Совсем юный, Валентин Серов совершал свои первые шаги в живописи под руководством И.Е. Репина в Париже. В Риме семья Серовых познакомилась с известным меценатом С.И. Мамонтовым и получила приглашение посетить его подмосковное имение Абрамцево. С жизнью в Абрамцеве связаны ранние успехи Серова, где его учили И.Е.Репин, В.Д. Поленов, В. М. Васнецов. В пятнадцать лет Серова, в виде исключения, приняли вольнослушателем в петербургскую Академию Художеств, где он учился под руководством П.П. Чистякова.
Первоначально формируясь под руководством Репина в традиции русского реализма, в ранний период своего творчества, Серов обращается к импрессионизму. Зная о французском импрессионизме, только, по словам своего учителя Поленова, он обращается к этому живописному методу. В его этюдах проявляется выразительность и артистичность мазка.
Известная картина Серова «Девочка с персиками» воздушностью и теплотой колорита, детской непосредственностью перекликается с портретами О. Ренуара.Работать над этим произведением, он начинает летом 1887 года в имении Мамонтова. Светлые радостные чувства формируются у Серова в атмосфере абрамцевского кружка, где его окружают друзья и любимые учителя. Художник писал: «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное».
Для картины ему терпеливо позировала Вера Мамонтова, дочь хозяина имения. Главный «герой» импрессионистического метода – свет, заполняет все пространство картины. Он играет разноцветными бликами на всех предметах - одежде девочки, скатерти, стульях. Теплый розоватый цвет блузы обогащается множеством рефлексов. Бархатистые персики и теплые нежные оттенки лица девочки, перекликаются с золотистыми листьями за окном. Серов кладет мазки кисти так, что создается ощущение трепетного, подвижного изображения. Как и импрессионисты, художник смог перенести на полотно, свежесть своего первого впечатления.
Немного позднее, художник создает еще одну картину, где слышатся отзвуки французского импрессионизма. Это – «Девушка, освещенная солнцем». Здесь художник изобразил свою двоюродную сестру Машу Симонович.
«Мы оба чувствовали, - вспоминала она, - что разговор или даже произнесенное слово выбивает нас из того созидательного настроения, в котором мы находились. Он все писал – я все сидела. Я просидела три месяца!» На лице героини, весело играют солнечные блики. Нежные пастельные цвета подчеркивает скромность девушки.Ее белая блуза словно переливается в сложных цветовых рефлексах. Дерево, к которому прислонилась девушка, прекрасно оттеняет ее молодость. Солнце пронизывает всю эту картину и бросает яркие пятна на пустынную дорожку. Серов словно стремится передать взаимосвязь света, пространства и света человеческой души.
Как и Ренуар, Серов был прекрасным мастером детского портрета. В потрете «Мика Морозов» видно, как художник любуется своей моделью. Композиция картины необыкновенно динамична – кажется, что маленький Мика вот-вот сделает нетерпеливый жест и покинет ее плоскость. Золотистые кудри мальчика почти сливаются с фоном картины. Как и на полотнах импрессионистов, в картине Серова видна быстрая игра мазков кисти.
Пожалуйста, подпишитесь на канал! Всем добра и искусства !