Стивен Кинг. Тени прошлого. Книга 1: Долорес Клейборн

159 прочитали
В основе многих произведений Кинга или ключевых моментов сюжета лежат его личные воспоминания и переживания, многие из которых (но не все) связаны с детством.

В основе многих произведений Кинга или ключевых моментов сюжета лежат его личные воспоминания и переживания, многие из которых (но не все) связаны с детством. К этим моментам Кинг пытается всегда отнестись максимально бережно, передавая своему читателю не только словесную оболочку, но и чувства, связанные с этим жизненным опытом. Так появилась повесть «Тело», романы «Кэрри» и «Почти как Бьюик», сон из «Жребия», который мучал Бена после того, как он побывал ребёнком в доме Марстена, и этот список можно продолжать ещё очень долго. Иногда прошлое героев становится настолько важным, что Кинг посвящает ему все своё произведение. Это позволяет нам лучше понять героя, как в случае со Стрелком (нам и его спутникам, конечно), иногда... хотя давайте по порядку. Номер 1...

Долорес Клейборн/1992

Мужья умирают каждый день, Долорес. Может, один из них умер прямо сейчас, пока мы тут с тобой говорим. (...) Несчастный случай иногда лучший друг женщины.
Вера Донован 
«Долорес Клейборн» 

Кинг посвятил этот роман своей маме Нелли Рут Пиллзбери-Кинг, наделив главную героиню некоторыми ее чертами: выносливость, невероятное упорство, трудолюбие, бережное отношение к детям. По словам Кинга, некоторые бытовые эпизоды романа основаны именно на ее рассказах. 

Действие романа происходит на острове Литтл-Толл.

Остров Литтл-Толл, на котором разворачивается действие романа. Кадры из фильма «Долорес Клейборн» (1995). Режиссёр Тэйлор Хэкфорд. Мрачно и не очень уютно. Этими же словами можно описать душевное состояние главной героини романа, от лица которой ведётся повествование
Остров Литтл-Толл, на котором разворачивается действие романа. Кадры из фильма «Долорес Клейборн» (1995). Режиссёр Тэйлор Хэкфорд. Мрачно и не очень уютно. Этими же словами можно описать душевное состояние главной героини романа, от лица которой ведётся повествование

Все повествование ведётся от первого лица и строится исключительно на событиях прошлого, плавно подводя читателей к настоящему. Прошлое здесь не является частью повествования, оно и есть само повествование. Долорес Клейборн обвиняют в смерти своей нанимательницы: состоятельной Веры Донован (своего рода «Кэтрин Мартелл» из Литтл-Толла: властная, жесткая, непреклонная), которая, как выясняется, составила завещание, в котором передала все своё состояние Долорес.

Кэти Бейтс в роли Долорес Клейборн и Дженнифер Джейсон Ли в роли Селены Сент-Джордж. Кадры из фильма «Долорес Клейборн»/1995. Режиссёр Тэйлор Хэкфорд
Кэти Бейтс в роли Долорес Клейборн и Дженнифер Джейсон Ли в роли Селены Сент-Джордж. Кадры из фильма «Долорес Клейборн»/1995. Режиссёр Тэйлор Хэкфорд

«Как выясняется» - эту фразу можно назвать ключевой фразой всего романа, потому что во время допроса, который постепенно превращается в исповедь несчастной женщины, выясняется слишком много того, чего в принципе быть не должно. Это слишком... словом, слишком. 

Как выясняется, Долорес действительно убила, но не Веру. Как выясняется, именно Вера натолкнула ее на мысль об убийстве, потому что иногда «женщине не остаётся ничего другого, кроме как быть стервой». Как выясняется, Долорес и Веру связывало нечто гораздо большее, чем отношения «наниматель-работник»... гораздо большее. По ходу повествования выясняется и много подробностей из жизни самой Веры, некоторые из них стали открытием (или подтверждением догадок, спрятанных где-то на задворках сознания?) даже для Долорес. 

До меня дошло, что где-то в глубине я знала, что они умерли. Догадывалась. 
Джуди Парфитт в роли Веры Донован. Кадры из фильма
Джуди Парфитт в роли Веры Донован. Кадры из фильма

Но Кинг в первую очередь писатель ужасов, и он не мог не напомнить об этом в романе. 

Но хуже всего - чего она боялась больше всего - были пыльные головы

У меня дрожь по телу проходит от этой жуткой фразы. Ну, ладно, уже не проходит, но когда я читала роман в первый раз... до сих пор помню свои ощущения: стало как-то жутковато и очень-очень неуютно, как будто я вдруг поняла, что под кроватью, на которой я лежу кто-то прячется. Что-то похожее я испытала, когда читала «Жребий», момент, где Майк хоронит Ральфи, а за ним кто-то наблюдает.

