Мы завершаем экскурсии по выставке «Ни дня без мольберта», в которую вошли картины, рисунки, графика, акварели - творческое наследие нашего земляка, члена творческого Союза художников России и Международной федерации - художника Льва Алексеевича Крылова.
Тема сегодняшней экскурсии – «Портретные работы мастера».
В портрете художник не только передаёт сходство (это обязательно, без этого не будет портрета), но и делает нечто значительно большее: рассказывает об изображённом, какой он – умный или глуповатый, добрый или злой. Позволяет прочитать его мысли, узнать его чувства.
Разберём это на примерах, которыми и послужат портретные этюды, выполненные Львом Алексеевичем Крыловым в разное время в период его поездок по стране. Судьба сводила Мастера с разными людьми, некоторые, вызвавшие к себе интерес, становились моделью художника.
Этюд «Николай Мартынович Третьяк, капитан дальнего плавания т\х «Молдавия», 12 апреля 1969 года»
На портретном этюде «Николай Мартынович Третьяк, капитан дальнего плавания т\х «Молдавия», выполненном в карандаше, мы видим мужчину в возрасте не менее пятидесяти лет, одетого в капитанскую форму. Спокойное лицо, уверенного в себе, в своей команде человека.
Он не может быть иным, ведь ему доверены человеческие судьбы, поскольку
Теплоход «МОЛДАВИЯ» - двухпалубное пассажирское судно, ходившее в навигацию по маршруту Москва - Ростов-на-Дону в составе Волжского Речного пароходства. В одном из таких рейсов, вероятно, и был в числе пассажиров Лев Алексеевич Крылов.
Так как в портрете всё содержание сосредоточено в изображении только человека, то художник-портретист использует все средства живописного решения. Он создаёт образ при помощи очень точного рисунка, тончайших цветовых отношений, соотношения освещенной и неосвещенной части лица.
Часто художник для создания контраста использует фон: человека с природой, или делает фон нейтральным, чтобы подчеркнуть резким противопоставлением ему фигуру или лицо человека. Как видим, в портретном эскизе капитана «Молдавии» фон отсутствует, чтобы не отвлекать внимания от основного персонажа – капитана Третьяка.
Неизвестно, сколько ещё они были вместе – капитан и его судно, наверное, в 1991-м году, когда теплоход списали, капитаном «Молдавии» был уже другой человек. На рисунке художника Крылова, сделанном в 1969- году, они в тандеме – человек и корабль, полны сил и уверенности в себе. Уверенность капитана это – слаженная дружная команда, покой, безопасность и благодарность пассажиров.
«С. Грибенюк, механик, штурман т/х «Устюг», 1968 год»
Другое судно и другой портрет – карандашный этюд Крылова «С. Грибенюк, механик, штурман теплохода «Устюг». Вероятно, речь идёт о сухогрузе «Устюг», спущенном на воду в 1962 году и приписанном к Волго-Донскому пароходству. Потому что в истории судоходства был ещё один корабль - тёзка волжского сухогруза – грузовой теплоход «Великий Устюг». В ночь на 13 марта 1968 года в северной части Атлантического океана советский грузовой теплоход «Великий Устюг» затонул. Впрочем, как говорит Леонид Каневский: «Это совсем другая история».
Итак, герой портретного этюда Грибенюк – вновь человек «флотский», работающий на судне, занимающий там далеко не последнюю должность, ведь штурман – тот, кто прокладывает курс корабля, правая рука капитана. Художник изобразил его в профиль, повернув к зрителям боком, сидящим за столом с документами.
Зачастую так случается, как это ни кажется странным, что изображенный на портрете похож на себя более, чем в жизни. Выражение лица, руки, жесты, поза, осанка, как сидит он или стоит (и сидит ли он или стоит), обстановка, которая его окружает – всё это очень важно в портрете. Через эти внешние признаки художник показывает внутренний мир человека.
Каков внутренний мир штурмана Грибенюка? Что сближает его с капитаном Третьяком, что отличает? Оба несут службу на корабле, оба досконально знают своё дело. Это чувствуется в том, с каким достоинством, уверенностью сидят они, позируя художнику. Причём важно, что делают они это в привычной для себя обстановке, скорее всего, на собственном судне. Почему?
Портретируемый в непривычной для него обстановке не будет чувствовать себя естественно. Вот попробуй и напиши, чтобы он был похож, в естественной позе и чтобы люди, глядя на портрет, узнавали знакомого и находили в нём новое, чтобы он стал «знакомым незнакомцем».
