Парадоксальные аналогии рождаются в головах некоторых наших оппозиционеров. Некто EDVVVARD чирикнул в Твиттере:
Во-первых, фигура Навального и его болезнь сопоставляется с гибелью сотни моряков в атомной подводной лодке. Во-вторых, россияне представлены заложниками у психопата, под которым подразумевается президент Путин.
Согласитесь, что такой ход мыслей смахивает на вывих сознания. Если по случаю гибели экипажа «Курска» в стране объявляли траур, то Навальному не светит такая честь ни при каких обстоятельствах.
Однако единомышленникам Едварда аналогия с «Курском» очень понравилась. Около 9 тысяч человек «лайкнули» креативную запись, а еще около двух тысяч человек распространили ее по сети. Ко мне она попала от оппозиционной журналистки Ольги Романовой.
А менеджеры Твиттера выделили эту запись особо: «Здесь мы собираем лучшие твиты за сутки с помощью бота»…
У оппозиционеров имеется список прегрешений Путина. И начинается он с трагедии «Курска». Когда она затонула, президент находился в отпуске в Сочи. Вина заключается в том, что он не прервал отдых, не прибыл на берег Баренцева моря, не рвал волосы на голове, обливаясь слезами. Кроме того, в вину Путину записали отказ от помощи со стороны иностранных государств по горячим следам кораблекрушения. Возможно, некоторых моряков можно было бы еще спасти.
Еще одно лыко в строку оппозиционных скрижалей добавил небезызвестный журналист Сергей Доренко. Он тогда находился на вершине славы. «Авторская программа Сергея Доренко» обеспечила ему прозвище «телекиллер». Он агрессивно критиковал и рассказывал подробности личной жизни бывшего премьер-министра Е. Примакова и мэра Москвы Ю. Лужкова — лидеров оппозиционного блока «Отечество — Вся Россия» и потенциальных соперников Владимира Путина на президентских выборах. Доренко не скрывал, что целенаправленно выступал против оппонентов Путина под непосредственным руководством Б. Березовского, тогдашнего совладельца Общественного российского телевидения.
Доренко показал в эфире федерального телеканала, в каких условиях вынуждены жить российские подводники, последовательно указал на ошибки и неточности в высказываниях президента, упрекая его в попытках оправдаться за гибель моряков.
«Главный вывод в том, что власть не уважает нас всех. Поэтому лжет. И главное - власть обращается с нами так только и исключительно потому, что мы ей это позволяем. Всего вам доброго», — сказал он зрителям перед уходом из эфира.
И, наконец, еще одно обвинение, связанное с трагедией «Курска». Владимир Путин на вопрос ведущего телеканала CNN Лари Кинга о том, что же произошло с подлодкой «Курск», ответил: «Она утонула». Сергей Доренко посчитал, что такой ответ свидетельствует о неадекватной реакции властей на трагедию с подлодкой.
Оппозиционеров не смутили выражения в стиле «хайли лайкли» от человека по прозвищу «телекиллер»: «Может, клевещут? Звонил Путин именно Березовскому, или Шабдурасулову, или Косте Эрнсту — не помню и не хочу сейчас выяснять». Не смутило также, что Доренко приводит аргументы со слов Бориса Березовского, человека с неоднозначной репутацией. Главное, чтобы вставить еще одно лыко в строку. И вот уже список прегрешений Путина отливается в граните и припоминается на протяжении 20 лет президентской карьеры. Делается натужная попытка создать из Путина психопата, а из россиян – заложников. А поскольку на Западе стараются больше прислушиваться к мнению несистемной оппозиции, образ России, Путина, россиян искажается до неузнаваемости.
Но есть на Западе и в какой-то степени адекватные люди, которые ответственно подходят к журналистике, задумываются о том, «как наше слово отзовется». Довольно многие СМИ за рубежом, освещая события с подлодкой, обращали внимание на такой важный момент: Путин стал президентом и главнокомандующим без году неделя (за три месяца до трагедии). На него свалилось наследие ельцинских 90-х. Трагедия с «Курском» стала первым испытанием, наглядно показала ему, как работает российский механизм государственного управления.
Доренко поторопился назвать неадекватной реакцию нового президента на трагедию «Курска». Как оказалось, эта реакция была очень даже адекватной. Путин пришел во власть разгребать завалы, образовавшиеся после распада СССР и «шоковой терапии» 90-х. Как пишет Сюзанна Сальвадор в португальской «Diario de Noticias», «Президенту, официально избранному в марте и прошедшему процедуру инаугурации в мае, о трагедии сообщили только сутки спустя… Помощь была отправлена, но низкое качество материалов, отсутствие технической возможности и плохая погода на Баренцевом море мешали попыткам пристыковаться к подлодке. Позже было установлено, что подводный аппарат, который должен был оказать помощь, никогда не проходил учений с «Курском». Это объяснялось экономическим кризисом и отсутствием у российских Вооруженных сил, как и у всей страны, денег».
