пишет: Мира Майнд
В саровчанах мне всегда нравилось то, что мы – неравнодушные люди. Чуть где что не так – горожанин в стороне не остаётся, пишет в комментарии, строчит в различные инстанции, жалуется и поднимает сложные вопросы. Не все в Сарове такие, конечно. Но общий процент людей с активной гражданской позицией неизменно радует нашу редакцию.
Вот и по поводу архитектурного облика города вы нам писали неоднократно. Мол, новостройки не вписываются в общую картину, кто вообще это придумал и так далее. Ругают за негодные дома, как правило, бедную администрацию. Спешу сообщить всем, кто не в курсе – к сожалению, с начала нулевых годов сотрудники муниципалитета практически никак не могут повлиять на архитектурный облик своего города. Ранее этими полномочиями город обладал, и проекты зданий пред началом строек согласовывались с местными чиновниками.
Но с недавних пор законодательство фактически исключает муниципалитеты из процесса согласования архитектурно-строительных решений в собственных городах. Все согласование проходит на уровне регионов – в нашем случае, в Нижнем Новгороде. По сути это означает, что органы местного самоуправления никак не могут влиять на городскую застройку, внешний вид строящихся зданий и облик города в целом.
Почему это плохо – объяснять, наверное, не надо, но на всякий случай обозначу основные проблемы. Сейчас функция согласования градостроительных решений возложена на областные органы, в частности, в Нижегородской области – на областное Министерство градостроительной деятельности и развития агломераций НО. Застройщики согласуют свои проекты на региональном уровне у специалистов, не знающих особенностей городского облика того или иного населенного пункта, и не заинтересованных в сохранении архитектурного баланса новых зданий и уже имеющихся в округе построек. Также региональные специалисты не имеют возможности ознакомиться с мнениями горожан о постройке новых зданий, учесть их интересы.
Теоретически, представители местной администрации могут участвовать в Архитектурных советах, где есть возможность высказать своё мнение по тому или иному проекту. Это могло бы быть хоть какой-то возможностью для представителей муниципалитета поучаствовать в формировании облика их городов. Но, к сожалению, то ли советы не проводятся по каким-то причинам, то ли наших чиновников туда не зовут. Этого мы, к сожалению, не знаем.
В связи с обострением этого вопроса в свете последних резонансных строек в Сарове мы начали рассылать запросы в различные инстанции: губернатору области, в Министерство градостроительства, депутатам Государственной думы. Везде обрисовали сложность ситуации и попросили посодействовать возврату полномочий на муниципальный уровень.
Стимулом вывести дискуссию об архитектурных полномочиях в публичное поле стала и совсем недавняя новость о «реновации» улицы Александровича. Напомню, что 11 августа в администрации Сарова состоялся аукцион по развитию застроенных территорий. В результате право организовать на месте домов №№ 15, 17 и 17а по улице Александровича строительство 1-2-х подъездного дома до 9 этажей получил Олег Сидорук, который предложил почти 30 миллионов рублей (деньги пойдут в бюджет города). Предварительно ему нужно будет договориться со всеми собственниками об условиях выкупа их жилья.
Победитель аукциона, по нашим сведениям, имеет самое непосредственное отношение к застройщику Павлу Харитонову и его фирме «СаровИнвест». Застройщик этот известен тем, что строит свои дома, не сильно парясь о сочетаемости новых строений с уже имеющимися вокруг зданиями, едином архитектурном облике города и всех этих тонких материях. Яркий пример – точечная застройка возле стадиона «Икар». При этом все проекты застройки ему в области согласовывают без проблем.
Широко известен также случай с домами в пойме, у которых то разрешения на строительство не было, то этажность резко повысилась, то вместо спортивной площадки ещё один дом нарисовался уже после подписания договоров с будущими жильцами. Также несколько лет назад господин Харитонов был замечен в попытке воткнуть ни с чем не сочетающуюся многоэтажку на улице Силкина. К счастью, тогда обошлось.
Сейчас нас очень пугает перспектива получить на Александровича очередную коробкообразную многоэтажку со всевозможными нарушениями, начиная от оформления документов на строительство и заканчивая игнорированием архитектурного облика района и города в целом. Напомню, Александровича – улица в старом районе, имеющая свою историю, очень зелёная. Строительство новых домов в таких районах требует особенно тонкого подхода в плане встраивания здания в окружающий ландшафт, более щепетильного внимания к деталям архитектурного облика, бережного отношения к деревьям и кустарникам, растущим неподалеку.
И да, мы знаем, что рядом с местом под «реновацию» уже есть одна девятиэтажка – «точка Надежина», Александровича, 19. Если вы не слышали о «точках» – посмотрите наш большой фильм, посвященный этому архитектурному феномену.
«Ленпроект», который занимался в СССР проектированием таких домов и встраиванием их в уже застроенные районы, подошёл тогда к делу очень бережно и профессионально. Я, конечно, не профессиональный архитектор, но на мой обывательский взгляд все дома этой серии гармонично вписаны в архитектурный облик районов и городов. Они не вызывают чувства диссонанса, даже напротив – производят впечатление архитектурной доминанты.
Именно таким подходом каждому застройщику стоило бы руководствоваться при реновации уже застроенных территорий. Уверена, что любое строительство можно осуществить с уважением к городу и его жителям. Надо просто захотеть и сделать.
[От редакции: просим считать эту публикацию открытым письмом губернатору Нижегородской области Глебу Никитину и депутату Государственной Думы по избирательному округу 0130 (Приокский – Нижегородская область) Денису Москвину.]