Окончание. Начало здесь
Россия привыкла к существованию царей и аристократии. Не могла без них. Если говорить точнее, то она от них в то время пока еще не отвыкла. Но интенсивно начала отвыкать в благословенном для демократии ХХ веке. Странная фигура последнего российского генералиссимуса, которым сделался на склоне лет простой грузинский абрек - наглядно это демонстрирует.
Но отвыкала от аристократии и привыкала к демократии Россия не в одиночку, а вместе с остальной Европой. Это был общий процесс всемирно-исторического старения цивилизации.
Угасание аристократизма - процесс уже едва просматриваемый, смутный, на него ненавязчиво накладываться другие. Вот, например европейская, для внутреннего пользования доктрина социал-демократии. Она запутала многих, особенно российская ее разновидность...
Прежде всего, уясним для себя, что аристократизм сам по себе нейтрален. Не плохой и не хороший. Он никакой. Плохими или хорошими могут быть люди, а процессы - кому-то выгодны, а кому-то нет. И демократия как идея - сама по себе нейтральна.
Одно из диалектических противоречий - конфликт между народом - демосом и помыкающим им аристократией, между аристократией и процессом демократизации. Сам демос - простой народ даже в процессе демократизации участвует пассивно. А аристократия активно - если вдруг аристократу - угораздило участвовать в каком бы то ни было процессе. Аристократ - если не по велению сердца, - активен "по должности".
Совершенно очевидно, что основополагающая черта аристократизма - его приверженность традициям. Следование определенным правилам. Ну и соответственно - способность традиции помнить, правила запоминать. То есть некий интеллектуальный уровень представителей аристократического социума.
В том случае если отдельные представители противостоящих аристократизму социумов придерживаются каких-то своих традиций и правил поведения, то это соль нации, элита. Или «элиты» политологов - словечко из зоологии с ботаникой... Это, по сути, аристократы своего не аристократического сословия. Как их назвать не понятно: передовики производства, лучшие люди села, передовая интеллигенция?
В прошлом веке, когда наметился кризис аристократизма, размывание его разночинской интеллигенцией («аристократами духа»). Чехов в письма к брату придумал «кодекс аристократа», названный им самим правилами поведения «благовоспитанного человека».
Воспитанный человек конечно должен знать правила поведения, в какой руке держать нож, а в какой вилку, но самое главное, что должен воспитанный человек - не замечать, когда правила приличий ненамеренно, не со зла нарушают другие.
Хочется дополнить классика. Конечно, очень важно не подумать плохо о человеке, который зашел в помещение и не снял головной убор, о человеке, который не ответил на ваше приветствие. Только так и поступить по настоящему благовоспитанный человек (аристократ).
Но. Еще аристократ не будет злиться, когда его обматерили в автобусе или отдавили ноги в базарной толчее. Настоящий аристократ не подаст руки киллеру. Никогда не станет выбрасывать из дома на улицу вдову с маленькими детьми.
Все это от того, что у настоящего аристократа хватит природного ума и сообразительности, чтобы не попадать в такие щекотливые положения. Потому, что настоящий аристократ способен просчитать любую жизненную ситуацию на несколько ходов больше чем не аристократ.
Простой человек иногда бывает тоже способен на это, тогда у него есть шанс стать дедушкой аристократа.