Найти тему
Ecotravelling

Путешествие на самолете. 9 идей, как уменьшить свой экослед

Я люблю путешествовать. И ненавижу путешествовать, потому что авиация играет огромную роль в загрязнении окружающей среды. Но если честно, я не готова совсем не летать, ведь на свете столько потрясающих мест, которые хочется увидеть. Так что же можно все таки сделать?

Давайте сразу отбросим мечты о самолетах на биотопливе или с электродвигателями - все они в стадии проектов, и появятся не скоро. Все по-прежнему остается в наших руках! Итак:

Photo by Designecologist from StockSnap
Photo by Designecologist from StockSnap

  • Оформить компенсацию за выбросы углерода (carbon-offset)

Это добровольная схема, которая позволяет путешественникам заплатить компенсацию за эмиссию CO2 конкретного рейса. Есть специальные калькуляторы, которые учитывают не только расстояние, но и тип воздушного судна, класс полета, количество пассажиров и загрузку рейса. Перечислю некоторые из них: Atmosfair, MyClimate, Climate Care, Terrapass. На официальных сайтах большинства авиакомпаний уже есть свои калькуляторы. После оплаты, ваши деньги перечисляются в проект, который направлен на уменьшение такого же количество выбросов. Например, Национальная Аавиакомпания Исландии после подсчетов предлагает посадить одно дерево за каждые 100 кг CO2. Так, за рейс средней дальности нужно заплатить за посадку трех деревьев.

Сколько стоит компенсация. Рейс длительностью до двух часов - от 800 до 1600 рублей. Рейс Лондон-Дубай – от 4 тысяч в эконом классе и 12 тысяч – в бизнес. Удобнее всего сразу оплатить дополнительную сумму на сайте авиакомпаний. Самые известные и надежные программы принадлежат компаниям Qantas, Air Canada, Brussels Airlines, KLM и Austrian Airlines. На сайте Аэрофлота тоже есть калькулятор углеродного следа, но это информация чисто познавательная - возможности «откупиться» у российских путешественников по-прежнему нет. Да и доверять в нашей стране авиакомпаниям как-то не принято. Поэтому можно оплатить компенсацию напрямую фонду Gold Standart - международной некоммерческой организации, основанной группой фондов, включая WWF. Это уже звучит понадежнее, но все равно идея вызывает у меня сомнения.

Побуду капитаном очевидность: компенсация никак не поможет избавиться от углеродного следа. Самолет все равно сожжет топливо - не зависимо от того, заплатите вы компенсацию или нет.

Противники программы компенсации обвиняют ее в потакании лицемерию и рассматривают ее исключительно как способ очистки совести при том, что путешественники не меняют своего поведения. Я согласна лишь отчасти. Во-первых, если вам действительно приходится часто летать – это лучше, чем ничего. Во-вторых, в 2019 году моя компенсация составила чуть больше 200 евро. Сумма немаленькая и заставила меня задуматься о том, что можно было бы почаще использовать наземный транспорт. Например, в Сочи в этом году мы всей семьей отправились на поезде. Нам понравилось!

Спрос на полеты увеличивается гигантскими темпами. Только 6% все населения земли когда-либо летало на самолете, и вскоре нас ждет взрывной рост полетов оставшихся 94%.
Спрос на полеты увеличивается гигантскими темпами. Только 6% все населения земли когда-либо летало на самолете, и вскоре нас ждет взрывной рост полетов оставшихся 94%.

  • Компенсируйте делом, а не деньгами

Также я придумала свой собственный способ компенсации: после каждого полета отправляю около тысячи рублей экопроектам на Kickstarter. Можно выбрать проект по душе и перечислить туда пусть и небольшие деньги. Чем хорош это вариант:

1. Вы избегаете посредников в виде огромных корпораций.

2. Как правило, на kickstarter сидят молодые идейные ребята–энтузиасты, главная цель которых - не обогатиться, а воплотить в жизнь инновационные прорывные проекты.

Еще вариант: устроить свою собственную offset-кампанию дома. Например, после каждого путешествия использовать все меньше и меньше пластика или самим сажать несколько деревьев после перелета. Можно совместить с пикником с друзьями и превратить это в интересную активность.

Авиационная промышленность ответственна за 3% парниковых газов. Не так уж и много, по сравнению с автомобилями (14%). Но эти цифры весьма условны, потому что выхлопные газы самолетов содержат еще и двуокись углерода, и водяной пар, и оксиды азота, и мелкодисперсную сажу. Также каждый самолет – источник огромного количества одноразового пластика.
Photo by Alex Powell (Pexels)
Photo by Alex Powell (Pexels)

  • Используйте перелеты только для действительно больших расстояний. Очевидно, что лучший способ уменьшить свой экослед – не летать вовсе. Но глупо было бы давать такой совет в блоге про путешествия. Но что вы точно можете сделать – так это не летать на маленькие расстояния. Забудьте про рейсы в Питер. Только поезд или авто! Дело в том, что полеты на короткие дистанции (около 500км) больше всего загрязняют окружающую среду, потому что на взлет и посадку уходит больше всего энергии и топлива. Кстати, именно поэтому прямые рейсы лучше, чем с посадкой. Тем временем именно дешевые посадочные рейсы в последнее время очень упали в цене. Их количество нужно сокращать!

В сравнении: рейс Питер-Москва оставит след на планете в 110 кг CO2, а поезд – всего 6,6 кг. Внутри Европы тоже лучше всего передвигаться на поезде. И как это живописно!

Тщательно выбирайте авиакомпанию. Разница в подходах многих компаний действительно большая. На сайте Atmosfair есть рейтинг эффективности авиаперевозчиков. Для меня сюрпризом стало то, что чартерная TUI – одна из лучших. И совсем не сюрприз, что худшие - это американские United and Delta.

Jackob Sobe (Unsplash) Я лично доверяю компании SAS, которая делает очень много для сокращения выбросов, потребления воды, химикатов, пластика, а также одна из первых разрабатывает электросамолет совместно с Boing. Почитайте, тут много интересного: Https://www.flysas.com/ru-ru/sustainability/
Jackob Sobe (Unsplash) Я лично доверяю компании SAS, которая делает очень много для сокращения выбросов, потребления воды, химикатов, пластика, а также одна из первых разрабатывает электросамолет совместно с Boing. Почитайте, тут много интересного: Https://www.flysas.com/ru-ru/sustainability/

  • "Доставайте" авакомпании. Расспрашивайте, пишите мейлы, уточняйте информацию и высказывайте свое «фи». Чем больше давления потребители оказывают на компании, тем больше они осознают неизбежность перестройки своих процессов. Успешных кейсов достаточно.
  • Старайтесь использовать меньше пластика на борту. У вас ведь всегда с собой есть термокружка или многоразовая бутылка для воды, не так ли?)
  • Командировки. Видимо, единственным позитивным последствием пандемии стало понимание многих компаний, что командировки вполне можно заменить зумом. Я думаю, что и после пандемии число рабочих поездок сократиться. Если ваш работодатель часто отправляет вас в рабочие поездки, думаю, стоит рассказать ему об их негативных последствиях для окружающей среды.
Photo by Nicolas Jehly from StockSnap
Photo by Nicolas Jehly from StockSnap
Мало кто обратил внимание на интересную научную информацию, появившуюся после «11 сентября». Тогда из-за терактов Штаты приостановили все авиасообщение в стране на несколько дней, и температура воздуха в Америке упала! Представляете, какое мощное воздействие оказываем мы на планету своими скитаниями в поисках новых впечатлений.