3
Ты говоришь: «Вся Природа отдаёт себя, не ожидая, что сегодня или в будущем с ней кто-то расплатиться».
Где́ ты видел Природу, которая отдаёт Себя, не ожидая платы ? В кино ? В мечте ? Природа очень жестока и ничего не даёт бесплатно, а значит всегда даёт меньше, чем отбирает, чтобы никто не жирел, не переставал ценить каждую каплю, всегда оставался в напряжении, бодрствовании, трезвости, всегда был готов к лишениям, а не к излишествам, то есть чтобы каждый оставался Её здоровой частью. Потому что Природа — это не какой-то отдельный от человека сундук с сокровищами, из которого можно что угодно брать бесплатно, это единый с человеком Организм и отделённость от этого Организма, а тем более издевательства над Ним, грабёж, торговля Им, даже любование Им, изучение Его и Его искалечивание оборачивается такой страшной платой, которую ты и можешь наблюдать из всего того, что́ творится в цивилизованном мире с человеком. Человек на сегодня полный урод, мутант, идиот, гибрид, психопат, чудовище, калека. Вот это и есть его безобразная и отвратительная плата за бесплатность всяких пользований.
Если факт благодаяний Природы не откликается в сердце человека первобытной языческой обязанностью ответного благожелательного и благодеятельного действия, то Ей действительно нечего ждать, Ей остаётся только сожалеть, что Она кормит и поит неблагодарное племя хамских выродков и дураков, которое неизвестно откуда взялось и неизвестно когда исчезнет с лица Земли. Плата Отцу и Матери может заключаться только в одном — в послушании Их законам, уставам, порядкам, желаниям и воле, в благоговении перед Их разумом и чувством, в смирении перед Их вдохом и выдохом, тьмой и светом, добром и злом, гневом и лаской, жизнью и смертью.
Солнце светит даром ? Дождь льёт просто так ? — Это всё евангельская поэзия, а уж от человека зависит: оправдать Их каторжную работу или обесценить её, стать достойным священных трудов или оказаться не стоющим их, сделаться Сыном или превратиться в удобрение для других Сынов, а то и просто в кусок мусора. Ищите прежде Царства Божия и правды Его, а остальное приложится, — во́т плата за то, чтобы иметь всё что́ приложится и пользоваться им со спокойной Совестью.
А объявлять Природу бесплатной — это очень удобная бессовестная теория для избавления от обязанностей перед Ней. Но благородные души никогда не позволяли и не позволят себе поддерживать свою жизнь, не поддерживая другие жизни, отбирать другие жизни, не отдавая свои жизни, потому что их корысть не в том, чтобы что-то брать или что-то отдавать, а чтобы иметь покой Совести.
Бог ничего не даёт просто и без упрёков, как говорит Апостол Иаков, у Бога тоже есть виды на человека, корысть по отношению к человеку. Растя дерево человеческой жизни, Он ждёт от него плодов, а не ботвы, благодарности, а не свинства, служения, а не разврата, то есть даёт, чтобы получить, получить то, что́ нужно для блага всех, и если человек, упустив время и растратив силы попусту, не становится плодом, то упрёков и наказаний ему не избежать. Никогда и ничего Бог не даёт даром, это всё человеческие выдумки для того, чтобы удобно избегать обязанностей, впрочем с многих-то и брать-то нечего: даже если им что-то и дано, то дано всё, кроме Совести, а если нет Совести, то и взять с них ничего не получится. Но тот, кому наряду с прочими дарованиями дана и Совесть, то с него спросится уже и за него и за других. Но никто отсюда не уйдёт, не оплатив затраченные на него средства.
Даже если кто-то и не ожидает и не требует от нас платы за помощь, даже если он не думает об этом, то это дело нравственного покоя его собственной души, которое не означает, что на основании его покоя мы тоже можем быть спокойны, как будто ничего не должны. Истинный человек — это чувство или сознание долга, и если этого чувства и сознания нет, то это не человек, это вещь, предмет, труп, отмершая часть тела, пыль, возметаемая ветром.
Чтобы что-то получить от Природы, нужно, по меньшей мере, приложить усилия и усилия, порой, рискованные, опасные, тягостные, скучные, монотонные, но необходимые и неизбежные. В Природе никто ничего не имеет даром, бесплатно. Чтобы наш организм мог получать нужные жизнеподдерживающие вещества, он должен каждую минуту трудиться: идти, бежать, ползти, карабкаться, доставать, брать, обрабатывать, заготовлять, приготовлять, откусывать, жевать, глотать, переваривать, отделять, усваивать, извергать, убирать за собой. Это ли не плата для того, чтобы получить некое душевное вознаграждение, чтобы душа, уделив внимание и силы всем этим процессам тела и духа, могла выкроить хоть час внимания для удовлетворения своих высших потребностей, ради которых опять-таки нужно трудиться, напрягаться, мучиться, страдать, то есть снова платить.
