Найти в Дзене
Nitla Kai

Тихановская VS протест – финальная схватка

Протест в Беларуси, похоже, закончился, и жертвы были напрасны. Как минимум, в рамках текущей волны, ибо в дальнейшем произошедшее за минувшие две недели на улицах и площадях страны непременно даст серьезные последствия, и уже дает на международном уровне. Так или иначе, Лукашенко получает небывалый груз проблем, под бременем которого не исключен уже и переворот сверху. К слову, сегодня (23 августа) еще ожидаются крупные выступления, но в отличие от баланса сил недельной давности протестующим придется иметь дело с этим: К тому же с учетом отсутствия каких-либо предпосылок к повышению решительности в рядах несогласных и полной импотентности «лидеров» рассчитывать на коренной перелом вряд ли приходится. Повестка перехвачена практически на всех уровнях. Нет самого главного – морального превосходства. Во всяком случае, оно было существенно занижено и тем более затрудняет какие-либо действия. Провластные выступления скорректировали дисбаланс. Далее остается лишь понять, почему? Что это б

Протест в Беларуси, похоже, закончился, и жертвы были напрасны. Как минимум, в рамках текущей волны, ибо в дальнейшем произошедшее за минувшие две недели на улицах и площадях страны непременно даст серьезные последствия, и уже дает на международном уровне. Так или иначе, Лукашенко получает небывалый груз проблем, под бременем которого не исключен уже и переворот сверху.

К слову, сегодня (23 августа) еще ожидаются крупные выступления, но в отличие от баланса сил недельной давности протестующим придется иметь дело с этим:

К тому же с учетом отсутствия каких-либо предпосылок к повышению решительности в рядах несогласных и полной импотентности «лидеров» рассчитывать на коренной перелом вряд ли приходится.

Повестка перехвачена практически на всех уровнях. Нет самого главного – морального превосходства. Во всяком случае, оно было существенно занижено и тем более затрудняет какие-либо действия. Провластные выступления скорректировали дисбаланс.

Vasily Fedosenko/Reuters
Vasily Fedosenko/Reuters

Далее остается лишь понять, почему? Что это было? Действительно излишняя мягкость протеста с возведением принципа подчеркнуто мирного протеста до идиотизма со всеми женскими хороводами и цветочками ОМОНу, который вчера делал их родственников инвалидами, или же это откровенный и сознательный «слив», выполненный в какой-то корявой импровизационной форме?

Какова во всей этой истории роль Тихановской?

Что не вызывает вопросов и разночтений, так это ее роль объединителя несогласных беларусов. Но объединять людей можно ведь с разными целями и задачами – это первое. Второе – и тут уж я более чем уверен, что к этой роли ни Тихановская, ни кто бы то ни было другой во власти или оппозиции готов не был. Поэтому нужно было импровизировать, причем всем и с разных сторон.

http://novayagazeta.ee/
http://novayagazeta.ee/

Я бы не преувеличивал и самом значение Тихановской как личности, поскольку она и до выборов не блистала лидерскими качествами. Для меня было удивлением, что она в принципе могла собирать митинги.

Секрет успеха Тихановской как победителя на выборах – в изначально высоком протестном потенциале и в возмутившем многих устранении кандидатов, у которых были более высокие рейтинги чем у Лукашенко – не как у абстрактных лидеров, а как у реальных потенциальных политиков.

Странный отъезд

После того, как стали очевидны фальсификации в подсчетах голосов, после первой волны протеста 10 августа, когда стало ясно, что люди настроены серьезно на борьбу с Лукашенко, Тихановская бежит в Литву. Именно бежит. Сейчас уж точно можно это так характеризовать – другое дело, в каком статусе, по каким причинам и с какими планами бежит. Ее объяснения относительно запугиваний если 11-12 числа можно было принимать как моральные оправдания, то уже неделю назад по ним возникали очевидные вопросы на фоне разворота ее позиции на 180 градусов.

Как мне тогда казалось очевидным с точки зрения сторонников Тихановской, она сделала свое благое дело, ей можно даже сказать спасибо, простить, понять и отпустить – но при этом навсегда забыть ее как символического лидера, не говоря о ней как о политической фигуре, способной участвовать в каких-либо тактических или стратегических политических действиях.

«Возвращение» лидера Тихановской

Фото: Dmitri Lovetsky, AP/TASS
Фото: Dmitri Lovetsky, AP/TASS

Несколько дней, пока происходит перелом в событиях и протестующие берут очевидный верх, Тихановская молчит. Далее, уже словно забыв про все запугивания, она словно на белом коне громко заявляет о готовности стать лидером, начинает историю с координационным советом и т.д.

И протестующие все это время ее все-таки ждали и считали президентом, надеясь на… вот не знаю на что они надеялись. Но суть в том, что эта команда лидеров позволила просто на ровном месте замотать ситуацию в клубок.

Фото: Наталия Федосенко / ТАСС
Фото: Наталия Федосенко / ТАСС

Вот это потрясающий поворот событий с координационным советом, который, на мой взгляд, также символически и забил последний гвоздь в крышку гроба этого протеста.

***

Было много сказано о том, что Тихановская после выборов уже никакого значения не имела и дальше «сами». А вот «сами» кроме хороводов и цветочек ОМОНу при количестве в 200 тыс (!) ничего не сделали – опять же, к вопросу о важности наличия структуры управления протестом и лидеров – реальных лидеров! Тактически толпа может выиграть, но кто ее будет представлять? Те, кто подсуетятся быстрее со стороны – вот для этого, как я понимаю, и был организован координационный совет.

Если на секундочку представить, что и сами рядовые участники протеста готовы действовать решительно с понятными тактическими и стратегическими целями, и у них есть лидер с понятными для него открытыми целями и задачами, в котором все уверенны что он не убежит в ответственный момент – Лукашенко давно бы думал не о военной обороне, а о суде.