квартиры за квадратный метр?
Вообще ценообразованием занимаются профессионалы. По легенде, художник-романтик, который не умеет считать. Он непрактичный. Художник должен работать с галеристом, который еще и является его продюсером. То есть галерист считает, ведет политику, продвигает выставки художника.
Я сам работаю художником, у меня контракт с галереей. У меня есть свой галерист, который всем этим занимается. Есть мнение, что рынок современного искусства — это шарлатанство, что это мыльный пузырь, который скоро лопнет и т.д. Но если заглянуть глубже, то цены на искусство берутся не с потолка, а обусловлены внешними обстоятельствами. Все художники начинают с малых цен, потом они растут по мере востребованности, неоспоримых услуг. Можно оценить искусство по его эстетическим критериям, а дальше следует вопрос какое место оно займет в истории. Поэтому коллекционер, покупая за дешево неизвестного художника, надеется, что этот художник войдет в историю.
Кто первый купил вашу картину?
Вопрос про первую картину и первую выставку достаточно сложный. Я уже не помню, потому что первый выставки были квартирные, и мы могли или за полтинник продать работу или просто обменяться. Мой галерист на моей первый выставке в Воронеже купил мою картину за 1000 рублей по-дружески. Тут сложно понять, что считается первой продажей, а что нет.
Сколько картин вы сейчас продаете?
Я могу год вообще ничего не продавать. Судьба и заработок художника — это совершенно непредсказуемая вещь. Иногда ты делаешь ставку на беспроигрышный проект, а он никому не нужен. А иногда проходные работы, сделанные между делом, покупают, и на эти деньги можешь жить полгода.
Я живу на деньги от искусства с 2012 года. У меня была мечта заниматься одним делом, и я ее успешно реализую. Мне повезло, что у меня была стипендия, что меня поддерживало.
Какой совет можно дать каждому художнику?
Во второй части интервью с Иваном Горшковым, художником, скульптором и живописцем, мы поговорим об ассистентах, шарлатанах и пиаре в мире искусства.
#современное искусство #арт #картины #интервью