Найти в Дзене
История.РФ

Самое странное сражение семилетней войны

Русская пехота отбивается от атаки прусской кавалерии
Русская пехота отбивается от атаки прусской кавалерии

Как не проиграть, лишившись главнокомандующего

25 августа 1758 года между русской армией, возглавляемой генерал-аншефом Фермором и прусскими войсками, которые лично возглавлял Фридрих Великий, произошло сражение при Цорндорфе, интересное не только тем, что обе стороны объявили себя победителями, но и тем, что оно началось «задом наперед», а русская армия какое-то время воевала без командования, но победить себя не дала. Фридрих великий был одним из лучших полководцев своего времени, а его армия считалась лучшей в Европе. Это было справедливо – Пруссия, по сути, в одиночку воевала против Австрии, Франции и России, но умудрилась продержаться 7 лет – потому войну и назвали, впоследствии, Семилетней. Русские же солдаты, в очередной раз, доказали свою стойкость и невозмутимость в критической ситуации.

Командовавший русскими войсками В. В. Фермор был храбрым солдатом – он прекрасно зарекомендовал себя еще во времена Анны Иоанновны. Во время Крымского похода в 1737 году он во главе 350 солдат не пал духом и продержался против 2000 войска противника, пока не подошло подкрепление. Карьера полководца пошла вверх, он показал себя умелым и решительным офицером и в войне с Турцией, и в войне со Швецией. Да и русскими войсками в Семилетнюю войну он поначалу командовал успешно – быстро захватил Мемель, проявил себя при Гросс-Егерсдорфе, и, заменив С.Ф. Апраксина на посту главнокомандующего русской армией, занял всю Восточную Пруссию, но вот что произошло при Цорндорфе до сих пор остается загадкой.

В результате долгих маневров, Фридрих Великий с армией в 32000 солдат при 116 орудиях вступил в бой с В.В. Фермором, у которого было 42 тысячи солдат и 240 орудий. Не желая оставлять в тылу гарнизон осажденного Кюстрина, Фермор отступает, а «Старый Фриц» начинает его преследовать. Фермор разворачивает войска на оборонительных позициях возле Цорндорфа – он решил дождаться подкреплений П.А. Румянцева, чтобы обеспечить себе подавляющее численное превосходство над пруссаками. Но Фридрих не случайно был одним из лучших полководцев своего времени – он разгадывает план русских, и, чтобы предотвратить его осуществление, приказывает инженерам навести переправу через реку Метцель. В итоге, утром 25 августа две измотанные маршем армии вступили в сражение под Цорндорфом.

Сражение при Цорндорфе
Сражение при Цорндорфе

В пылу сражения

Несмотря на полную неожиданность – появление развернутой надвигающейся армии пруссаков в своем тылу – В.В. Фермор не растерялся. Тем не менее, ему пришлось срочно строить армию, причем запланированная диспозиция потеряла смысл – пришлось быстро выстраивать войска, не имея заранее подготовленного плана действий. Ситуация усугублялась тем, что надвигающиеся пруссаки, которых от русской армии отделяли три оврага, могли надвигаться относительно защищенными от артиллерийского обстрела, а вот русские позиции хорошо простреливались и солдаты Фермора несли большие потери. Еще хуже было то, что, в случае поражения, пруссаки могли отступить назад к Кюстрину, а русской армии пришлось бы отступать через реку, она была «заперта», это грозило чудовищными потерями. К тому же, русскую линию построения рассекал овраг – армия, по сути, была раздроблена. Вот с такой неудобной диспозицией пришлось отбиваться от свалившихся как снег на голову солдат «Старого Фрица».

Атака прусской пехоты на правый фланг Фермор отбил, благодаря успешной контратаки кавалерией, но, вскоре, догоняющие пруссаков русские всадники были опрокинуты конницей одного из лучших кавалерийских генералов Семилетней войны – Зейдлица. Отступающих в облаках пыли кавалеристов приняли за пруссаков, и свои же солдаты открыли по ним огонь, что привело к еще большим потерям. А конница Зейдлица атаковала русских пехотинцев со всех сторон, захватила несколько артиллерийских батарей, но, несмотря на все эти злоключения, наши солдаты стояли насмерть. На левом фланге все происходило в зеркальном порядке – прусская пехота была обращена в бегство, благодаря контратаке русской кавалерии генерала Т. Демику – она, в свою очередь, захватила несколько прусских артиллерийских батарей.

"Старый Фриц" ведет в бой своих гренадеров при Цорндорфе.
"Старый Фриц" ведет в бой своих гренадеров при Цорндорфе.

Смешались в кучу кони, люди…

Одна из загадок этого сражения заключена в том, что, с определенного момента В.В Фермор перестал командовать русской армией. В малодушии его не упрекнуть, он не раз проявлял себя как храбрый офицер и военачальник, но, по его утверждению, он был вынужден покинуть поле боя для перевязки ранения. Поле настолько заволокло пороховым дымом, что и прусскими войсками командовать было непросто. Русские военные проявили удивительные стойкость и дисциплину – солдаты организовывались вокруг старшего по званию, бой превратился в серию стычек мелких групп русских и прусских солдат, когда только что победившие могли наткнуться на большую группу противника и потерпеть поражения. Штыковой бой и кавалерийская рубка привели к огромным потерям с обеих сторон, в прусской армии было выбито немало солдат гвардии. В итоге, решительного результата не достигла ни одна из сторон. С наступлением темноты русские войска Фермора организованно отошли, а Фридрих не решился их преследовать. Тем не менее, оба военачальника рапортовали о победе над противником, причем «Старый Фриц», что, впрочем, было для него характерно, в каждой новой реляции увеличивал количество русских потерь. Наиболее вероятно, что, в итоге, русская армия потеряла около 16000 убитыми и ранеными, а прусская – около 12-ти. Но оценки разнятся – в любом случае, это было одно из ожесточеннейших и кровопролитнейших сражений Семилетней Войны.

Филипп Митлянский