Найти тему
Туризм изнутри

Как вернуть деньги за путевку, которая пропала из-за коронавируса?

Ни один день, ни одна профессиональная туристическая площадка в соцсетях не обходятся без жарких, переходящих в «нелитературные» дискуссии на тему о несостоявшихся турах. Почему? Что, раньше никогда не отменялись забронированные и оплаченные туры?

А вас, Штирлиц, я попрошу остаться... в России!
А вас, Штирлиц, я попрошу остаться... в России!

И Такое бывало, нечасто, правда, но проблем, как правило, не возникало: по закону (об Основах туристской деятельности)заявления туристов рассматриваются в течение 10 дней, подавать их можно как т/а, так и туроператору напрямую, ответственность турагента и туроператора четко разделены с 2010 года. Все определено и отработанно.

Что же произошло сейчас? Во-первых, впервые весь мир (!) находился в состоянии форс-мажора. Да и ответить на претензии/письма туристов в течение установленных законом 10-ти дней было физически невозможно – самоизоляция и закрытые офисы. Не говоря уже о том, что отменены были все (!) туры. А виноватых нет, разве что – «корона».

И не летят туда сегодня самолеты, и не едут даже поезда... (с)
И не летят туда сегодня самолеты, и не едут даже поезда... (с)

Сейчас, когда туризм понемногу выходит из «штопора», возможности по отмененным турам структурировались и образовали два класса: перенос тура и возврат средств. Туристу можно расслабиться, выбрать один из двух вариантов и ждать, либо отдыха, либо денег? Увы…

2 пить или не 2 пить - вот в чем вопрос...
2 пить или не 2 пить - вот в чем вопрос...

В каждом из этих «двух классов» большой разброс: возьмем переносы.

И здесь я просто процитирую своих коллег из турагентств, которые находятся в эпицентре ситуации: есть туроператоры, которые поставили туристов в очень жесткие рамки – перенос тура только на 2021 год, на то же направление, которое было, тот же состав туристов. И даже если туристы хотят лететь сейчас, пусть и с доплатой, это запрещено. И, как говорит директор т/а, «с такими т/о я, скорее всего, работать не буду». В сети можно увидеть полноформатные «саги» на тему переносов, когда тур переносили и дважды, и трижды, на разные направления, а в итоге отдых не состоялся вовсе. Но есть и другие «мега лояльные» туроператоры (опять цитата), которые разрешают любые варианты.

То же самое относится к возвратам: кто-то быстро и четко отвечает, кто-то молчит.

Складывается картинка: на туристическом рынке работают не только профессионалы, но и те, кто, воспользовавшись моментом, пытается «поймать рыбку в мутной воде». Да, есть, разумеется, первые, их немало, и есть, увы, вторые. Но, кроме них, сейчас достаточно растерявшихся, это те, кто не знает, какие принимать решения. Их можно понять: нет механизма выхода из ситуации, нет законодательной базы. Выходят в большом количестве указы и распоряжения, которые противоречат друг другу. И если сказано, что средства за несостоявшиеся туры можно депонировать до 21 года, то кто-то их и переносит только на 2021 год.

Среди этого многоголосья четко сформулировать мы можем только позицию нашей группы компаний «Carthage Group»: мы переносим все туры на то время, когда отдых станет возможным, мы сохраняем их стоимость даже в таких «житейских» случаях, когда со времени бронирования, до даты реального тура инфант подрос до ребенка 2-6, а ребенок 6-12 стал взрослым. И эти свои решение мы довели до сведения всех наших партнеров.

... за время пути ребенок мог подрости!
... за время пути ребенок мог подрости!

В этой ситуации вся ответственность за принятие решения ложится на туриста, которому мы можем сказать только одно: ваш выбор – это зона вашей ответственности. Если у вас есть хотя бы два варианта, выбрать один из них можете только вы сами. Риски этого выбора – ваши, при этом добросовестные «игроки» туристического рынка (а их достаточно!) предприняли (предпринимают) все возможное, чтобы минимизировать ваши потери при огромных своих.

И, кроме этого совета, одна ремарка (считайте, что это мысли вслух): судьба «вашего» туроператора во-многом зависит от выбора его клиентов, вашего выбора. Говорю об этом потому, что, выбирая между будущим отдыхом и возвратом денег, одним из аргументов за второй вариант может стать сомнение в будущем «своего» туроператора. А вдруг? Разорятся, обанкротятся…

Не буду лукавить, такое, увы, не исключено. Но призываю задуматься: представьте себе, что большинство туристов захотят возвратов. Откуда взять эти деньги туроператору, он же не держит их «в тумбочке». Средства перечислены давным-давно партнерам – поставщикам услуг. В этой ситуации масштабные выплаты прямой путь к разорению и банкротству.

Могут ли туроператоры обанкротиться?
Могут ли туроператоры обанкротиться?

Но мы с вами оптимисты, правда? И, одновременно, реалисты: туризм понемногу, по шажочкам начал выходить из этого кризиса. Сейчас еще очень трудно что-то планировать, но планировать необходимо, чтобы принимать решения, и мы планируем! Чтобы развиваться, как ни самоуверенно это прозвучит, и у нас «на подходе» новые проекты.

Будьте, пожалуйста, здоровы, мы ждем вас!

-6