Оба портрета, безусловно, выполнены в привычной для капитана Третьяка, и для третьего помощника капитана Грибенюка обстановке – лица обоих спокойны, не напряжены, они, возможно, уже и забыли, что позируют художнику, погрузившись в свои мысли. Красивые открытые лица, которые принято называть волевыми. Штурман по возрасту моложе капитана Третьяка. Его капитанство впереди. А пока, глядя на него, отвернувшегося от нас и ушедшего в свои мысли, так и хочетсясказать словами из «Марша речников», написанного Георгием Носовым в 1961-м году:
«Вперёд до «полного» лети ты над волнами,
Корабль крылатый наш, красавиц скоростной!
Для доброй славы родной державы
Мы день и ночь на вахте трудовой».
«Повар Зина»
Изумительная по красоте исполнения, выполненная очень бережно, с симпатией к портретируемому, работа Льва Алексеевича Крылова «Повар Зина». Здесь художник добавил небольшой фон,
чтобы четче выделить лицо и фигуру девушки-повара, одетую в белый халат и косынку - обязательные атрибуты её профессии. Возможно, Зина работает поваром на одном из кораблей, с которыми мы опосредованно познакомились, изучая портреты речников. Может, девушка работает в столовой Академической дачи, куда неоднократно выезжал Лев Алексеевич для совершенствования своего живописного мастерства. Важно не это. Чтобы портрет удался надо хорошо знать портретируемого, видеть его в самых разнообразных обстоятельствах, увидеть в нём «что-то» и это «что-то» передать. В этом умении увидеть внутренний мир человека, в способности заглянуть в глубь его – дар портретиста.
Опять, казалось бы, есть этот дар, знает художник свою модель, привел в мастерскую, посади и пиши. Не тут-то было. Как уже говорилось, человек внутренне напряжётся, исчезнет естественность, портрет вряд ли получится.
А как же написать портрет повара, чьё рабочее место – плита, да кастрюли? Наверное, непросто это сделать, но вполне возможно – Крылов же смог. Его повар, вероятно, тоже волнуется, ведь не каждый день профессиональный художник, член Творческого Союза художников России, пишет твой портрет. Но Зина справляется со своим волнением, лишь краска смущения заливает лицо и шею девушки. Лицо – милое открытое лицо, к которому постоянно обращаешься взглядом, настолько оно притягательно, настолько чиста эта замечательная девушка, встретившаяся однажды Льву Алексеевичу, и навсегда оставшаяся на его акварельном этюде.
«Портрет мужчины в очках»
«Портрет мужчины в очках», - так назвал эту работу Мастер. Слегка слукавил Лев Алексеевич, ведь судя по одежде мужчины, это – буддист, то есть человек, который исповедует религиозно-философское учение буддизм. Так как Лев Алексеевич был тесным образом связан со «Старой Сарептой», то, скорее всего он именно там и наблюдал процесс возведения тибетскими монахами мандалы Будды Медицины из песка. Эта сакральная конструкция, возводимая несколько дней, приносит мир и благоденствие людям и местности, где она строится.
Для работы художника-портретиста очень характерно следующее: если его не заинтересует человек, то портрет вряд ли получится. Если художнику удаётся передать сходство, разгадать существо человека, то получается произведение, обретающее новую, вечную жизнь, по которому и мы сами лучше узнаём наших современников, и люди, которые на земле будут после нас, узнают наше время.
То, что мужчина-буддист очень заинтересовал художника, не вызывает сомнений – заинтересовал, и очень сильно. Его учение, его вера, служение ей, занятия пришельца из Тибета – всё интересно Мастеру. Он явно длительное время наблюдал за человеком в очках и за его собратьями во время молитв, во время приема посетителей, строительства мандалы, общался с ним. Поэтому и получился столь ярким и выразительным портрет монаха. Чувствуется в человеке сила, не физическая, а, прежде всего, духовная; сила его веры, его учения. Это – не просто мужчина в очках, это – сильная личность, умный, много познавший и испытавший человек, что выражено в опущенных уголках его губ. И в этом портрете Лев Алексеевич для создания контраста использует фон: человека с природой. Да, за спиной тибетского монаха мы видим нечеткий размытый ландшафт – те самые дали, откуда, наверное, и приехал к нам в Волгоград далёкий гость из тибетского монастыря.
«Портрет племянника Савченко Анатолия»
Если мы остались в неведении относительно родственных связей Льва Алексеевича с чудесной девушкой Катей, то следующий портрет чётко информирует зрителей, что мужчина, изображённый на нём, доводится художнику племянником. Итак, Анатолий Савченко, кто ты, вернее, какой ты?
