Классик научной фантастики, всем известный польский писатель Станислав Лем в 1973 г был приглашен в качестве почетного члена в Ассоциацию писателей научной фантастики Америки (аббревиатура по английски SFWA). Но уже в 1976 г был исключен из нее. Причиной послужила критика в адрес самой концепции, на которую опирались американские писатели фантастики.
В основе этой концепции лежит обычное маркетинговое мышление. Определенная группа писателей выпускала книги только в жанре научной фантастики. Соответственно, была сформирована группа читателей, которая читала литературу в этом жанре. Ситуация вроде бы хорошая, у писателя есть своя аудитория и он всегда востребован. Но читатель начинает предъявлять свои требования к читаемому автору не всегда понимая, что такое научная фантастика. Лем обозначил такую ситуацию как «гетто» для писателя. Фактически писатель лишен права на собственное творчество. Только удовлетворение спроса и минимум смысла.
В результате подавляющее большинство американских писателей заселили космос монстрами, непонятными антропоморфными или звероподобными расами, которые в основном занимались только «пиу-пиу» из лазерных бластеров. Главным условие было активное и динамическое развертывание сюжета.
Более того, на территорию фантастики забрели такие звери как мистика и эзотерика, что очень сильно расстроило Лема. Он написал статью с обличением такой ситуации, за что его исключили из SFWA. В своей статье польский фантаст дал определение научной фантастики, что это реалистическая литература, она является реалистической до тех пор, пока мы читая текст осмысливаем его логически.
Например, Лем критиковал сериал «Стар Трек», который был безумно популярен. Откуда на нем гравитация? Можно сказать, что сериал не про это и там другие задачи в сюжете. Но для Лема это принципиальный вопрос, на него нет ответа, уже примесь мистики.
Более сложная проблематика. Внеземной разум в лице антропоморфных инопланетян ничем не отличается от обычной земной цивилизации. Тема контакта с внеземным разумом одна из ключевых идей Лема в его творчестве, вспомним его романы: «Солярис», «Непобедимы», «Глас Господа», «Фиаско» и др. Здесь польский писатель солидарен и Артуром Кларком. Применять логические термины к инопланетному мышлению трудно и это можно делать только в очень ограниченном формате.
Как правило это игра в одну сторону — в нашу. Возможен только один вариант: когда с нами вступают в контакт. Ведь мы никак не можем сделать это самостоятельно, «стартрековский» полет в другие галактики это не фантастика, а мистика. Нам посылают сигналы и прилетают космические объекты. Кто-то возразит, ведь в Солярисе люди прилетели на планету в глубоком космосе. Это да, но войти в контакт с разумным океаном оказались неспособны, он делает это сам.
По-этому, что Лем, что Кларк оставляли для нас инопланетян безымянными, если не брать в счет их ранние работы.