391 подписчик

О духовной всеядности. Иерей Александр Ермолин

«Человек есть то, что он ест» – наверняка, все слышали эту фразу Гиппократа. Некоторые даже спорили с ней. Так, Сократ говорил, что он ест для того, чтобы жить, но есть такие люди, которые живут, чтобы есть. Эту мысль можно перефразировать. Например, человек есть то, что он читает. То есть то, что он принимает внутрь себя и что становится частью его жизни, мыслей и убеждений.

«Человек есть то, что он ест» – наверняка, все слышали эту фразу Гиппократа. Некоторые даже спорили с ней.

Подлинный ответ на эту ситуацию дает нам Евангелие. Сам Господь говорит, что ничего входящее в человека не оскверняет его. И только лишь из самого человека выходит то, что оскверняет его: грехи зависти, похоти, чревоугодия и многие другие прегрешения. «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека» (Мк. 7:15).

Эти слова важно понимать в том контексте, в котором говорил их Господь. Евреи много думали о внешнем: о том, чтобы не оскверниться, о соблюдении внешних обрядов. Они старались избегать всего, от чего может произойти осквернение. Но Господь говорит им совершенно иные слова: осквернение происходит не от чего-то внешнего, а от внутреннего, от внутренних стремлений человека ко греху. А вот как раз убеждения и формируются на основании того, что человек принимает внутрь себя.

Ведь человек – это не только желудок, не только плоть. Человек – это еще и душа. Чем человек кормит свою душу? Какую пищу он дает своей бессмертной душе? Ведь мы живем в эпоху духовной всеядности. Часто человек «ест», то есть впускает внутрь себя все, что, по его мнению, относится к понятию «духовное».

Что такое духовное?

К сожалению, границы этого понятия размыты у современного человека. Для кого-то духовное – это антипод материального. Я верю в Бога, потому что Бог есть. В этом убеждает меня мой опыт, мои ощущения и чувства. Быть может, опыт человечества или так называемый «исторический аргумент» в пользу бытия Божия, смысл которого в том, что религия есть у всех народов. Если бы небо не отвечало, то люди бы и не обращались к нему в своих молитвах. Я верю в Бога и моя вера – это ответ вызовам материальности. От Бога, а не от обезьяны произошли люди. Душа, внутренний мир, а не набор гормонов и инстинктов управляют человеком и его поступками. Но часто бывает так, что люди с такими убеждениями верят в «Бога вообще». Не в конкретного Бога с именем, а в некую Высшую Силу, Вселенную, Разум, законы духа и так далее. Такая форма веры позволяет верить, но, вместе с тем, не верить в христианском понимании этого слова. «Вера без дел мертва» (Иак. 2:26) – пишет святой апостол Иаков.

У меня был подобный случай в священнической практике. Один человек говорил, что он верит и не верит одновременно. На вопрос, верит ли он в Бога, он, не задумываясь, ответил утвердительного. Тогда последовал второй вопрос: «а как зовут Вашего Бога»? Над этим вопросом он задумался очень серьезно и несколько раз уточнял, что же именно я имею ввиду. Ответа так и не последовало, но искренне надеюсь, что он будет задавать эти вопросы себе часто. Настолько часто, чтобы понять, в какого же Бога он верит.

И еще один пример. В Татарстане около одного древнего монастыря есть «философский сад». Его сделали светские люди и представляет он собой небольшой парк с цитатами разных авторов на табличках. Вспомнилось уникальное сочетание цитаты из апостола Иакова и высказывания Льва Толстого. Да, это не православный философский сад, да и никто, как говорится, не обязан делать что-то православное. Сад является скорее философской энциклопедией под открытом небом. Но это интересный пример того, как часто в голове у людей в понятии «духовность» уживаются самые разные вещи и направлению. Вера в высшие силы, какого-то абстрактного бога – это яркие примеры духовных суррогатов. Человек пытается насытить свою душу, накормить ее, но не может.

Где Истина?

Еще одна сторона такого понимания веры – это некритичное отношение к опыту всех религий. Можно и в храм сходить свечку поставить, можно и в дацане в колокол позвонить. Особой разницы нет – ведь Бог везде, во всех религиях. Астрология? Прекрасно! Можно узнать, что ждет в будущем. Бонусом красная нитка на руку от порчи, но желательно сочетать ее с нательным крестом или иконкой на шее.

Такое понятие «духовности» относится ко всему: и день святого Валентина и Хэллоуин находятся примерно в одной мировоззренческой плоскости. Нет разницы, ведь все это духовно, так как нематериально.

И человек наполняет свою душу всем. Пьет одновременно из разных источников и чистую воду, и странные мутные потоки.

Причин такой духовно всеядности много. Это и бесконечный поток информации на ТВ, когда запросто могут уложить в одном новостном выпуске прогноз погоды, гороскоп и рассказ о том, у кого сегодня именины, правда, перемешав это с каким-то «народным календарем», в котором язычества больше, чем православия.

Это и тотальная замусоренность интернета всевозможными псевдоправославными статейками, книгами и фильмами.

Это и отсутствие базового религиозного воспитания и самого простого религиозного образования, хотя бы на уровне воскресной школы. Даже такое образование помогает многое расставить на места и уменьшить количество каши в голове.

Надеюсь, со временем всеядность пройдет. Но не сама по себе, это не тот случай, когда «вырастет и пройдет». Эта «болезнь роста» требует серьезной помощи со стороны миссионеров и катехизаторов.