Найти в Дзене
ПИЛИГРИМ

Хасиды и шаманы в Гватемале: как они уживаются

Гватемала, особенно западное нагорье, славится не только огненными вулканами или захватывающими пейзажами, но также богатой историей и культурой. Испанцы, которые владычествовали на этих территориях, не проявляли особого интереса к труднодоступным горным районам. Тем более, что поживиться им тут нечем было, а цивилизованные народы, несущие дикарям просвещение и просветление, очень любят брать много взамен. Так что культура майя сохранялась многие века нетронутой и католицизм не так давно с точки зрения истории начал активно проникать в местные поселения, что в итоге создало причудливую смесь традиций и обычаев. Так местные жители легко сочетают иконы и тотемы, уважают как священников, так и шаманов, делают подношения как своим духам, так и святым. И католическая церковь относится к этому довольно снисходительно, в отличие от протестантской, которая появилась в Гватемале лишь в начале 20 века, но отличилась быстрой экспансией. Сейчас почти 40% жителей страны относятся к этой церкви. Протестантские пасторы более суровы и требуют исполнения исключительно христианских обрядов.

Надо отметить, что многие индейцы твердо держатся шаманских традиций и верований. Так, на севере есть священное озеро, яркое блюдце практически идеальной формы, расположенное в кратере вулкана. Здесь местные совершают традиционные обряды, делая подношения духам озера. Боги, которым поклоняются гватемальцы требуют подарки, причем определенные. Божеству нужно намекнуть про свою мечту (то есть, принести в подарок те вещи, которые нужно получить, например, игрушечные автомобили, домик, свадебное платье), а потом в течение следующего года духа необходимо поить алкоголем, кормить и давать курить сигареты.

-2

На озере Атитлан в любимом хипстерами и туристами городке Сан Педро, обосновалась большая община любавичевских хасидов. Они держат большинство лавочек здесь и твердо соблюдают все традиции. Это непросто дается, потому что их образ жизни приводит к приводит к конфликтам с местными. Несколько лет назад около 200 членов ультрарелигиозной еврейской общины "Лев Тахор" были вынуждены покинуть деревню Сан-Хуан ла Лагуна (это рядом с городком) из-за конфликта с представителями местного индейского сообщества. Индейские вожди обвинили евреев в том, что те живут отчужденно, и при этом якобы навязывают местным жителям свою религию и обычаи.

Еще гватемальцы отмечают День Мертвых, который отличается своеобразием. Хотя дома расписаны граффити со скелетами и прочими ужасами, но сам праздник проходит без мрачных костюмов и шествий в отличие от Мексики. Гватемальцы в этот день просто веселятся, запускают воздушных змеев, устраивают пикники, ходят на кладбища (иногда совмещают и тогда пикники проводят на кладбище прямо среди могил).

Атитлан к тому же очень популярное место для отдыха всех гватемальцев, а у политиков и состоятельных бизнесменов по берегам озера есть много красивых вилл и усадеб. А вот местные жители богатством похвастаться не могут, зато здесь нет того разгула преступности, как в Гватемала-Сити или приграничных районах.

А вот чем ближе к границе с Мексикой, тем более заметно наследие культуры майя и тем больше появляется вооруженных военных, поскольку здесь проходит основной маршрут наркотранзита между Колумбией (одним из крупнейших мировых производителей кокаина) и США (главным потребителем этого наркотика). Гватемала, Гондурас и Сальвадор являются основными пунктами наркотрафика. Гватемальские кланы отличаются особой жестокостью, сплоченностью и практически отсутствием предательства, кроме того, к ним невозможно внедриться. Причина простая – все они являются крупными семейными кланами. Поэтому правительство делает ставку на армию и военные операции. Битва идет суровая и Гватемала занимает третье место по числу убийств среди всех стран.

А в пиратской Тортуге похоже на веру не особенно обращают внимания, во всяком случае, здесь нет такого количества церквей, как в других местах. Может, как раз из-за того, что им просто некогда. Наркокартели перешли в новой стратегии - отказались от больших партий и переправляют небольшие грузы на утлых катерочках и лодках, за которыми сложнее следить. Так что вся Тортуга при деле и помимо традиционной рыбалки подрабатывает и контрабандой.

А на самом севере в Биосферном резервате майя Тикаль не так давно (по историческим меркам) в непроходимых джунглях нашли новые пирамиды и сейчас ведут раскопки. Главное чудо Тикаля — это место раскопок Мундо-Пердидо, что переводится как Затерянный мир. Идти туда непросто, грязь, болота, густые заросли, дикие звери ( я размещу видео со звуками джунглей, которые я снимала на тропе, борясь с желанием побыстрее убежать).

По оценкам исследователей, население его в это время составляло от 100 до 200 тысяч человек. К концу 10 века, после ряда восстаний, город был окончательно заброшен жителями. Название Тик’аль на языке майя означает «место, где слышны голоса духов». Гватемальцы уверяют, что в Тикале располагался центр империи майя—в период расцвета он размещался на площади в 65 километров и просуществовал полторы тысячи лет. Руины использовались в качестве фона, как база мятежников в голливудских Звёздных войнах.

И почти по всей стране есть невыразимо прекрасные старинные монастыри, храмы, церкви. Некоторые уже разрушены, некоторые восстанавливают, некоторые стоят так же крепко, как и во времена майя.

Опасный город Гватемала-Сити
ПИЛИГРИМ7 апреля 2021