Найти тему
Закрытая книга

«Боярское» фэнтези — попытка создать совершенно новый жанр на истоптанном поле

Оглавление
Ни для кого не секрет, что сам жанр фэнтези на постсоветском пространстве до недавнего времени переживал кризис идей с редкими намёками на ренессанс.
В девяностые и начале нулевых все быстро стали «передирать» Толкина, подчас и «напрямки», пользуясь отсутствием тогда на постсоветском пространстве вменяемых законов о защите авторского права. Но читатели этим пресытились, и жанр стал угасать.
Лукьяненко предложил перенести фэнтези в реалии современного мира, породив тем самым отдельный жанр «
городского фэнтези» и небезызвестный анекдот про менеджера-мага. Это направление «выдохлось» в аккурат к кризису 2008.
На помощь пришел Мартин, открыв нам «Игру престолов» и «
тёмное фэнтези», дав умирающему жанру очередной пинок под зад. Примерно к 2018, впрочем, и здесь все идеи были вычерпаны «до дна», и последней ласточкой стал цикл «Большой круг» Сергея Вишневского.
Этот «запал» тоже кончился, и к середине «десятых» стало понятно, что фэнтези умирает.
Спасение пришло, откуда не ждали...
Всё это, конечно, красиво ну прямо-таки до невероятности, но уже успело всем надоесть прямо-таки до крайности
Всё это, конечно, красиво ну прямо-таки до невероятности, но уже успело всем надоесть прямо-таки до крайности

Но для начала - а в чём проблема-то?

Проблема в том, что фэнтези — это само по себе сочетание несочетаемого.
В мире есть магия, но маги — не правящий класс. Решена проблема быстрых коммуникаций и отсутствуют какие-нибудь Тёмные Века, но наблюдается классическая раннефеодальная модель, которая в реальности бы за короткий по историческим меркам срок «скатилась» или в абсолютизм, или в польскую шляхту даже без магов, которые почему-то верно служат тем самым феодалам (которые, если кто не в курсе —
формально признавались властью на местах как сословие воинов, феодальное ополчение, получавшее землю в обмен на службу.
Стоит ли говорить, что маги в этом качестве в абсолютном большинстве случаев показали бы себя лучше?).

Кроме того в классическом фэнтези ситуация может не меняться тысячелетиями, причем за счет чего — остаётся загадкой.
Как правило, это списывается на богов или наглую ложь о «стабильности» такой модели (вспоминаем о неизбежной «вилке» между магократией, абсолютизмом и «шляхтой»).

Лучше меня кризис ситуации, пожалуй, опишет товарищ Kraz

То есть в любом случае у мага будет отношение к людям, как к овечкам в стаде. Когда надо стрижем, когда надо выпасаем, а придет время — то и зарезать можно недрогнувшей рукой.
В любом случае люди — это не люди.
А представьте, что маг еще и мысли умеет читать? Да даже если он ни разу до этого людей не видел, то такой маг за неделю будет относится к людям не лучше, чем к комарам. Ситуация, описанная в Гарри Поттере — это еще наилучший вариант развития.
— Kraz, popadancev.net/psixologiya-maga

Как итог — «система работает на пределе», хоть сколь-нибудь грамотному читателю и так приходится включать Станиславского на максимум, и любая попытка хоть немного тронуть этот по своему гениальный баланс Толкина упирается в риск провалить «спасбросок на недоверие».

«А сражаться за что еще, коль нет ни принцесс ни чудовища...»
«А сражаться за что еще, коль нет ни принцесс ни чудовища...»

Причём самое интересное, что чем больше изменений было внесено в сравнении с «МАЛЫМ ТИПОВЫМ НАБОРОМ» — тем больше риск провала.

И пути её решения

Товарищи, я всё понимаю: закостенелые мозги с партбилетом внутри, но вы не задумывались о том, что вместо поиска двери стену можно просто [с концами] взорвать?
— А. Сафронов, «Неополитический детектив»

А наметилось из этого «тупика идей» на сегодняшний день два выхода:

Первый — дать миру «свободу развития» и показать, как он рассыпается в новые Тёмные Века, а из них — по одному из трёх лучей «вилки». О нём мы поговорим в другой раз.
Второй — разрубить Гордиев узел противоречий и организовать спайку магов с феодальной системой. Но как это сделать, если феодализм и маги с их даром — это нечто принципиально не сочетаемое?

Вот здесь-то на сцену и выходит лежавшее, казалось бы, на поверхности предложение:

Родовая, распространённая магия

Два постулата, на которых зиждется весь поджанр и которые вывел его основоположник Николай Метельский:

Помимо стандартной магии «старым» родам доступны уникальные и узконаправленные силы, на порядок превышающие доступные иными методами. Чем старше род — тем больше вероятность рождения в нём мага и его вероятная сила, чем старше род — тем больше усиливается его «уникальная» способность.
Магияне исключительная редкость, примерно каждый четвёртый хотя бы очень слаб, но на что-то способен.

И это, казалось бы, незначительное изменение буквально «ударило топором» по недоверию к происходящему, сделав его буквально одним из самых продаваемых авторов в СНГ нашего времени (более миллиона продаж в общей сложности) при том, что до этого Метельский не писал вообще ничего.

А откуда такой эффект?

И даже в XXI веке такого вот мира это пусть и крайне редко (политика же), но может случиться. Потому что это не «дозоры», и каким-то «маскарадом» тут даже не пахнет. Естественное историческое сосуществование прогресса и магии.
И даже в XXI веке такого вот мира это пусть и крайне редко (политика же), но может случиться. Потому что это не «дозоры», и каким-то «маскарадом» тут даже не пахнет. Естественное историческое сосуществование прогресса и магии.

Оттуда, что это малюсенькое изменение позволяет элегантно провести спайку и магократии и раннего феодализма с его «первыми среди равных», и рыцарской эстетики, ибо магов здесь большинство.

Подавляющее их количество, особенно из «простонародья» — имеют низкий потенциал и невеликие способности, но всё же «форсюзер» весьма и весьма выше среднего может спокойно найти себе работу... У тех же бандитов. Потому что даже таких много.

Кроме того специфика постулатов говорит нам о том, что такое вот «боярское» фэнтези можно написать даже о нашем времени. Ведь вот в чём шутка юмора, наличие магии прогресс не останавливает. Он идёт, пусть и медленнее, пусть и подчас другими путями, причём даже с сохранением «феодального» строя благодаря сдерживающим факторам.

А что в итоге?

А в итоге получаем, что основываясь на постулатах Метельского можно создать фэнтези, в которое хочется верить вне зависимости от условного исторического периода, определяемого развитием техники.

Постулаты Метельского смогли применить даже к викторианской эпохе, получив уникальное, невозможное ранее сочетание «фэнтези-стимпанка». Но о «Хольмграде» Демченко я думаю, что мы таки еще поговорим как-нибудь в другой раз, пока — можете просто глянуть.

***

А ещё вы можете почитать, почему вам (всё равно) стоит обратить внимание на современную литературу.

Понравилась статья? Заинтересовались книгой или темой по моей подсказке? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Закрытая книга», чтобы не закрывать плохие книги самим!