Глеб Павловский тогда работал в администрации президента, создавал новый имидж главы государства. Именно Павловский порекомендовал Путину не встречаться с женами подводников. Вот как он это объяснил в одном из интервью:
– Вы говорите, что, когда первое лицо государства едет на место катастрофы, это воспринимается как слабость. Почему?
– Не считаете ли вы, что в этом подходе есть некое противоречие? Тогда еще говорилось о том, что Россия строит демократическое государство. Если смотреть на другие демократические страны, когда там что-то подобное происходит, то у лидеров государств более гуманистический подход: они сразу же выступают с заявлениями и приезжают на места трагедий. Некоторые откладывают поездки на международные политически важные мероприятия…
– Нет, мне просто интересна логика, которой вы руководствовались в то время.
– Оглядываясь назад, вы считаете, что была выбрана правильная стратегия? Сейчас часто критикуют власти, что они отреагировали не вовремя. Все помнят эти кадры встречи Владимира Путина с матерями погибших подводников и [критические] телепередачи.
Надежда Петровна Некрасова, мать одного из погибших подводников, участвовала во встрече с Владимиром Путиным и задала ему вопрос, почему не была вовремя принята помощь иностранных государств.
Глеб Павловский: «Сначала была надежда на российские спасательные приборы. Они были довольно сильные. Но оценить, насколько они пригодные, мы не могли, естественно. Все, что мы об этом знали, – это картину из "Титаника", где российский подводный аппарат является реальным действующим лицом. Тем не менее, это не удалось. Была принята помощь, сперва от норвежцев, потом от британцев. Но эта помощь была успешной только частично.Общественность всегда мыслит черно-белыми картинами. Они, наверное, считают, что надо было отойти в сторону и предоставить норвежцам возможность спасать экипаж. Но так вопрос совсем не стоял».
– Вы считаете, что это могло быть связано с тем, что эта атомная подлодка принадлежала Министерству обороны и там были документы с государственной тайной?
«Это была не просто атомная подлодка. Это была атомная подлодка последнего поколения. Собственно говоря, последний плод советского ВПК. Она строилась в начале 1990-х, заложена уже была в конце Советского Союза. Это был очень совершенный аппарат. Но катастрофа была результатом ошибочного обращения с ним. И Путин практически сразу мне сказал, еще не имея никакой информации, что, скорее всего, это халатность либо экипажа, либо команды обслуживания. Как, впрочем, потом это и оказалось… А почему, собственно говоря, Министерство обороны должно было сказать: нет-нет, мы не будем этим заниматься, пусть этим занимаются норвежцы? Я думаю, что этого бы никто не понял в стране тогда. Мы и так больше десяти лет жили в каком-то постоянном самооскорблении, в уверенности, что мы сами ничего сделать не можем, что все сколько-либо успешное изготовлено на Западе. Эта атмосфера, как смог, стояла в стране. Все хотели от нее избавиться. Но, конечно, здесь от этого избавиться не удалось».
Путин подчеркнул, что в момент трагедии он едва приступил к исполнению обязанностей президента после выборов и даже не знал, что в Баренцевом море проводятся какие-то серьезные военные учения.
"Министр обороны позвонил, сказал, что мы потеряли лодку, но обнаружили уже, сейчас начинаем работу. Было непонятно, что там происходит что-то трагическое, потом, конечно, всё это развернулось в полном объёме и в полный рост", — вспоминает российский лидер.
Во время беседы с родственниками погибших подводников Путин сказал, что ответит за дни своего президентства, а по поводу проблем, отразившихся на состоянии армии и флота он готов сесть вместе со всеми и также задавать вопросы ответственным людям. Сейчас, спустя 20 лет, наши армия и флот снова стали сильнейшими в мире.
Надежда Петровна Некрасова корреспонденту «Ленты.ру» :
«Путин мне ответил, что ему сказали, что все средства для спасения имеются. А потом спасать было некого. Наши ребята не дождались помощи».
Председатель Санкт-Петербургского клуба моряков и подводников, капитан 1-го ранга, доверенное лицо семей погибшего экипажа Игорь Курдин:
Англоязычная «Википедия» несколько подробнее, чем это сделала русскоязычная версия, освещает трагедию «Курска». Причем обращает внимание на моменты, которые постоянно муссируют оппозиционеры.
«Diario de Noticias»:
Несистемная оппозиция обозначила трагедию «Курска» точкой отсчета, после которой телекиллер Доренко был уволен с первого канала, Березовский отстранен от управления Общественным российским телевидением, кардинально реорганизован канал НТВ – закончилась свобода слова в России, произошел отказ от демократии, наступила эра психопата Путина.
Мне думается, что у подавляющего числа россиян имеется другое восприятие Путина. Президент с достоинством вышел из первого испытания, извлек уроки. Под его руководством произошли положительные изменения не только на флоте, в армии, но и во всей стране. Было также покончено и с телекиллерством. А такие видеоблоггеры и видеокиллеры, как Навальный вряд ли удосужатся широкой поддержки от россиян.