Пусть в Природе никто ничего не ждёт, каждый делает своё дело, ищет только своей пользы, не имеет понятия о долге, плате, возмещении, вознаграждении, корысти, бескорыстии, имея необходимое на тот срок, какой ему назначен для жизни. Но за тем, чтобы каждый, думая только о своей выгоде, приносил пользу всему Организму Природы, наблюдает Вышний Дух. Он никогда ничего не заберёт у тебя просто так, даром, никогда не позволит тебе, отдавая, остаться ни с чем, так же, как ты не допустишь, чтобы твой ребёнок, помогая другим детям, остался с пустыми руками и с пустой душой. Поэтому ты можешь позволить себе не думать о себе, но Он не может позволить Себе не думать о тебе. Ты можешь возложить на Господа заботы твои и не заботиться о себе; но Он не может не заботиться о тебе, то есть не трудиться над поддержанием твоей жизни, пока она нужна Ему на Земле.
Если ты всегда готов помочь человеку, да ещё по Божьей Воле, то ты не уснёшь, если не исполнишь должного, не уснёшь потому, что не будет покоя в душе, не будет мира с Отцом, ощущения Его довольства тобой. И вот этот покой, одобрение, мир и довольство и есть твоя коры́сть, твоя ко́рысть, твоя польза, твоё сокровище, твоё сердце, твоя самая главная часть. А проповеди об ”абсолютном бескорыстии” — это всего лишь воспитательная и довольно опасная уловка для поверхностных людей, рассчитанная на естественное человеческое тщеславие. Человеку нравится слыть или чувствовать себя ”абсолютно бескорыстным”, потому что это хвалится, одобряется, поддерживается, прославляется, то есть так или иначе вознаграждается — то ли людьми, то ли Богом, то ли его собственным нравственным чувством. Думая, что он ”абсолютно бескорыстен”, он окрыляется чувством одобрения и делает то, что́ нужно для целей его истинной корысти, если, конечно же, не остановится перед неизбежными жертвами на этом пути.
Основанием чувства жизни является не чувство жизни, а чувство смерти. Чувство смерти всегда было и будет платой, предоплатой или расплатой за чувство жизни. Чтобы защитить семью, отец должен переживать чувство смерти, подвергаться риску испытать это чувство, быть готовым к нему, терпеть его. Чтобы родить человека и испытывать чувство жизни, мать идёт на то, что́ наполняет её чувством смерти: роды, болезни, бессонные ночи, кормления, которые грозят медленной или быстрой кончиной и часто приводят к ней. Чтобы одна тварь жила, она должна убивать или истощать другую тварь. Чтобы чем-то одаривать других, нужно чего-то лишаться. То есть уплата неизбежна на каждом шагу с утра до вечера и с вечера до утра. О ней можно думать, можно не думать, замечать её, не замечать, считать, что её вообще нет, но она от этого не исчезнет.
Когда нужно поддержать жизнь одного телесного организма, нужно умертвить другой телесный организм; когда нужно поддержать жизнь одного духовного организма, нужно подвергнуть истощению другой духовный организм. Когда нужно достичь своей нравственной чистоты, приходится отказываться, насколько это возможно, от умерщвления и истощения телесных и духовных организмов других существ и, насколько это возможно, истощать свой телесный и духовный организм, который предварительно напитан ими. Когда нравственная чистота достигнута, приходится расплачиваться за нравственную нечистоту других, терпеть их поведение, выходки, характеры, капризы, подлости. И всё это есть плата, расплата, оплата, возвращение или осуществление долга по отношению к своей Душе, Совести, Любви, Братству, Вечности.
Во́т почему без жертв, жертвоприношений, расплат, плат, выкупов, искупительных, очистительных страданий, пыток, издевательств и боли жизнь невозможна. Жертвоприношения в Древнем мире были повсеместны, древний человек чувствовал их необходимость и неотвратимость. Если человек Нового времени не приносит жертв добровольно, в силу своей изнеженности считая их дикостью и варварством, они неизбежно и в обязательном порядке устраиваются Свыше, потому что Бог никогда не перестанет заботиться об истинной, вечной и спасительной корысти человека.
Платить нужно за всё: и за то, чтобы что-то получать, и за то, чтобы иметь возможность давать, служить, ухаживать, жертвовать, умирать для других. За спасение души нужно платить мучениями души, болезнями тела, одиночеством духа, терпением отверженности, клевет, презрения, унижений, оскорблений, слепоты и глухоты человеческой. И если у человека нет корысти, он платить не будет; а если платит, значит корысть у него есть.