Итак, пыльные головы. Это абсолютно по Кинговски: взять обычные комочки пыли, «которые собираются под кроватями и в углах», и напугать ими до смерти (причём Веру в прямом смысле до смерти) героев и читателей. Мне кажется, эти комочки пыли в романе являются чем-то вроде расплаты за убийства, их видит наяву Вера, один раз их видит во сне Долорес. И нет ничего удивительного в том, что у этих комочков много острых зубов и лица убитых мужчин: мужа Веры, который обманывал ее с другой женщиной, и мужа Долорес, который пытался совратить собственную дочь. 

Очень большая роль в романе отводятся солнечному затмению, которое приобретает здесь некое символическое значение. Затмение является невольным (или добровольным?) соучастником преступления. 

Солнечное затмение. Кадры из фильма
Солнечное затмение. Кадры из фильма
Я взглянула на часы: без десяти пять. В следующий час все на острове не оторвут глаз от неба.

Затмение является символом надежды для Веры, которая в глубине души надеялась, что оно вернёт ей погибших детей. Это некое Зло, но Зло очень красивое, хотя и опасное. И Кинг не просто пишет о затмении, он его детально прописывает. Его и то, что случилось, когда «...солнце, от которого остался только узкий полумесяц, дробилось и отражалось в осколках разбитого стекла». 

Солнечное затмение. Кадры из фильма
Солнечное затмение. Кадры из фильма

Именно во время затмения происходит ещё одно важное событие: Долорес видит девочку, которая, повзрослев, является главной героиней романа «Игра Джеральда». С этой девочкой случилось примерно то же самое, что и с Селеной, дочкой Долорес. И случилось это в день солнечного затмения.

«Долорес Клейборн» была опубликована уже после «Игры Джеральда», но все в том же 1992 году. Изначально Кинг планировал обьединить эти два романа в один, потом решил сделать два самостоятельных произведения, связанных общей тематикой. 

Помимо этой, в романе есть ещё несколько моментов, которые Кинг чуть позже использовал а других своих работах. В «Буре столетия» действие происходит на острове Литтл-Толл. А во время разговора с Верой Долорес вдруг вспоминает сказку, о которой ей рассказывала бабушка, о трёх небесных сёстрах, которые прядут нити жизни. Одну из сестёр, ту которая перерезала нить, звали Атропос (если уж быть точным до конца, то это не сказка, а миф, и Кинг прекрасно знал об этом, не знала Долорес). В романе «Бессонница» (1994) Кинг даёт это имя одному из маленьких лысых врачей. Я думаю, Кинг не случайно заставляет Долорес вспомнить это имя: благие у неё были намерения или нет, но нить жизни своего мужа она перерезала. Как и Вера. 

Для кого-то затмение стало символом надежды, для кого-то - последним, что он увидел в своей жизни. Кадры из фильма
Для кого-то затмение стало символом надежды, для кого-то - последним, что он увидел в своей жизни. Кадры из фильма

В аннотации к роману написано, что «Долорес Клейборн» - это попытка понять, почему в какой-то момент человек переступает нравственный закон бытия и становится убийцей. Для меня же этот роман в первую очередь о любви - безграничной любви к ребёнку, ради которой пойдёшь на любую жертву, не побоявшись последствий, наплевав на муки совести и мнение окружающих. И, конечно же, как и все произведения Кинга, это заставляет нас задуматься: а могла ли Долорес поступить иначе или у неё действительно не было выбора? Кто она: жертва или убийца (как и Кэрри Уайт)? 

В 1995 году «Долорес Клейборн» была экранизирована, режиссёром фильма выступил Тэйлор Хэкфорд. Роль Долорес сыграла Кэти Бейтс, роль Веры Донован - Джуди Парфитт. Если в романе очень большой акцент делается на отношения Долорес и Веры, то в фильме он смещён на очень непростые отношения Долорес с дочерью, которая догадывается о том, что сделала ее мать и не может ее за это простить. Так же в фильме опускается эпизод с видением Долорес и связь с «Игрой Джеральда» (и моими любимыми пыльными шариками». 

Первый раз я посмотрела этот фильм ещё в школе (книгу прочитала только на втором курсе университета), потом очень много раз пересматривала и, наверное, пересмотрю ещё не меньшее количество раз. Мне кажется, никто бы не смог настолько точно передать образ Долорес, как Бейтс.

Через 18 лет после «Долорес Клейборн» Кинг написал повесть 1922 (2010). В этой повести уже муж убивает свою жену и сбрасывает ее тело в колодец. Но, если Долорес пошла не убийство мужа ради детей, то Уилфред - ради земли, хитростью заставив участвовать в этом собственного ребёнка. В итоге Долорес все-таки заслуживает прощение, а Уилфред наказывает себя за содеянное снова и снова. 

В основе многих произведений Кинга или ключевых моментов сюжета лежат его личные воспоминания и переживания, многие из которых (но не все) связаны с детством.-8