Когда я слышу слово "куртуазный", сразу возникает образ некоего расшаркивающегося и надушенного чувака в парике и при кружевах, сладким голосом говорящего дамам комплименты. Но на самом деле это ложный образ, хотя и похожий на истинный. Начнем с того, что куртуазный кавалер не носил парика, так как жил в средние века, когда мода на накладные волосы еще не возникла. Он не носил и кружева, был одет более скромно. Но к дамам относился действительно комплиментарно, воспевал их и преклонялся.
Понятие куртуазии относится к XI-XIII векам, когда в литературе возникло это направление. А сам термин более поздний.
Прежде всего речь шла о куртуазной любви, которая отличается тем, что рыцарь поклоняется своей даме сердца. Этот сюжет и обыгрывался в куртуазной литературе. При этом было важно то, что мужчина знатен и неженат, а дама как раз замужем. Именно этот момент придавал пикантности ситуации. Влюбленный издали вздыхал по своей любимой, посвящал ей подвиги, восхвалял ее в песнях и стихах, но не претендовал на физическое обладание.
На фоне диких нравов средневековья подобное отношение к женщине было новым, прогрессивным и меняло культурный фон. Куртуазную поэзию развивали ваганты и трубадуры, воспевая в своих произведениях такие, неслыханные ранее, отношения между мужчиной и женщиной. Эта поэзия плюс рыцарские романы распространялись по всей Европе, в каждой стране приобретая свои особенности. Тут надо заметить, что Провансе, например, тема абсолютной бесплотности куртуазной любви была не очень популярна, тамошние поэты воспевали и ее чувственную сторону. Примером может служить «Трактат о любви» Андре Капеллана (создан примерно в 1200 году).
Суть куртуазной любви была в утонченной игре. Влюбленный культурно (через комплименты, стихи, подарки, преклонение) добивался внимания своей дамы. Та должна была быть неприступной, но рано или поздно склонялась к своему поклоннику. Будучи женой другого человека, она не могла распоряжаться своим телом, но душа ее была свободна. Ведь средневековый брак обычно заключался не по любви, а по другим, более прагматичным, соображениям.
Культура куртуазии сильно повлияла на отношения между полами. Если раннее средневековье считало женщину только сосудом греха и фактически вещью, неполноценным человеком, вплоть до появления трактата "Есть ли у женщины душа", если понравившуюся даму просто валили на сеновал, не волнуясь по поводу ее чувств и желания, то куртуазная любовь кардинально изменила ситуацию.
Женщина - прекрасное создание, объект преклонения, чувствующее и нежное существо, которого надо добиваться не при помощи грубой силы, а при помощи утонченных культурных средств, вот так трансформировалось отношение к ней. И знаете, я рад, что в нашу жизнь вошла куртуазность. Сейчас, конечно, она сильно видоизменилась, но суть осталась. Каждый раз, когда мы хотим понравиться девушке и приглашаем ее в ресторан, дарим цветы, говорим комплименты и т.д. - мы поступаем, в принципе, также, как это делал куртуазный кавалер в средние века.
Я пишу о том, что меня удивило. Читайте еще на моем канале:
5 самых красивых актрис советского кино
Тюменка вышла за футболиста из Кипра, станет ли их дочь-мулатка звездной моделью?