Уже немолод, но ещё вполне крепок, и седина не съела цвет волос. Загорелое лицо, по которому побежали морщинки, увы, не только от смеха, поскольку опустились уголки губ. Глаза. Анатолий не смотрит на художника (зрителей), его взор устремлён едва ли не на самого себя, решающего какие-то проблемы. Во всяком случае, художник показал близкого ему человека умным, серьёзным, не суетным человеком, но открытым далеко не всем. И нам, зрителям, он не открыл себя, отгородившись и позой, и отведённым взглядом.
Однако, чувствуется, что уж если этот холодок отчуждённости будет растоплен, то многое может поведать этот человек, многое по-своему преподнести.
«Портрет»
Только дата: «1961» и подпись автора стоят на карандашном портретном этюде Льва Крылова, на котором изображена молодая женщина. Она сидит на стуле вполоборота к зрителям, чуть повернув голову. Женщина молода, хороша собой, одета по моде того времени в элегантное платье, так идущее к ней. Миловидное лицо, короткая стрижка, чуть тронутые улыбкой губы и чистый открытый взгляд – всё вместе делает женщину настолько притягательной, что, кажется, ты знаешь её давно. И она знает про тебя, готова помочь, что-то подсказать, как сестра или близкая подруга. Какая-то вещь переброшена через спинку стула, может, плащ гостьи. Вот она вошла, сняла плащ и присела, готовая выслушать, помочь, подсказать. В ней чувствуется эта добрая готовность к сопричастности.
Может, всё обстоит иначе, и женщина пришла специально к художнику на сеанс, потому что согласилась позировать. Поэтому и платье тщательно выбрано, и сидит она так, как попросил художник, чтобы показать нам чистоту, мягкость, душевную красоту, естественность и очарование красивой молодой незнакомки. В отличие от неизвестной красавицы Крамского, держащей зрителей своей показной холодностью и надменностью на расстоянии, незнакомка Крылова, наоборот притягивает. От неё исходит тепло.
«Портрет мужчины»
«Портрет мужчины» выполнен маслом, причем художник работал быстро, широкими мазками, в так называемой технике пастозной живописи. Целью пастозной техники в масляной живописи является замена: детальной прорисовки – объемной текстурой, множества оттенков – направленным объемным мощным следом от кисти, который помогает получить тени и полутона в одном цвете, иллюзию движения и трехмерности.
Именно так изобразил Крылов фон, одежду мужчины, лишь обозначив её, не дописав, не завершив. Зато лицу мужчины Мастер уделил гораздо больше времени и своего тщания. Лицо притягивает. В этом ещё нестаром человеке чувствуется большая внутренняя сила, уверенность, он знает себе цену. Здесь нет горьких складок у губ, напротив, они сжаты. Нет морщин, высокий лоб гладок, есть вертикальная морщина между бровей, что свидетельствует о том, что этот человек проявляет к себе повышенную требовательность, причём как в личном плане, так и в профессиональном. У мужчины на портрете кисти Крылова на переносице, скорее, треугольник из вертикальных морщин – так называемая «печать мудреца».Такие морщины указывают на то, что оба полушария развиты хорошо. Человеку подвластны и логика, и интуиция.
«Оля»
Завершает нашу портретную галерею портрет Оли. Молодая красивая женщина с правильными чертами лица, прямым, несколько великоватым носом, что делает её похожей на древнегреческих богинь, которых изображали и создавали художники и скульпторы той поры.
Однако, у Оли Крылова, скорее, течет в жилах еврейская кровь: глаза, тот же нос, пышные курчавые волосы, шапкой венчающие голову женщины, утверждают этот вывод. На Ольге надето нарядное платье, на шее – украшение. Собралась в театр, на званый ужин, в гости? Мы этого не знаем и не узнаем.
Но мы узнали главное о ней –умна, интеллигентна, глубокий интересный человек.
Вот и завершились наши виртуальные экскурсии по выставке художника Льва Алексеевича Крылова «Ни дня без мольберта». Надеемся, что экскурсии были интересны вам и познавательны в плане знакомства с автором, с его творчеством, а также с жанрами живописи (пейзаж, портрет и т.д.) и художественными приёмами, на примере тех, которые использовал Лев Алексеевич Крылов в своём творчестве.
Елена Серебренникова, методист МВЦ.
Ждём вас в залах музейно-выставочного центра Красноармейского района Волгограда – единственного подобного муниципального учреждения культуры в Южном федеральном округе!
Дорогие друзья! Подписывайтесь на наш канал и следите за новостями.