17,5K подписчиков

Возвращение в 1969-й. Музыка, которую вы могли не слышать.

4,5K прочитали

Осенью прошлого года на нашем канале выходили две статьи, посвященные ключевому году в истории рока. В 1969 -ом родился стиль "хард", были заложены основы прогрессива, у огромного числа популярнейших групп вышли самые разнообразные великолепные альбомы, которые миллионы любителей музыки слушают до сих пор. В том же году состоялся фестиваль Вудсток. Рок стал не просто еще одним музыкальным жанром. Он стал явлением.

Обложки альбомов взяты на progarchives.com
Обложки альбомов взяты на progarchives.com

За всем эти великолепием в тени остались работы исполнителей не столь широко известных, но заслуживающих самого внимательного к себе отношения. В упомянутых статьях я обещал продолжить тему, если она вызовет читательский интерес. Выполняю обещание и представляю ещё три очень разных альбома-шедевра, или почти шедевра, рожденных в 1969-ом, от трех разных коллективов. Надеюсь они вам понравятся.

Ютуб-канал Thebestdream I had

Одним из таких коллективов была нью-йоркская группа Valhalla в составе: Рик Эмброуз (Rick Ambrose - bass, vocals), Боб Хьюлинг (Bob Huling - percussion, vocals), Дон Кранц (Don Krantz - guitar), Эдди Ливингстон (Eddie Livingston - drums). Лидером был Марк Мангольд (Mark Mangold - keyboards, vocals). Общее музыкальное направление Валгаллы можно определить как тяжелую психоделию или кислотный рок с упором на клавишные. Хотя на протяжении 48 минут единственного одноименного альбома можно встретить и блюз, и хард (прото-метал), и фолк, и даже джаз. Плюс помпезные, почти симфонические аранжировки и оркестр. Словом сплошная эклектика.

Именно поэтому рецензенты сравнивают нью-йоркцев и с Deep Purple, и с Procol Harum, и с Cream, и с ELP. Я бы добавил к этому списку ещё Артура Брауна, Iron Butterfly и Vanilla Fudge. Жаль, что музыка коллектива не получила дальнейшего развития из-за нежелания выпускающего лейбла обеспечить пластинке достойный промоушн. Valhalla распалась. А было бы очень интересно посмотреть, в какую бы сторону команду "качнуло". А может они остались бы столь же разносторонними? Кто знает...

В любом случае это очень достойная запись, заслуживающая самого внимательного ознакомления.

Еще одной группой, выпустившей в 1969 году единственный одноименный альбом, стали Circus из славного города Лондона.

Ютуб-канал Circus – тема

Circus образовались после ухода лидера Филипа Гудхэнд-Тэйта из группы The Stormsville Shakers, и последовавшей смены состава. Это случилось в 1967 году. А годом позже в 1968-ом новые члены команды Ян Джелфс (Ian Jelfs - guitar, vocals), Крис Берроуз ( Chris Burrows - drums) и Мел Коллинз (Mel Collins - flute, tenor saxophone), вместе со старожилом Керком Риддлом (Kirk Riddle - bass, guitar) , сменили название и приступили к записи. Получившуюся музыку можно охарактеризовать как смесь психоделии с джаз-роком, где последний играет ведущую роль.

Из восьми композиций три принадлежат перу самого известного участника, Мела Коллинза, работавшего в дальнейшем с King Crimson, Camel, Alan Parsons Project, а остальные пять представляют собой кавер-версии песен The Beatles, The Mamas & The Papas, Чарльза Мингуса, Сонни Роллинза и Тима Хардина. При этом не возникает ощущения музыкального "винегрета". Всё звучит очень цельно и солидно. И даже смелое решение начать пластинку с битловской "Norwegian Wood" оказывается оправданным. Песня становится для "циркачей", что называется, своей. Соло Коллинза на саксофоне и флейте на протяжении всей записи выгодно оттеняются неброским, но очевидным мастерством остальных участников. Ассоциаций при прослушивании возникает много. Тут и King Crimson, что понятно, а кроме него и ранний Pink Floyd, и Camel, и Soft Machine, Caravan, Colosseum. Если бы Circus выпустили второй альбом, материал к которому, как говорят, был записан, может им и удалось бы встать в один ряд с вышеперечисленными "зубрами" прога. А так они остались ещё одним раритетом той удивительной эпохи. Может и не столь блистательным, но очень и очень интересным.

