1 подписчик

Формирование адекватной самооценки.

Под самооценкой часто подразумевают общая характеристика себя. Что-то вроде: «Я крутой» или «Я лузер», но главное это то, на чём она построена. Если самооценка построена на неадекватном восприятии действительности, то такая самооценка либо сильно колеблется, либо настолько статична, что не даёт развиваться. Для начала нужно рассмотреть факторы, которые могут повлиять на самооценку.

1. Успехи или неудачи в данной области или жизнь вообще.

Успех – понятие очень субъективное. Для человека важно понимать, что он двигается в верном направлении и делает то, что необходимо. Подобного понимания можно достичь, только при помощи глубокого самоанализа. Многим людям трудно ответить на вопрос: «Что я считаю счастьем?» Они начинают перебирать в голове те моменты, когда, как им кажется, они были счастливы, но не могут точно сказать почему. Кто-то считает, что счастье может принести поездка на море. Кто-то желает быть богатым или знаменитым, потому, что ему кажется, что так они будут счастливы. У всех разное понимание счастья, но проблема в том, что если человек не получает этого, он запутывается в том, к чему следует стремиться. Другие люди, достигаю того чего хотят, но не получая счастья, тоже находятся в смятении. Они думали, что станут счастливыми, но не стали и окончательно запутываются в жизни.

Конечно, есть люди, которые всячески отгораживаются от таких мыслей, например, стараются побольше работать или развлекаться, убеждая себя, что они счастливы. Такими темпами, человек подавляет негативные мысли и в итоге, копит их. Нет ничего плохого в мыслях. Мысли это просто мысли. Если после тяжёлого дня вы задумались над тем, стоит ли вам вообще продолжать так работать, то не нужно думать, что это мысли лентяя. Но не нужно поддаваться эмоциям и бросать всё. Эмоции временны и почувствуете себя идиотом, когда они пройдут. Чтобы знать, куда двигаться, нужно для начал разобраться, что для вас счастье? Нужно выбрать ориентиры, по которым вы в любой ситуации сможете определить, что двигаетесь правильно.

2. Мнение окружающих о вас или вашей деятельности.

Что такое мнение? Субъективное восприятие вашей деятельности другим человеком. Вы не властны над мнением других. Вы можете сказать – я могу вести себя правильно, и человек будет обо мне хорошего мнения – Да, можете, но даже если вы будете делать всё правильно, человек всё равно может подумать о вас плохо, потому, что выбор всё равно за ним. Каждый человек воспринимает окружающую действительность по-своему. Всё зависит от опыта, который он получил. Стараться всем угодить это не лучшая стратегия. Если человек отозвался о вас плохо, то что вы можете с этим сделать? Ничего. Вы можете рассказать ему, что вы вовсе не плохой, но разве вы властны над его мнением? Нет. Вы можете говорить довольно умные вещи, а какой-то человек скажет, что это чушь, и вы расстроитесь? Почему? Разве вы расстраиваетесь, если ребёнок назовёт вас дураком? Нет, потому, что вы понимаете, что он ничего не понимает и не знает о вас, он просто не может объективно мыслить. Вы можете сказать, что критика может исходить от знающего человека. Так разве знающий человек будет называть ваш труд чушью? Он разъяснит вам, где вы ошиблись, потому, что он разбирается в вопросе и знает, как нужно было донести информацию. Если же вы скажете настоящую чушь, например, ввиду вашей некомпетентности, то образованные люди ничего не скажут, потому, что понимают, что с вами(как с некомпетентным человеком) разговаривать бесполезно.

3. Интерпретация окружающей действительности.

Один человек может совершать множество ошибок, но всё равно двигаться дальше. Другой человек может совершить одну и всё бросить. Всё зависит от того, как он воспринимает всё это. Если ваша самооценка строиться на внешних факторах, то вы будете часто подвержены ненужным переживаниям, из-за того, что не можете их контролировать. Сконцентрируйтесь на ощущениях. Постарайтесь разобраться в том, что вы можете контролировать, а что нет.

Философ Эпиктет говорил: «Где независящая от свободы воли, там пусть у тебя будет смелая уверенность, а где зависящая от свободы воли, там-осмотрительность».

Нужно тренировать умение отличить одно от другого. Мы можем контролировать свои действия, а не результат. Самооценка должна быть построена на том, что вы можете сделать, а что нет. Допустим, вы хотите научиться рисовать. Для начала вам нужно определиться с тем, что для вас значит: «Научиться рисовать», затем взяться за дело. Проведите прямую линию. Если у вас это не получилось, скажите себе: «Я не могу провести прямую линию». Не нужно говорить, что вы плохой художник или у вас нет таланта. Вы просто не можете провести прямую линию и всё. Если вы занимаетесь достаточно долго, то вы можете сказать: «Я могу нарисовать портрет человека. У меня не совсем точно получается передать форму губ. Штриховка часто сделана не совсем правильно». Так вы мыслите объективно, не прибегая к субъективным суждениям. Таким образом, вы не сможете сказать, что вы хороший или плохой специалист, вы будете просто утверждать, что вы можете, а что нет. Оценкой пусть занимаются люди, которым это нужно.