Как с помощью пропагандистского мифа переписать историю? Это удавалось еще древним египтянам.
"Сделаем Грецию снова великой"
Легенде об Атлантиде человечество обязано древнегреческому философу Платону, который поведал ее в двух диалогах «Тимэй» и «Критий».
Платон, родившийся в Афинах в 427 г. и умерший там же в 347 г. до н. э., происходил из рода последнего афинского царя Кодра, состоял в родстве с Солоном (афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции) и с Критием, главным из «тридцати тиранов», правивших Афинами в 404—403 годах до н. э.
Греция времен Платона - период заката независимости демократических, но разрозненных греческих городов-государств, период кровопролитной Пелопонесской войны, и не только этой войны...
Платон, несомненно, переживал по поводу происходящего на его родине, и в своих трудах, отражающих его политические взгляды, неоднократно указывал, каким образом можно вернуть Греции былое величие, а народу Эллады стабильность и процветание.
Проведя двенадцать лет в путешествиях, в том числе в Египет, Платон рисует картину идеального государственного строя, в котором все общество разделено на группы.
Подобно тому, как в душе есть три части — разумная часть в голове, страстная часть в сердце, вожделенная часть в печени, так и в государстве должны быть три сословия (γένος):
Высшее сословие: только мудрые могут нести заботу о правильном образе жизни всех граждан. По Платону во главе государства должны стоять философы (φιλόσοφοι) или философствующие цари.
Сословие стражей (φύλαξ): на этом сословии лежит забота о внутренней и внешней безопасности государства.
Сословие прочих граждан (демос): их задача обеспечить снабжение государства необходимым (сословие кормильцев).
Эти сословия, по мысли Платона, должны каждое заниматься своими делами и не лезть в дела других сословий.
Излагая свои мысли в форме исторического исследования, он сообщает, что такой идеальный строй уже существовал в Афинах в период величайшего расцвета его родины, тысячи лет назад. Этот строй способствовал достижению изобилия, справедливости и благодаря ему Афины одержали победу в борьбе с таким могущественным противником, как Атлантида.
И в качестве документального подтверждения теории приводит рассказы своих родственников и знакомых в диалогах "Тимей" и "Критий".
Мнемозина вам в помощь...
Сам рассказ Платона об Атлантиде мы подробно приводить не будем, Яндекс и #яндекс.дзен вам в помощь
Обратим внимание на словесные реверансы в диалогах "Тимей" и "Критий":
«Выслушай же, Сократ, сказание, хоть и очень странное, но совершенно достоверное , как заявил некогда мудрейший, из семи мудрых Солон. Он был родственник и короткий друг прадеду нашему Дропиду, о чем и сам нередко упоминает в своих стихотворениях. Дропид сообщал нашему деду Критию, а старик Критий передавал опять нам, что велики и удивительны были дела нашего города, теперь от времени и гибели человеческих поколений пришедшие в забвение; но из всех величайшее было одно, припоминанием которого можем мы теперь прилично выразить тебе нашу благодарность...
Другой фрагмент:
Гермократ советует Критию призвать в помощь (бога) Пэона (Аполлона) и муз. Критий предлагает «призвать еще других», в том числе мать муз – богиню памяти Мнемосину.
По-русски это называется короче: "Дай Бог памяти...".
Такие реверансы в сторону богини памяти не случайны. О том, каким был #древний мир , мы знаем прежде всего благодаря устному творчеству. Мировая #история это прежде всего #мифы и легенды. Даже информация о событиях недавних лет, когда существует письменность и Интернет, может подвергаться немыслимым изменениям и фальсификациям. Представьте теперь, каким странным информационным продуктом был миф об Атлантиде уже в те времена. Миф, в котором, однако, сохранялся пропагандистский лейтмотив.План столицы Атлантиды по описанию Платона. Берега острова между второй и третьей внутренними гаванями обведены каменными стенами с башнями. Ипподром имел в ширину 1 стадий. В порту под стенами набережной находились крытые доки.
Итак, Солон, живший за 150 лет до Платона, посетил Египет, город Саис, в котором есть храм богини Нейт. Разговорился со жрецами. Жрецы рассказали ему историю об Атлантиде. По воспоминаниям слушателей рассказов Солона Платон описал государство, идеализированная политическая система которого оказала решающее влияние на ход борьбы со столь могущественным противником, как Атлантида.
Ученик Платона Аристотель обвинил учителя в том, что весь рассказ представляет собою обычный вымысел, и к тому же вымысел не Солона или египетских жрецов, а самого Платона. Как говорили позднее римляне: ищи кому выгодно. Вот Аристотель и решил, что Платон выдумал всю историю, чтобы в выгодном свете представить свои философские воззрения.
Однако не все так однозначно. История могла быть выгодна еще одной стороне.
После поражения Крития, главного из «тридцати тиранов», Платон покинул Афины, чтобы не подвергнуться репрессиям как родственник "врага народа".
Двенадцать лет он путешествовал. Посетил государства, расположенные по берегам Средиземного моря, в частности Египет и Сиракузы. В Египте он познакомился с самой древней и, по его мнению, самой лучшей формой правления, которую пытался впоследствии ввести на Сицилии. В Египте учились многие греческие мыслители, в том числе предок Платона по материнской линии, уже упоминавшийся Солон, которому египетские жрецы – по рассказам Платона – показали письменные документы, относящиеся к далекому прошлому Греции, Египта и Атлантиды, сделав его таким образом вольным или невольным "агентом влияния". При этом рассказ Платона об Атлантиде был написан спустя почти 50 лет после посещения Египта! У Платона было достаточно времени, чтобы переосмыслить и перепридумать миф, оставляя в сохранности его лейтмотив: грекам и египтянам надо дружить.
Известный польский астроном, писатель и популяризатор астрономии Людвик Зайдлер (1905—1985) пишет в своем исследовании "Атлантида":
Даже в том случае, если бы Платон, ничего не добавив, точно передал все известное ему об Атлантиде, его рассказ мог быть вымыслом. Конечно, вымыслом не Платона и даже не Солона. ...Египетские жрецы, передавая Солону рассказ о героической борьбе афинян с Атлантидой, тем самым пытались применить ловкий политический маневр, чтобы сделать греков своими союзниками против Персии, так как во время пребывания Солона в Египте, около 570 г. до н. э., в царствование Амазиса II, над страной фараонов нависла опасность нападения со стороны нового крепнущего персидского государства, что, кстати говоря, и произошло лет пятьдесят спустя.