Осенью прошлого года на нашем канале выходили две статьи, посвященные ключевому году в истории рока. В 1969 -ом родился стиль "хард", были заложены основы прогрессива, у огромного числа популярнейших групп вышли самые разнообразные великолепные альбомы, которые миллионы любителей музыки слушают до сих пор. В том же году состоялся фестиваль Вудсток. Рок стал не просто еще одним музыкальным жанром. Он стал явлением.
За всем эти великолепием в тени остались работы исполнителей не столь широко известных, но заслуживающих самого внимательного к себе отношения. В упомянутых статьях я обещал продолжить тему, если она вызовет читательский интерес. Выполняю обещание и представляю ещё три очень разных альбома-шедевра, или почти шедевра, рожденных в 1969-ом, от трех разных коллективов. Надеюсь они вам понравятся.
Ютуб-канал Thebestdream I had
Одним из таких коллективов была нью-йоркская группа Valhalla в составе: Рик Эмброуз (Rick Ambrose - bass, vocals), Боб Хьюлинг (Bob Huling - percussion, vocals), Дон Кранц (Don Krantz - guitar), Эдди Ливингстон (Eddie Livingston - drums). Лидером был Марк Мангольд (Mark Mangold - keyboards, vocals). Общее музыкальное направление Валгаллы можно определить как тяжелую психоделию или кислотный рок с упором на клавишные. Хотя на протяжении 48 минут единственного одноименного альбома можно встретить и блюз, и хард (прото-метал), и фолк, и даже джаз. Плюс помпезные, почти симфонические аранжировки и оркестр. Словом сплошная эклектика.
Именно поэтому рецензенты сравнивают нью-йоркцев и с Deep Purple, и с Procol Harum, и с Cream, и с ELP. Я бы добавил к этому списку ещё Артура Брауна, Iron Butterfly и Vanilla Fudge. Жаль, что музыка коллектива не получила дальнейшего развития из-за нежелания выпускающего лейбла обеспечить пластинке достойный промоушн. Valhalla распалась. А было бы очень интересно посмотреть, в какую бы сторону команду "качнуло". А может они остались бы столь же разносторонними? Кто знает...
В любом случае это очень достойная запись, заслуживающая самого внимательного ознакомления.
Еще одной группой, выпустившей в 1969 году единственный одноименный альбом, стали Circus из славного города Лондона.
Ютуб-канал Circus – тема
Circus образовались после ухода лидера Филипа Гудхэнд-Тэйта из группы The Stormsville Shakers, и последовавшей смены состава. Это случилось в 1967 году. А годом позже в 1968-ом новые члены команды Ян Джелфс (Ian Jelfs - guitar, vocals), Крис Берроуз ( Chris Burrows - drums) и Мел Коллинз (Mel Collins - flute, tenor saxophone), вместе со старожилом Керком Риддлом (Kirk Riddle - bass, guitar) , сменили название и приступили к записи. Получившуюся музыку можно охарактеризовать как смесь психоделии с джаз-роком, где последний играет ведущую роль.
Из восьми композиций три принадлежат перу самого известного участника, Мела Коллинза, работавшего в дальнейшем с King Crimson, Camel, Alan Parsons Project, а остальные пять представляют собой кавер-версии песен The Beatles, The Mamas & The Papas, Чарльза Мингуса, Сонни Роллинза и Тима Хардина. При этом не возникает ощущения музыкального "винегрета". Всё звучит очень цельно и солидно. И даже смелое решение начать пластинку с битловской "Norwegian Wood" оказывается оправданным. Песня становится для "циркачей", что называется, своей. Соло Коллинза на саксофоне и флейте на протяжении всей записи выгодно оттеняются неброским, но очевидным мастерством остальных участников. Ассоциаций при прослушивании возникает много. Тут и King Crimson, что понятно, а кроме него и ранний Pink Floyd, и Camel, и Soft Machine, Caravan, Colosseum. Если бы Circus выпустили второй альбом, материал к которому, как говорят, был записан, может им и удалось бы встать в один ряд с вышеперечисленными "зубрами" прога. А так они остались ещё одним раритетом той удивительной эпохи. Может и не столь блистательным, но очень и очень интересным.
Последнюю на сегодня группу, выпустившую в 1969 году прекрасную, но не слишком широко известную работу, часто числят по ведомству не только экспериментального прогрессивного психоделического рока, но и электроники.
Коллектив под названием White Noise был также как и Circus основан в Лондоне в 1968 году.
Проект "Белый шум" берет свое начало в BBC's Radiophonic Workshop, творческой мастерской Британской Вещательной Корпорации. Небольшая команда техников и музыкантов создавала футуристические электронные эффекты и музыку для телевизионных и радиопрограмм Би-би-си. Среди них были Делия Дербишир (Delia Derbyshire) и Брайан Ходжсон (Brian Hodgson), создавшие в 1966 году совместно с Питером Зиновьевым группу под названием Unit Delta Plus для продвижения и исполнения электронной музыки, и именно они вдохновили приехавшего в Британию для изучения электроники и классической музыки американского контрабасиста Дэвида Ворхауса (David Vorhaus) начать писать свою собственную электронную музыку.
Ворхаус встретился с Дербишир и Ходжсоном и убедил их сотрудничать с ним в проекте, ориентированном на более широкую аудиторию. Два демо-трека Ворхауса были представлены лейблу Island Records. Все прошло настолько удачно, что лейбл заказал целый альбом. И даже сделал предоплату в 3000 фунтов.
Троица создала свою собственную студию, она же научная лаборатория, из "позаимствованного" на основной работе снаряжения и импровизированного оборудования. Несколько друзей были привлечены, чтобы обеспечить ударные, тексты песен и вокал. Но основная часть времени была потрачена на запись самой электронной музыкальной подкладки. Доступных клавишных полифонических синтезаторов у команды не было, каждый аккорд должен был быть собран из многочисленных записей, тщательно склеенных вместе. Широко использовались методы musique concrete, при помощи которых физически генерируемые звуки подвергались всевозможным электронным искажениям и манипуляциям с пленкой.
Процесс создания альбома, названного "An Electric Storm", затягивался, лейбл начал нервничать и требовать закончить работу. К этому моменту вторая сторона диска еще не была закончена. Поэтому для заключительного трека Ворхаус позаимствовал идею у Pink Floyd. На их втором лонгплее "A Saucerful of Secrets" есть одноименный длинный инструментальный трек, в котором шумовая какофония наложена на основу из барабанного риффа. В результате с помощью известного джазового перкуссиониста Пола Литтона (Paul Lytton) получилась душераздирающая "The Black Mass: An Electric Storm In Hell - Черная месса: электрическая буря в аду", напоминающая о душах, вопящих в вечных муках.
Понятно, что у Ворхауса и его команды не было никакого способа воспроизвести альбом вживую. Рекламная кампания была организована неудачно, музыкальные издания не стали брать у музыкантов интервью. Вследствие всего этого продажи шли плохо. Но со временем "Электрический шторм" приобрел устойчивый культовый статус как пионерская работа в малоизведанных областях музыки
Впрочем скоро синтезаторы Муг стали доступны и начали широко использоваться самыми разными коллективами. И уникальная новинка перестала таковой быть. Ворхаус пытался возродить White Noise , выпуская сольные альбомы под этой маркой. Но это случилось значительно позже и к 1969 году отношения не имеет.
#valhalla #circus #white noise #музыка #рок
Предыдущие заметки: