Пейзажи Льва Крылова-Далингера.
Начинаем наши экскурсии по виртуальной выставке члена творческого Союза художников России и Международной федерации, волгоградского художника Льва Алексеевича Крылова «Ни дня без мольберта». Откуда взялось такое необычное название? С подачи самого художника, который на вопрос, кто его кумир, отвечал, что Илья Репин: «Он до 89 лет не выпускал кисть из рук, и я преклоняюсь перед ним!».
Нельзя не преклониться и перед этим человеком-художником Львом Алексеевичем Крыловым, ушедшим от нас совсем недавно, прожившим большую, яркую, насыщенную событиями творческую жизнь и, как и его кумир Репин, до последних дней не выпускающего кисть из рук.
Начнём знакомство с художественными произведениями Льва Крылова, доставшимся нам в качестве золотого фонда наследства, с портретов…природы. Слушатели наших уроков о законах красоты наверняка запомнили и знают, что портреты, если можно так выразиться, написанные с природы, называются «пейзаж».
Само слово «пейзаж»- производное от французского словаpays (пэйс) — страна, местность. Ну, а вообще-то пейзаж – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.
Всем этим арсеналом художественных приёмов и законов в совершенстве владел Лев Алексеевич Крылов. Давайте вместе убедимся в этом, знакомясь с пейзажными картинами художника.
«За Волгой. Мостик» - работа мастера, выполненная карандашом. Что показал нам Крылов? То, что хорошо знакомо местным жителям, стремящимся в волгоградскую сумасшедшую летнюю жару из раскалённого зноем города, туда, на другой берег Волги, где зовут под свои кроны деревья – вязы, дубы, ивы, где можно, упав в траву, слушать жужжание стрекоз и стрекотание кузнечиков. Где нет-нет, да и проведёт по разгоряченной щеке едва осязаемый ветерок.
Присядешь на поваленный ствол дерева, задумаешься о чём-то своём. Глядя на выглядывающие из травы сухие ветки и рассыпавшиеся на куски стволы сухих деревьев, потянет пофилософствовать о том, что деревья умирают стоя; что:
«Ох вы, рощи мои, дерева,
Не рубили бы вас на дрова -
Не чернели бы пни,
Как прошедшие дни.
Дерева, вы мои, дерева!»
Хорошо, тихо. Поразмышляешь, за какой такой надобностью выстроен был этот, с виду хлипкий, мостик. Мысли текут неторопливо, как и Волга, которая притаилась совсем рядом, всегда готовая одарить тебя своей прохладой.
«Ива цветёт». Продолжит нашу прогулку по левому берегу Волги следующая работа Льва Алексеевича Крылова, написанная акварелью – «Ива цветёт». За то, что мы всё ещё находимся в мире «Заволжья», говорит тот факт, что там, вдали, на другом берегу реки просматриваются силуэты городских многоэтажек.
А здесь, на переднем плане, художник показывает нам отчаянную борьбу за жизнь умирающего дерева. Да, деревья умирают стоя, рефреном повторим избитую фразу. Сухие корни-подпорки ивы, цепляющиеся за песок, напоминают этой отчаянной хваткой деревья Валаама, также цепко держащиеся за тоненький слой почвы.
Сухие голые руки-ветки, отчаянно, горестно хватающие воздух…
Но! Вопреки всему живёт старая ива, не сдаётся на милость ни времени, ни обстоятельствам – она цветёт! Поэтому картина оставляет позитив в душе, даря надежду, что жизнь будет продолжаться и у ивы, которая даст новые побеги, и у нас, главное – не сдаваться! Верить в жизнь.
«Лес». Рисунок в карандаше «Лес», очень интересен. В нём художник сумел удивительным образом показать многое через малое. Что мы видим на этом «портрете природы»? Два берёзовых ствола, да два хвойных деревца-подростка. Вроде бы совсем немного, но отчего же возникает ощущение, что эта картина – всего лишь прелюдия к тому, что скрывается там, в глубине? В том сумраке, что просматривается за стволами подружек – берёзок, воображение дорисовывает другие деревья, подлесок, кустарники, тропинки, уводящие всё дальше и дальше – туда, где:
«Молчит и млеет лес высокий,
Зеленый, темный лес молчит.
Лишь иногда в тени глубокой
Бессонный лист прошелестит».
Иван Тургенев, Лев Крылов, «Лес».
«Лужки болота». Ну, здравствуй заболоченный лес, куда манила нас предыдущая картина. Вы знаете, что представляют собой лесные болота? Это участки земной поверхности леса с избыточно застойным увлажнением почвы. Возникают болота не в один день. Сначала болота напоминают озера, с затянутой тиной поверхностью. В некоторых местах – это участки водной поверхности с торчащими стволами деревьев. Пройдет много лет, прежде чем содержимое этих озер перегниет, а поверхность, сначала зарастет болотными растениями, а потом затянется мхом, образуя кое-где выходы к водным окнам. Потом затянутся и эти окна…
Крылов «Руза, лесная дорога». На картине Крылова «Руза, лесная дорога» мы вновь наслаждаемся великолепным владением карандашом автора произведения. Есть только белый лист и карандаш. Но сколько же смог показать нам художник, используя лишь этот небогатый арсенал изобразительных средств. Здесь нет игры цветом, есть игра света и теней. И какая мастерская игра!
Руза – небольшой городок в Московской области, названный так по реке Руза, на которой стоит, по берегам которой тянется лес, изображённый на рисунке Льва Алексеевича Крылова. Вероятно, рисунок был создан в то время, когда Крылов развивал и совершенствовал свой творческий потенциал, совершая многочисленные плэнерные поездки.
«Рига» - акварельный этюд мастера. Акварель считают непослушной и капризной краской. С ней сложно работать, трудно хранить, она непредсказуема и требует от художника предельной сосредоточенности. Но те, кому удалось ее покорить и приручить, знают секрет создания настоящих шедевров, глядя на которые задаешься единственным вопросом: «Кому они продали душу, чтобы так рисовать?»
И ещё. Пейзаж — это не просто акварельный «снимок» с натуры. Пейзаж – это настроение: печаль, радость, грусть… Именно философский подход является смыслом любого пейзажа. И именно это ценно как для художника, так и для зрителей. Рижский этюд – безусловно, создаёт лирическое настроение, чему способствуют и парочка возле лодочной пристани, лодка, лёгкая рябь на воде и «солнечная пронизанность» всего, что изображено на картине.
«Хоста. Освещенные солнцем деревья». Ещё одна «солнечная» работа художника, которую он так и назвал «Хоста. Освещенные солнцем деревья». И вновь – карандашный рисунок. Тот же белый лист. Природа, деревья… Всё то же, и совершенно не то. Понимаешь сразу, что это и не подмосковье, и не наши волжские берега. Деревья совершенно другие. Вспоминаешь, что Хоста славится своим самшитовым лесом, вернее тисо-самшитовой рощей. Тисо-самшитовая роща — это своеобразный живой музей, хранилище реликтовой растительности, оставшейся здесь в почти неизменном виде ещё с доисторических времён (около 30 млн. лет назад).
Вот это природное чудо однажды воочию увидел и Лев Алексеевич Крылов, а, увидав, поделился с нами своим ощущением и настроением. Как видим, настроение было у художника солнечным.
«Ерик» - лаконичное название картины, завершающей нашу сегодняшнюю экскурсию по пейзажным работам Льва Алексеевича Крылова. Что такое ерик, думается, волгарям объяснять не надо.
Ерик – это узкая протока, соединяющая озёра, заливы, протоки и рукава рек между собой, а также речная старица, то есть затон.
Картина Крылова «Ерик» написана сочно, ярко, вкусно. Художник щедро кладёт краски. И хоть, судя по желтеющим кустам и листве деревьев, наступила осень, но это то время осени, которое Пушкин назвал «щедрым природы увяданьем».
А мы с вами, дорогие посетители выставки художника Льва Алексеевича Крылова, вкусили щедрот от человека, бесконечно влюблённого в природу во всех её проявлениях. И, главное, не только влюблённого, но и умеющего поделиться этой влюблённостью с нами, зрителями и почитателями его таланта.
Наша экскурсия закончена. Но впереди будут новые встречи.
В следующий раз мы познакомим вас с работами художника Льва Алексеевича Крылова, объединёнными темой «Городской пейзаж».
Елена Серебренникова, методист МВЦ.
Дорогие друзья! Подписывайтесь на наш канал и следите за новостями.