Последнюю на сегодня группу, выпустившую в 1969 году прекрасную, но не слишком широко известную работу, часто числят по ведомству не только экспериментального прогрессивного психоделического рока, но и электроники.

Коллектив под названием White Noise был также как и Circus основан в Лондоне в 1968 году.

Проект "Белый шум" берет свое начало в BBC's Radiophonic Workshop, творческой мастерской Британской Вещательной Корпорации. Небольшая команда техников и музыкантов создавала футуристические электронные эффекты и музыку для телевизионных и радиопрограмм Би-би-си. Среди них были Делия Дербишир (Delia Derbyshire) и Брайан Ходжсон (Brian Hodgson), создавшие в 1966 году совместно с Питером Зиновьевым группу под названием Unit Delta Plus для продвижения и исполнения электронной музыки, и именно они вдохновили приехавшего в Британию для изучения электроники и классической музыки американского контрабасиста Дэвида Ворхауса (David Vorhaus) начать писать свою собственную электронную музыку.

Ворхаус встретился с Дербишир и Ходжсоном и убедил их сотрудничать с ним в проекте, ориентированном на более широкую аудиторию. Два демо-трека Ворхауса были представлены лейблу Island Records. Все прошло настолько удачно, что лейбл заказал целый альбом. И даже сделал предоплату в 3000 фунтов.

Троица создала свою собственную студию, она же научная лаборатория, из "позаимствованного" на основной работе снаряжения и импровизированного оборудования. Несколько друзей были привлечены, чтобы обеспечить ударные, тексты песен и вокал. Но основная часть времени была потрачена на запись самой электронной музыкальной подкладки. Доступных клавишных полифонических синтезаторов у команды не было, каждый аккорд должен был быть собран из многочисленных записей, тщательно склеенных вместе. Широко использовались методы musique concrete, при помощи которых физически генерируемые звуки подвергались всевозможным электронным искажениям и манипуляциям с пленкой.

Процесс создания альбома, названного "An Electric Storm", затягивался, лейбл начал нервничать и требовать закончить работу. К этому моменту вторая сторона диска еще не была закончена. Поэтому для заключительного трека Ворхаус позаимствовал идею у Pink Floyd. На их втором лонгплее "A Saucerful of Secrets" есть одноименный длинный инструментальный трек, в котором шумовая какофония наложена на основу из барабанного риффа. В результате с помощью известного джазового перкуссиониста Пола Литтона (Paul Lytton) получилась душераздирающая "The Black Mass: An Electric Storm In Hell - Черная месса: электрическая буря в аду", напоминающая о душах, вопящих в вечных муках.

Понятно, что у Ворхауса и его команды не было никакого способа воспроизвести альбом вживую. Рекламная кампания была организована неудачно, музыкальные издания не стали брать у музыкантов интервью. Вследствие всего этого продажи шли плохо. Но со временем "Электрический шторм" приобрел устойчивый культовый статус как пионерская работа в малоизведанных областях музыки

Впрочем скоро синтезаторы Муг стали доступны и начали широко использоваться самыми разными коллективами. И уникальная новинка перестала таковой быть. Ворхаус пытался возродить White Noise , выпуская сольные альбомы под этой маркой. Но это случилось значительно позже и к 1969 году отношения не имеет.

#valhalla #circus #white noise #музыка #рок

Предыдущие заметки:

1969 - ключевой год в истории рока. Часть 1.

1969 - ключевой год в истории рока. Часть 2.